Банк на диване

Электронный банкинг стремительно набирает популярность: заочное общение клиента с банком посредством интернета и телефона удобно первому и выгодно второму

Банк на диване

Фактически интернет-банкинг появился в нашей стране в 2000 году. Первым на рынок электронного банкинга в РК вышел Texakabank (нынешний ДБ АО «Сбербанк России») со своим продуктом Internet Office. Затем практически сразу появились интернет-банкинг от Народного банка Казахстана и Homebank.kz от Казкоммерцбанка. В 2005 году на этот рынок вышел Банк ЦентрКредит.

В последние два года начался настоящий бум. На рынок вышли БТА Банк, Альянс Банк, АТФБанк и Темiрбанк.

По словам директора департамента инновационных технологий Казкоммерцбанка Нурлана Жагипарова, если в 2005 году количество пользователей финансового портала Homebank.kz составляло чуть больше 13 тыс. пользователей, то в 2006-м они приросли на 31 тыс. пользователей, а в 2007-м и того больше – 45 тыс., в сумме превзойдя отметку в 100 тыс. клиентов. По сравнению с 2006 годом ежемесячная общая сумма совершенных платежей увеличилась в 5 раз. Всего в начале текущего года у основных игроков в этом сегменте рынка было около 312 тыс. пользователей. К концу года эта цифра может увеличиться на 200 тыс. человек – фактически мы увидим качественно обновленный рынок электронного банкинга как по количеству пользователей, так и по набору услуг, предоставляемых банками.

Что это за штука такая?

Понятие электронного банкинга в Казахстане пока весьма размыто. Чаще всего этим термином обозначают интернет-банкинг и мобильный банкинг, иногда также сеть банкоматов.

В рамках интернет-банкинга в РК уже оказывается более сотни услуг. Самые простейшие – проверка карточных счетов, блокировка карточки, проведение простейших платежей. Также через интернет-банкинг уже можно конвертировать валюту, делать переводы в другие страны, покупать билеты в кино, заказывать цветы, забронировать столик в ресторане, покупать золото и коллекционные монеты, брать кредит, открывать и пополнять депозиты, платить налоги и многое другое. Причем в различных валютах: скажем, Народный банк работает через Интернет с тенге, долларами, евро, рублями и фунтами стерлингов.

«Мы ввели покупку и продажу обычных товаров, что-то вроде интернет-супермаркета, – рассказывает Нурлан Жагипаров. – Этот проект мы назвали Homeshop, и он вырос из пожеланий самих клиентов. В принципе, вы можете купить здесь более 60 тысяч товаров. Есть небольшие компании, которые очень успешно развиваются за счет сотрудничества с нами. К примеру, цветочные. Им всегда очень тяжело развивать розничную сеть, и продажи через Интернет составляют львиную долю их бизнеса. Фактически любая компания может подписать с нами договор и продавать свои товары».

Тем более охотно банкиры работают с финансовыми инструментами. Так, в Казкоммерцбанке можно покупать ценные бумаги. К порталу присоединены брокеры различных компаний. Поэтому и отправку заявки на покупку/продажу ЦБ, и отправку денег, и сверку котировок можно за несколько минут осуществить сидя за домашним компьютером. Здесь же действует супермаркет фондов, где можно приобрести паи фондов различных управляющих компаний. Так реализуется мечта о дистрибуции линейки ПИФов через банки. Сейчас некоторые банки работают над внедрением в систему электронного банкинга интернет-страхования и интернет-трейдинга с прямым доступом на Forex. Предоставление на своих порталах финансовых продуктов других компаний позволяет банкам, в частности, добраться до чужой клиентской базы.

«Традиционно клиент Homebank начинает с того, что просматривает свою систему счетов, затем он начинает оплачивать либо сотовый телефон, либо кабельное телевидение. Чуть позже начинает производить более сложные операции, вроде оплаты коммунальных платежей», – говорит г-н Жагипаров.

По словам участников рынка, наибольшей популярностью пользуется оплата сотового телефона и коммунальных платежей. Через портал интернет-банкинга вы можете посмотреть свои задолженности по свету, воде и прочему и оплатить их.

«Основной костяк клиентов, обслуживающихся в Homebank, это люди в возрасте 25–27 лет. Чаще всего это сотрудники офисов, так называемые белые воротнички. И дать для них тот уровень сервиса в РКО (расчетно-кассовое отделение), который мы даем через Интернет, будет просто невозможно, – рассказывает Нурлан Жагипаров. – Кроме того, это для нас очень интересная аудитория, потому что сейчас им 25, и если мы будем предоставлять хороший уровень сервиса, они будут обслуживаться у нас в течение длительного времени. Сейчас мы практически делаем себе базу на будущее. Мы уже замечаем интерес людей старше 40–50 лет – это люди, которые обычно достаточно осторожно относятся к Интернету и к интернет-платежам».

Очистка банковских филиалов

Интерес нового сервиса для клиента понятен – скорость и простота работы с банком. Но и банк решает с помощью интернет-банкинга часть своих проблем.

«Я думаю, для всего рынка очевидно, что это направление будет только расти. Прежде всего электронный банкинг очень удобен для клиентов и приводит к повышению их лояльности. Во-вторых, это дает снижение себестоимости в обслуживании клиентов. У нас есть стоимость минуты работника филиала, туда входит аренда помещения, зарплата и прочие расходы. Себестоимость трансакции, которую клиент может выполнить удаленно через систему электронного самообслуживания, конечно же, несопоставимо ниже», – говорит Денис Середенко, управляющий директор Альянс Банка.

«Сейчас клиенты делают 300 тысяч платежей в месяц, мы хотим довести эту цифру до миллиона платежей. По объему платежей Homebank становится чуть ли не основным каналом. Мы думаем, через него будет проходить 60–80% всех платежей банка. Наши опытные клиенты уже предпочитают делать операции только через Homebank», – говорит управляющий директор Казкоммерцбанка Ермек Шамуратов.

Электронный банкинг повышает и конкурентоспособность банка. «Есть определенная категория клиентов, для которых наличие электронного банкинга имеет решающее значение при выборе банка. И, я думаю, доля таких клиентов будет только расти со временем», – сказал Денис Середенко.

В банках отмечают, что сегмент физических лиц растет быстрее в сравнении с корпоративным. «Рынок для юридических лиц только начинает развиваться, – рассказывает руководитель управления перспективных технологий Народного банка Константин Горожанкин. – Сейчас клиенты видят, что появляются системы интернет-банкинга, и требуют нового сервиса. Но этот рынок, в отличие от физических лиц, не так подвижен. Ни одна крупная корпорация не перейдет из одного банка в другой, потому что там есть интернет-банкинг». Как отметил г-н Горожанкин, 6% всех юридических лиц – клиентов банка пользуются интернет-банком и 11–12% всех физических лиц.

Банк в телефоне

Помимо интернет-банкинга неплохо стартовал в Казахстане и мобильный банкинг.

«Мобильный банкинг появился в Казахстане в 2005 году. И за два года только в нашем банке он набрал 240 тысяч пользователей. Люди могут через банкомат подключиться к мобильному банкингу, им даже не надо обращаться в банк, – рассказывает Константин Горожанкин. – Первое, что очень нравится клиентам – при любом изменении на карточке клиентам летит SMS. Если вы в магазине, то тут же можете проверить кассира, а ту ли он сумму снял».

Через сотовый телефон можно не только получить информацию о состоянии счета, но и проводить различные платежи. Однако этот сегмент всегда будет отставать по функциональности, в частности, потому что не отвечает всем нормам безопасности.

При этом, как отмечает Денис Середенко, «несмотря на то что интернет-банкинг более гибок и в него можно привнести больше сервисов, у мобильного банкинга охват населения существенно выше».

Мобильный банкинг не пришлось даже сильно рекламировать. Через «сарафанное радио» он сам успешно себя продвигает.

«Проект по запуску данной системы довольно затратный – это и покупка серверов, и покупка программного обеспечения, – делится опытом Константин Горожанкин. – Запуск мобильного банкинга обошелся нам тогда достаточно недорого, все инвестиции составили 30–40 тысяч долларов. Но мы были первыми, и те вендеры, которые это запускали, делали нам большие скидки. Это были начинающие компании, они тоже не знали, как пойдет этот рынок. Сейчас если банки будут внедрять подобную систему, то речь будет идти о 70–100 тысячах долларов. Также, когда мы внедряли систему мобильного банкинга, нужно было много времени договариваться с операторами, не все хотели с этим работать».

Опыт конкурентов

«О зрелости рынка можно говорить, когда предложения очень близки друг к другу. Сегодня услуги интернет-банка и мобильного банка очень отличаются у различных банков – это явный признак того, что рынок еще не зрелый. И конкуренция здесь пока слабая», – считает Денис Середенко.

Лидерами рынка являются Народный банк Казахстана (44% рынка) и Казкоммерцбанк (39%). Появившись на рынке одновременно, эти два банка избрали разные пути развития.

Народный банк сделал ставку на предоставление большого количества сервисов и сразу ввел систему электронной цифровой подписи (ЭЦП). Однако это сделало более сложной регистрацию на портале (для этого нужно ехать в банк) и его дальнейшую эксплуатацию. Казкоммерцбанк, напротив, сделал ставку на простоту работы с Homebank.kz, но пришлось сильно ограничить набор предоставляемых услуг. Оба подхода оказались успешными, что доказывают сильные позиции этих двух игроков. Сейчас, увидев конкурентные преимущества друг друга, Казкоммерцбанк и Народный банк, не сговариваясь, приняли одно и то же решение. В ближайшее время они создадут двухфакторную идентификацию. Клиент, который хочет выполнять какие-то простейшие операции, сможет регистрироваться через Интернет и работать. А если вам нужны более сложные операции, то нужно будет прийти в банк и получить ЭЦП. Соответственно Народный банк Казахстана работает над отдельным упрощенным порталом, а Казкоммерцбанк объявил о введении ЭЦП.

Что касается Альянс Банка, то, по словам г-на Середенко, он запустил электронный банкинг в III квартале прошлого года. «К сожалению, сейчас наш интернет-банкинг работает только с карточными счетами, и прочие банковские счета не введены в систему удаленного электронного обслуживания. Но те планы, которые мы перед собой поставили, покроют большой функционал. Мы хотели бы быть очень значимым игроком на рынке. Полноценную систему электронного банкинга мы намерены развернуть в течение четырех месяцев», – пообещал он.

Несмотря на то что электронный банкинг становится модным и все более перспективным, не все банки стремятся его создавать. «Основная причина того, что не все банки внедряют электронный банкинг – низкая автоматизация бизнес-процессов и отсутствие централизованной банковской системы, работающей в режиме онлайн», – убежден Ермек Шамуратов.

Как рассказал Денис Середенко, электронный банкинг – «это достаточно серьезный инфраструктурный проект. Для налаживания полноценной системы дистанционного обслуживания нужно инвестировать сотни тысяч долларов. Кроме того, большая проблема развития электронного банкинга – интеграция, нужно объединить банковскую систему и новые сервисы».

Как утверждают банкиры, развитие рынка приостанавливает то, что далеко не все торговцы готовы работать с системами интернет-банкинга, хотя банки готовы принимать оплату любых товаров и услуг, вплоть до платы за детские сады.

Но в целом участники рынка верят в светлое будущее электронного банкинга. В основном его развитие также связывают с развитием Интернета. Предполагается, что рост пользователей этой отрасли будет продолжаться 5–7 лет, пока мы достигнем 50–70% проникновения. Банки говорят, что спрос есть и существуют только инфраструктурные ограничения. «Сейчас самое дорогое – время, и когда у человека будет выбор идти оплачивать через кассу или через Интернет, он выберет второе», – уверен г-н Горожанкин.

Есть и куда стремиться в вопросе предоставления новых сервисов. «Все, что вы можете сделать в обычном отделении банка, должно быть в интернет-банкинге, плюс услуги, для которых требуется высокая степень автоматизации. Например, покупка ценных бумаг», – говорит Нурлан Жагипаров. О насыщении рынка речь сейчас не идет, к тому же интерес потребителей высок, поэтому можно ожидать, что на рынок электронного банкинга будут приходить новые игроки.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?