Цена жизни

Спустя день после крушения самолета CRJ-200 под Алматы была оглашена сумма компенсаций родственникам погибших. Каждая семья жертв получит по 4 млн тенге. Размер единовременных выплат кажется существенным, однако до международных расценок ему далеко. Поэтому часто семьи погибших в катастрофах пытаются самостоятельно собрать деньги у людей, желающих помочь, через СМИ и социальные сети

Цена жизни

29 января в Казахстане произошла третья по счету трагедия, приведшая к гибели людей, которая стала поводом для объявления общенационального траура. Напомним, что ранее дни скорби были посвящены погибшим на заставе “Аркан-Керген” – 5 июня и авиакатастрофе с военнослужащими погранслужбы КНБ РК - 27 декабря. Теперь список пополнился: 31 января объявлен днем траура по 21 погибшему в крушении самолета рейса Кокшетау - Алматы, ставшего уже печально известным CRJ-200 авиакомпании SCAT.

30 января Бахытжан Сагинтаев, руководитель правительственной комиссии по расследованию причин крушения самолета, огласил сумму компенсаций родственникам погибших. “Сейчас принято решение об оказании материальной помощи со стороны государства в размере одного миллиона тенге, а также со стороны “SCAT” будет выплачена компенсация в размере 3 млн тенге на каждую семью”, - заявил г-н Сагинтаев.

Размер компенсаций соответствует 20-й статье закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами”, согласно которому предельный объем ответственности по одному случаю на воздушных перевозках таков: при гибели пассажира выплачивается компенсация в размере 2000 МРП (по нынешним меркам - 3 462 000 тенге, или 23 тыс. долларов).

Все познается в сравнении

Сумма выглядит значительной лишь на первый взгляд. Если сравнить размер страховых выплат в других странах, то можно увидеть существенную разницу.

В России размер страховых выплат родственникам в случае гибели авиапассажиров составляет не менее 67 тыс. долларов. В Европе размер компенсаций при крушении самолета с человеческими жертвами равен 135 тыс. долларов.

Представители “БТА Страхование” рассказывают, что в России после аварии Саяно-Шушенской ГЭС государство выплатило по 1 млн. рублей каждой семье погибших. Такой же размер компенсаций составил и при крушении теплохода “Булгария”. После этой трагедии, которая стала одной из самых крупных аварий на воде в России, был рассмотрен законопроект об обязательной гражданской ответственности перевозчиков, и размер страховых выплат должен быть не менее 2 млн. рублей (около 66 000 долларов).

В пресс-службе “БТА Страхование” также отмечают и опыт Японии после землетрясения и наводнения на северо-востоке страны, где число пропавших без вести составило более 3,5 тыс. человек. “Выплаты 13 основных страховщиков Японии пострадавшим в результате удара стихии сторонам составили  122,9 миллиарда иен (1,59 миллиарда долларов)”, - сообщают страховщики банка. В итоге общий размер компенсаций составил 35 млрд. долларов, таким образом землетрясение стало самым дорогим в истории.

Александр Пак, заместитель председателя правления АО СК “НОМАД Иншуранс”, отмечает опыт США в сфере страховых выплат как один из самых показательных, где оценка стоимости жизни авиапассажира, установленная Министерством транспорта, составляет 3 млн долларов. При этом специалист замечает, что методика является сложной и берет в расчет такие факторы, как возраст, образование, работу и годовой доход. Именно поэтому размер выплат может быть разным.

Например, г-н Пак напоминает, что родственникам жертв террористической атаки 11 сентября государство выплатило от 250 тыс. до 7 млн долларов. Также эксперт говорит, что одна из самых крупных компенсаций в Испании была назначена в 2004 году после взрыва четырех поездов, когда суд постановил выплатить по 0,5 млн долларов каждой семье погибших.

Помогают или откупаются?

За последние два года произошло несколько громких происшествий, где погибло большое количество людей. Безусловно, события в Жанаозене 16 декабря стали чертой, разделившей историю страны на “до и после”. Многие политологи, в том числе Досым Сатпаев, заявили о том, что миф о стабильном Казахстане разрушен после применения оружия против мирных граждан в тот день.

Умирзак Шукеев, на тот момент  глава комиссии по Жанаозену, заявил, что семьям погибшим выплатят по 1 млн тенге, а получившим ранения – по 0,5 млн тенге. Учитывая то, что многих жанаозенцев еще и осудили на большие сроки “за участие в массовых беспорядках”, такая компенсация от государства едва ли возместила ущерб пострадавшим. Не говоря уже о том, что, помимо денег от государства, жители нефтяного городка просили о помощи своих сограждан через негосударственные каналы - такие, как НПО и социальные сети.

Затем произошло массовое убийство пограничников на погранзаставе “Аркан-Керген”. 30 мая 2012 года, недалеко от казахстанско-китайской границы, 15 человек были найдены мертвыми. Семьям погибших тогда была выплачена компенсация в размере 1 млн тенге из государственного бюджета. В конце прошлого года, 25 декабря, разбился военный самолет с руководителями погранслужбы КНБ. Погибли 27 человек. Родственники жертв получили от 5 до 15 млн тенге - в зависимости от получаемой погибшим зарплаты на момент гибели.

Александр Пак вспоминает о страховом случае с клиентом “НОМАД Иншуранс”, произошедшем в прошлом году, когда погибли 16 человек: автовладелец и пассажиры микроавтобуса. “ Мы до сих пор осуществляем выплаты родственникам погибших по договору ОС ГПО ВТС (Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств – “Эксперт Казахстан”), на сегодняшний день сумма выплат составила 12 млн тенге”, - рассказывает специалист.

“Согласно официальным данным Комитета по финансовому контролю Национального Банка РК, объем страховых выплат в целом по рынку за период 2012 года по классу обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами превысил 14,3 млн тенге”, - сообщает пресс-служба “Казком-Полис”.

В глобальном же масштабе, по подсчетам швейцарского агентства Swiss Re природные и техногенные катаклизмы обошлись мировой экономике в рекордные $350 млрд. в 2011 году.  Кроме того, $103 млрд. из этой суммы пошло на страховые выплаты (на $55 млрд. больше, чем годом ранее), сообщает пресс-служба “БТА Страхование”.

Почувствуй разницу

Разница огромная, и видно, что сумма, обещанная государством и авиакомпанией “Скат”, далека от международных расценок. Этим фактом не преминули воспользоваться казахстанские политики, заявив о необходимости повышения размера страховых выплат. Так, на этот аспект обратил внимание сенатор парламента Казахстана Гани Касымов, когда заявил, что объявленной суммы компенсаций родственникам погибших недостаточно, напомнив, что на Западе при подобных катастрофах выплачивают 3-5 млн долларов.

“Если страховать пассажиров перед вылетом, увеличится и ответственность компаний. Они поймут, что если с самолетом что-то произойдет, то продажи всех самолетов и их активов не хватит, чтобы выплатить все компенсации”, - сказал журналистам г-н Касымов.

Однако, как это часто бывает, слова остались словами, и в случае с крушением самолета на прошлой неделе сумма выплат не изменилась. Как сказали в пресс-службе авиакомпании “SCAT”, 7 февраля выплата компенсаций уже закончена и составила в общей сложности 82 млн тенге. Также подходит к концу работа со страховыми компаниями по страховому обеспечению  родственников жертв.

Компания SCAT методику начисления суммы выплат родственникам погибших по запросу «Эксперта Казахстан» раскрывать не стала. Страховщики также затрудняются сказать, по какому принципу производились выплаты родственникам погибших рейса DV 760. Как говорят в пресс-службе СК “Казком-Полис”, расчет размера компенсаций, осуществляемых компаниями-перевозчиками в пользу пострадавших пассажиров, является прерогативой самих компаний.

Кроме того, некоторые родственники погибших пытались и собственными силами собрать деньги, используя социальные сети и СМИ. Так, например, родственница погибшего в авиакатастрофе написала на своей странице в одной из соцсетей пост, где просила помочь материально для того, чтобы можно было усыновить детей погибшего родственника.

Сообщение мгновенно стало популярным, и количество перепостов было большим. Глава партии “Ак Жол” Азат Перуашев заявил в СМИ о том, что партия готова материально помочь семье погибшего, где двое детей остались сиротами. Также по его инициативе был открыт счет, куда можно отправить деньги для помощи детям.

Вопрос - в том, почему люди, получившие страховые выплаты от государства и от авиакомпании, просят о дополнительной помощи. Неужели это просто алчность людей, желающих нажиться на гибели близких. Да нет: это, конечно же, осознание того, что страховых выплат хватит ненадолго. И пока люди помнят о трагедии, семьи погибших пытаются собрать деньги, чтобы хоть в какой-то мере компенсировать потерю близких и те средства, которые погибшие могли бы принести своим семьям.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики