Слишком дорогое топливо

Слишком дорогое топливо

В Казахстане покупкой, хранением и заправкой самолетов занимаются аэропорты. Для этого на их территории существуют топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Некоторые отечественные авиакомпании предлагают избавиться от монополии, пустив в ТЗК частников. В ответ на подобные предложения чиновники из Комитета гражданской авиации приводят свои доводы. «К примеру, частники уже работают в ТЗК Карагандинского аэропорта (ТОО “КИК”), – поясняет председатель Комитета гражданской авиации МТК РК Мухит Кубаев. – Однако их цены мало чем отличаются от средних цен на авиакеросин по стране. Причина в том, что и частники, и аэропорты закупают топливо практически у одних и тех же поставщиков».

Многие аэропорты в Алматы, Астане, Актобе, Костанае, Уральске фактически запрещают казахстанским авиакомпаниям, кроме «Эйр Астаны» (и то под давлением правительства), хранить на своих территориях собственное топливо. По мнению участников рынка, если дать возможность авиакомпаниям закупать топливо напрямую у заводов-производителей, то это может стать одним из ключевых факторов снижения стоимости авиаперевозок. Так, по мнению коммерческого директора авиакомпании SCAT Николая Бурякова, «схема, согласно которой свое топливо в аэропортах могли бы хранить казахстанские авиакомпании, оптимальна. Это сохранит возможность для модернизации парка воздушных судов, повысит безопасность полетов и культуру обслуживания».

Не согласен с ним исполнительный директор «Aircompany MEGA» Артур Лукашкин: «Если нашей авиакомпании разрешат иметь в аэропортах собственный запас топлива, то я буду обязан сливать закупаемое топливо в емкости аэропортов».

Так как аэропорт является собственником ТЗК, он может брать деньги за аренду складов, и ему будет выгодно максимизировать для авиакомпаний расходы по хранению керосина. Поэтому, как ему представляется, закупать свое топливо и хранить в емкостях аэропортов с точки зрения коммерческой целесообразности не имеет никакого смысла.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить ключевую проблему на рынке авиатоплива. Здесь заметен невысокий уровень доверия субъектов: аэропорты не доверяют перевозчикам, перевозчики – аэропортам. Вместе с тем в процессе реформирования ТЗК нельзя опереться на опыт России. Существующая там схема, согласно которой комплексы переданы в собственность нефтяных компаний, не всегда эффективна. «Опыт соседей не дает повода для оптимизма, – уверяет г-н Кубаев. – Нефтяники фактически взяли на себя функции, ранее принадлежащие аэропортам, и ведут себя как монополисты. Поэтому россияне так и не смогли решить главную задачу – снизить себестоимость авиатоплива. Это связано еще и с тем, что нефтяникам, по их словам, невыгодно производить авиакеросин. Выход керосина из сырой нефти составляет от 3 до 5%. С учетом постоянного роста цен на сырую нефть им, безусловно, выгоднее экспортировать ее без лишних затрат на переработку». По мнению же российских экспертов, нефтяные компании не заинтересованы в модернизации оборудования ТЗК, а риск завышения цен на авиакеросин еще более увеличился.