Блондинка широкого профиля

Блондинка широкого профиля

За 14 лет упорной работы в кино голливудская дива Скарлетт Йоханссон приобрела статус персоны самодостаточной; сегодня она вполне вольна в решениях в пользу того или иного фильма, режиссера, сценария, да и занятия вообще. Впрочем, как показывает практика, предсказать ее выбор нелегко. Она с одинаковым удовольствием может сниматься в комедиях Вуди Аллена и во второсортных костюмных драмах. Ей хватает смелости и любопытства самой сесть в режиссерское кресло, чтобы отснять миниатюру для попурри «Нью-Йорк, я люблю тебя!». А может и вовсе оставить кино ради любой другой затеи, показавшейся ей значимой, например, чтобы разрисовать стены в своей квартире. Год с лишним назад Скарлетт объявила миру о том, что хочет петь; слова с делом не разминулись – 20 мая вышел ее дебютный альбом Anywhere I Lay My Head.

Примеров, когда актеры проявляли себя на музыкальном поприще, в истории существует масса, однако удачные можно пересчитать по пальцам. Кто сегодня вспомнит хотя бы названия коллективов, в которых играли Киану Ривз, Джонни Депп или Рассел Кроу? Определенного успеха достигли разве что Джаред Лето со своим альтернативным проектом 30 Seconds To Mars и Julliet And The Licks, панк-рок-группа Джульетт Льюис, больше знакомой зрителям как Мэллори из «Прирожденных убийц». Лишенные своей привычной системы координат – доступного глазу пространства, актеры чаще не справляются с задачей перенести свою харизму на музыку – выходит по большей части дилетантство.

История создания альбома Anywhere I Lay My Head – образец того, как избежать типичных ошибок актеров, пожелавших заняться музыкальной карьерой. Скарлетт Йоханссон никогда нельзя было упрекнуть в отсутствии вкуса и влиятельных друзей; в конечном счете именно музыкальная чуткость актрисы и грамотное продюсирование стали определяющими для пластинки. Концепция альбома – Скарлетт поет песни культового музыканта Тома Уэйтса – казалась гармоничной с самого начала: романтика городского дна и хриплые приджазованные баллады как нельзя лучше подходили к образу загадочной интеллектуалки, читающей Достоевского в перерывах между съемками. Заглавная композиция взята из одного из лучших альбомов Уэйтса Rain Dogs (1985), прочие – еще с семи пластинок музыканта; одну песню, Song For Jo, сочинила сама Скарлетт.

Ответственным за звук на альбоме стал Дэвид Ситек, за плечами которого значится опыт работы в успешной инди-рок-группе TV On The Radio, а также сотрудничество со звездами американской независимой сцены Nine Inch Nails и Yeah Yeah Yeahs. Гитарист последних, Ник Зиммер, принял участие в записи именно благодаря стараниям Ситека. Еще одна бесспорно важная фигура, появляющаяся на пластинке, – Дэвид Боуи, его Йоханссон с детства считала своим кумиром. Его вокал слышен всего в двух песнях, однако для начинающего музыканта это, безусловно, значит гораздо больше, чем просто покровительственный жест.

В окружении музыкантов такого калибра альбом мог стать безукоризненной интерпретацией творчества Тома Уэйтса, изобретательным переосмыслением его лирики и выразительных мелодий. Но при задумке альбома все участники проекта упустили из виду то фатальное обстоятельство, что Скарлетт Йоханссон, к сожалению, напрочь лишена вокального дара. На Anywhere I Lay My Head она негромко поет низким, глухим голосом, почти не совпадающим с ее обычным регистром. Монотонные интонации, звучащие как заупокойная молитва, при этом совершенно теряются в водопаде музыки. Робкие попытки обогатить гамму эмоций оборачиваются в устах певицы едва ли не вульгарностью. Само собой, Йоханссон вряд ли намеревалась тягаться с театральностью вокала Тома Уэйтса. Единственное, что спасает ее пластинку от полного провала, – именно инструментальная составляющая, к которой она сама, увы, не имеет прямого отношения.

По сути, продюсер Дэвид Ситек просто использовал скудный вокал как еще одну текстуру для создания насыщенного музыкального фона, вписал теряющийся голос в палитру инструментов и отвел ему далеко не первый план. Такая манера напоминает традиции 80-х: в зародившемся тогда течении «шугейзинг» было принято широко использовать гитарные и клавишные эффекты, затуманивающие голос и мелодию. Близость той эпохи подтверждают и слова Ситека о том, что звук альбома напоминает ему Дебби Харри (вокалистка группы Blondie), поющую вместе с This Mortal Coil.

Музыкальное оформление записи скроено из помпезных, но убедительных аранжировок. Эксперименты Ситека далеки от исходного материала – духовые и ритм-секция, к примеру, имеют узнаваемую стилистику тех же TV On The Radio, – но это всегда находчивые старания представить классику в новом свете: с пафосом, небывалой ранее мягкостью или в танцевальном ключе. Anywhere I Lay My Head можно расценивать как умелый маркетинговый ход, как стремление довести начатое до конца или как прихоть кинозвезды – в любом случае на пластинку стоит обратить внимание.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее