Борьба «нанайских мальчиков» с дефицитом бензина

Пытаясь не допустить дефицита топлива, Казахстан вводит запрет на экспорт нефтепродуктов с 1 июня до 1 сентября 2008 года. Однако эта запоздалая мера явно недостаточна

Борьба «нанайских мальчиков» с дефицитом бензина

19 мая премьер Карим Масимов подписал постановление о запрете экспорта нефтепродуктов. По словам главы энергетического ведомства республики Сауата Мынбаева, «это связано с масштабным экспортом за пределы Казахстана. Понятно, что цена дизтоплива и бензина (в соседних странах) значительно выше, чем у нас. Идут формальные и неформальные достаточно большие объемы экспорта, и не реагировать мы на это не можем, поскольку на внутреннем рынке цена адекватно растет». Вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов полагает, что принятие такой меры позволит стабилизировать цены и создать резервный объем ГСМ для работы во время уборочной кампании.

Квотирование, запрет экспорта нефтепродуктов уже в течение ряда лет является стандартной реакцией правительства республики на подобную ситуацию. Хотя опыт многих стран (и самого Казахстана) показывает, что административные способы насыщения рынка нефтепродуктами, давая кратковременный эффект, нередко ведут к дефициту и росту нелегального оборота.

Отрицательный позитив

Как сообщает Агентство по статистике, в стране в январе–апреле 2008 года произведено 908,3 тыс. тонн ГСМ – на 2,3% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Зато экспорт топлива за это же время почти удвоился. Результат – обеспеченность ГСМ сельхозпроизводителей на севере Казахстана в период посевной – всего 70% от потребности, а в ЮКО стоимость дизтоплива превысила 100 тенге за литр, но и по этой цене его нет в продаже. Обращает на себя внимание и тот факт, что дизельное топливо впервые стоит дороже бензина.

В правительстве, как всегда, ссылаются на внешнюю причину: рост мировых цен на нефть. Однако если министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов заявляет, что «положительным фактором, оказывающим влияние на экономику, является рост цен на нефть и другие экспортные позиции Казахстана», то в министерстве энергетики с этим «положительным фактором» связывают такие негативные тенденции на внутреннем рынке нефтепродуктов, как их дефицит и резкое удорожание.

Административные меры, давая кратковременный эффект, ведут к дефициту и росту нелегального оборота нефтепродуктов

Отметим, что ранее, после принятия правительством решения о пошлине на экспорт сырой нефти, эксперты предупреждали чиновников о необходимости ввода ограничения и на вывоз продуктов нефтепереработки. Но власти мнение экспертов проигнорировали и начали действовать лишь тогда, когда практически на всей территории страны, за исключением западных областей, «вдруг возник» острейший дефицит ГСМ, т.е. когда поезд уже ушел. Таким образом, круг замыкается на самом правительстве, и его действия очень напоминают небезызвестную борьбу «нанайских мальчиков».

Можем, если захотим

Ситуация, сложившаяся с ГСМ, наглядно показывает неэффективность политики правительства по управлению топливным рынком. А факт наличия ценового сговора производителей и существования в стране лишь рынка продавца, диктующего свои условия потребителю, подтверждается удорожанием топлива даже при падении цены на нефть на мировом рынке и отпуском его в основном аффилированным с НПЗ компаниям. А главный игрок на рынке нефтепереработки, как известно, – нацкомпания «КазМунайГаз», контролирующая производство почти половины нефтепродуктов в стране. Логично предположить, что ее политика должна направляться основным акционером – государством. Очевидно, что этого не происходит.

Между тем Казахстан – нефтедобывающая страна, которая вполне может позволить себе дешевое топливо на внутреннем рынке. Надо лишь продумать действенные меры по регулированию экспорта – ведь, по мнению президента нефтяной финансово-промышленной группы «НарОйл» Султана Ушбаева, основной причиной кризиса на рынке ГСМ является неконтролируемый экспорт нефтепродуктов через Украину, Таджикистан и Узбекистан в Европу и Афганистан. Но нефть и бензин не тот товар, который можно вывезти за подкладкой пиджака или чемодана, а наладить постоянный жесткий контроль за экспортом (вместо периодического введения запретительных мер) несложно. Было бы желание.

Кроме того, несложно сформировать государственный резерв топлива, который можно продавать при дефиците на рынке и тем сдерживать цены. Купив топливо зимой и продав его летом на 5–8% (а не 30–40% как сейчас) дороже, государство при более низком риске получало бы доходность на средства Нацфонда больше, чем от вложений в зарубежные ценные бумаги. Топливо так или иначе входит в себестоимость практически всех товаров и в любом случае рентабельно как в производстве, так и в дистрибуции.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности