Блондинка широкого профиля

Блондинка широкого профиля

За 14 лет упорной работы в кино голливудская дива Скарлетт Йоханссон приобрела статус персоны самодостаточной; сегодня она вполне вольна в решениях в пользу того или иного фильма, режиссера, сценария, да и занятия вообще. Впрочем, как показывает практика, предсказать ее выбор нелегко. Она с одинаковым удовольствием может сниматься в комедиях Вуди Аллена и во второсортных костюмных драмах. Ей хватает смелости и любопытства самой сесть в режиссерское кресло, чтобы отснять миниатюру для попурри «Нью-Йорк, я люблю тебя!». А может и вовсе оставить кино ради любой другой затеи, показавшейся ей значимой, например, чтобы разрисовать стены в своей квартире. Год с лишним назад Скарлетт объявила миру о том, что хочет петь; слова с делом не разминулись – 20 мая вышел ее дебютный альбом Anywhere I Lay My Head.

Примеров, когда актеры проявляли себя на музыкальном поприще, в истории существует масса, однако удачные можно пересчитать по пальцам. Кто сегодня вспомнит хотя бы названия коллективов, в которых играли Киану Ривз, Джонни Депп или Рассел Кроу? Определенного успеха достигли разве что Джаред Лето со своим альтернативным проектом 30 Seconds To Mars и Julliet And The Licks, панк-рок-группа Джульетт Льюис, больше знакомой зрителям как Мэллори из «Прирожденных убийц». Лишенные своей привычной системы координат – доступного глазу пространства, актеры чаще не справляются с задачей перенести свою харизму на музыку – выходит по большей части дилетантство.

История создания альбома Anywhere I Lay My Head – образец того, как избежать типичных ошибок актеров, пожелавших заняться музыкальной карьерой. Скарлетт Йоханссон никогда нельзя было упрекнуть в отсутствии вкуса и влиятельных друзей; в конечном счете именно музыкальная чуткость актрисы и грамотное продюсирование стали определяющими для пластинки. Концепция альбома – Скарлетт поет песни культового музыканта Тома Уэйтса – казалась гармоничной с самого начала: романтика городского дна и хриплые приджазованные баллады как нельзя лучше подходили к образу загадочной интеллектуалки, читающей Достоевского в перерывах между съемками. Заглавная композиция взята из одного из лучших альбомов Уэйтса Rain Dogs (1985), прочие – еще с семи пластинок музыканта; одну песню, Song For Jo, сочинила сама Скарлетт.

Ответственным за звук на альбоме стал Дэвид Ситек, за плечами которого значится опыт работы в успешной инди-рок-группе TV On The Radio, а также сотрудничество со звездами американской независимой сцены Nine Inch Nails и Yeah Yeah Yeahs. Гитарист последних, Ник Зиммер, принял участие в записи именно благодаря стараниям Ситека. Еще одна бесспорно важная фигура, появляющаяся на пластинке, – Дэвид Боуи, его Йоханссон с детства считала своим кумиром. Его вокал слышен всего в двух песнях, однако для начинающего музыканта это, безусловно, значит гораздо больше, чем просто покровительственный жест.

В окружении музыкантов такого калибра альбом мог стать безукоризненной интерпретацией творчества Тома Уэйтса, изобретательным переосмыслением его лирики и выразительных мелодий. Но при задумке альбома все участники проекта упустили из виду то фатальное обстоятельство, что Скарлетт Йоханссон, к сожалению, напрочь лишена вокального дара. На Anywhere I Lay My Head она негромко поет низким, глухим голосом, почти не совпадающим с ее обычным регистром. Монотонные интонации, звучащие как заупокойная молитва, при этом совершенно теряются в водопаде музыки. Робкие попытки обогатить гамму эмоций оборачиваются в устах певицы едва ли не вульгарностью. Само собой, Йоханссон вряд ли намеревалась тягаться с театральностью вокала Тома Уэйтса. Единственное, что спасает ее пластинку от полного провала, – именно инструментальная составляющая, к которой она сама, увы, не имеет прямого отношения.

По сути, продюсер Дэвид Ситек просто использовал скудный вокал как еще одну текстуру для создания насыщенного музыкального фона, вписал теряющийся голос в палитру инструментов и отвел ему далеко не первый план. Такая манера напоминает традиции 80-х: в зародившемся тогда течении «шугейзинг» было принято широко использовать гитарные и клавишные эффекты, затуманивающие голос и мелодию. Близость той эпохи подтверждают и слова Ситека о том, что звук альбома напоминает ему Дебби Харри (вокалистка группы Blondie), поющую вместе с This Mortal Coil.

Музыкальное оформление записи скроено из помпезных, но убедительных аранжировок. Эксперименты Ситека далеки от исходного материала – духовые и ритм-секция, к примеру, имеют узнаваемую стилистику тех же TV On The Radio, – но это всегда находчивые старания представить классику в новом свете: с пафосом, небывалой ранее мягкостью или в танцевальном ключе. Anywhere I Lay My Head можно расценивать как умелый маркетинговый ход, как стремление довести начатое до конца или как прихоть кинозвезды – в любом случае на пластинку стоит обратить внимание.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики