Устали от Facebook

Новое исследование социологов из Pew Research Center показывает, что большинство пользователей Facebook в США - 61% - уже способны отказаться от социальных сетей как минимум на несколько недель. Снижение интереса к подобным ресурсам наблюдается относительно недавно, но тренд необратим: у людей все чаще и чаще появляется чувство, что социальные сети - пустая трата времени

Устали от Facebook

Есть и некоторые другие опасения. Опросы показывают, что люди всерьез опасаются потерять неприкосновенность своей частной жизни. Часть опрошенных покидают детище Цукерберга из-за того, что соцсеть "не является реальной жизнью", и в ней "слишком много сплетен".

С другой стороны, Facebook так прочно укоренился в жизни американцев, что на сайт соцсети регулярно заходят примерно две трети пользователей Интернета. 27% респондентов в возрасте 18-29 лет, однако, сообщают, что уже почти полностью утратили интерес к сайту, поэтому собираются в 2013 году меньше времени проводить в соцсети.

Правда, 80% пользователей сайта Цукерберга живут за пределами США и Канады - а это ведь около 800 млн человек. Но нет никаких сомнений в том, что новые тенденции дойдут и до Европы, и до Азии.

Вообще - в США увлечение соцсетями уже перестает быть модным: падает уровень вовлеченности пользователей в эти процессы. Каждый пятый из тех, кто не пользуется Facebook вообще, некогда был активным участником соцсети, но перестал ею пользоваться. 61% пользователей в прошлом году добровольно "отдыхали" от соцсети на протяжении нескольких недель и дольше. Чаще всего, говорят респонденты, это происходило по причине недостатка свободного времени или увлеченности другими занятиями. Также пользователей беспокоит растущая зависимость от социальных сетей и слишком частое появление в ленте новостей разнообразных сплетен и ссор.

Треть пользователей Facebook в США стали проводить меньше времени в соцсети в прошлом году. Каждый четвертый говорит, что сайт стал для него менее важен. Особенно заметна эта тенденция среди тех пользователей, кто моложе 30 лет, а потому проще отказывается от старых привычек и легче привыкает к более "продвинутым" сервисам - вроде Instagram, Twitter и так далее.

Только 10% пользователей социальных сетей в 2012 году стали на них тратить больше времени, чем прежде. Причем тенденция заметна только среди женщин: молодые парни все чаще отказываются от общения через социальные сети в пользу реальных встреч и знакомств. 42% опрошенных Pew стали сидеть в социальных сетях меньше.

Волнует ли это Цукерберга? Пока основатель Facebook больше занят тем, как монетизировать свою все еще огромную аудиторию. И чем больше он старается, тем больше становится очевидно, что это ему вряд ли удастся. Инвесторы теряют интерес к проекту, акции социальной сети медленно, но верно теряют в цене, а программисты компании заняты непонятно чем. То видеочаты прикрутят, то ленту из новостей докрутят, причем так, что никто из пользователей не понимает, по какому механизму та теперь фильтрует сообщения френдов.

Аналитики в один голос заявляют, что у Марка Цукерберга, очевидно, заканчиваются прорывные идеи по части того, как развивать свой проект. Гений из Гарварда либо теряет хватку, либо просто является обычным программистом, который получил свою порцию славы, но новым Джобсом явно не станет.

Впереди у Facebook - целый ворох неразрешимых проблем. Одна из них, в частности, связана с ростом спроса на смартфоны. У сети Цукерберга до сих пор нет адекватной мобильной версии - это раз. На маленьких экранах мобильников почти невозможно уместить рекламу так, чтобы она не раздражала пользователей - это два. Наконец, для пользователей смартфонов куда более интересны геолокационные сервисы, которые учитывают местоположение человека в пространстве. У Facebook этого нет, и это - три.

Еще одна проблема - невозможность выстроить баланс интересов пользователей и рекламодателей. Аудитория Facebook крайне нервно реагирует на попытки Цукерберга лучше контролировать поведение пользователей в рамках своего проекта. А рекламодатели, ясное дело, хотят знать о пользователях чем больше, тем лучше. Если Цукерберг пойдет на поводу первых, то никогда не сможет зарабатывать достаточно, чтобы у проекта были силы на развитие. Если же он будет чрезмерно угождать рекламным партнерам, аудитория постепенно начнет разбегаться, причем невероятно быстро, а в этом случае продавать рекламу будет уже некому. К чему приводит такой дисбаланс, мы все хорошо знаем на примере соцсети MySpace. Когда она нравилась пользователям, то не приносила прибыли. А когда ее сделали идеальной рекламной площадкой, то проект почти сразу умер.

Кажется, социальные сети - еще один "мыльный пузырь" Интернета. За ближайшие несколько лет люди наиграются в открытость и общение в Сети, утратят интерес к подобным проектам. А Цукербергу придется искать работу...

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?