Над пропастью во ржи

Правительство РК пытается поддержать темпы роста экономики и не допустить раскручивания инфляционной спирали. Одновременно решить эти задачи не удастся: нужно сделать выбор

Над пропастью во ржи

На прошлой неделе парламент Казахстана одобрил уточнения в бюджет 2008 года, тем самым продолжив традицию последних пяти лет – весной вносить поправки в главный финансовый документ страны. Правда, повод для внесения изменений был абсолютно иной. В прежние годы правительство благодаря удачно складывающейся конъюнктуре на мировых сырьевых рынках приходило в парламент с самыми позитивными новостями. Пересматривались в сторону увеличения макроэкономические показатели, а также доходная и расходная части бюджета. В этом же году ситуация другая. Спад в экономике Казахстана отнюдь не преодолен, поэтому правительству пришлось скорректировать свои макроэкономические прогнозы. Причем перед правительством на сегодня стоит архисложная дилемма – с одной стороны, удержать инфляцию в заданном коридоре, с другой – поддержать хотя бы на планируемом уровне экономический рост.

Надо определиться с приоритетами

Доктор экономических наук, профессор Арыстан Есентугелов считает, что одновременно решить эти задачи невозможно – необходимо определиться с приоритетом. Он убежден – в нынешних условиях главный приоритет необходимо отдать удержанию инфляции в заданном коридоре, а также поддержанию валютного курса. «Главное – не допустить роста инфляции. Потому что при инфляции 10, 12, 15%, соответственно, вырастет ставка рефинансирования банков, произойдет удорожание кредитов. О каком инвестировании производства тогда говорить? Для реального развития обрабатывающей промышленности, для МСБ это непосильные ставки. С другой стороны, высокая инфляция – снижение потребления. А потребление до недавнего времени занимало 2/3 ВВП, сейчас чуть больше половины, снизившись в прошлом году как раз на рост инфляции, – говорит Арыстан Есентугелов. – Так просто выиграть по всем направлениям невозможно. Надо выбрать приоритеты. Если инфляцию не контролируешь, а будешь стимулировать потребление, это скажется на темпах роста производства только через 10–15 месяцев. За это время инфляция съест все. Основная проблема в этом. Многие думают, что стоит выделить денег, сразу поднимется спрос и производство. Это отнюдь не так».

С такой позицией согласны не все. Так, председатель правления АО «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства “Даму” Госман Амрин считает, что повышение ликвидности в экономике не будет оказывать серьезного воздействия на инфляцию: «Я бы не стал бороться с инфляцией, а стал бы поддерживать рост. Я понимаю, что инфляция вызывает социальную напряженность, но я не стал бы жертвовать ради этого будущим. В инфляции большая составляющая общей мировой ситуации, которую не может контролировать и прямо воздействовать на нее ни одно правительство, в том числе и казахстанское. Создание условий для роста – это более выполнимая задача». Есть и еще один аспект проблемы, на который г-н Амрин обращает внимание: «Когда вы начинаете бороться с инфляцией, администрируете, дотируете какой-то сектор, это ведет к общественной пассивности, но когда стимулируете рост, возрастает жизненная активность. Тебе создают условия, и легче пережить трудности. Это лучше, чем когда приходят и говорят: ты бедный? На тебе кусочек. Нам необходимо сначала поднять темпы роста. А потом сдерживать рост цен».

По мнению бывшего вице-премьера Ораза Жандосова, увеличение бюджетных расходов вряд ли способно оказать серьезное воздействие на темпы инфляции, поскольку на них в основном влияет изменение мировых цен на энергоносители и продукты питания. Он тоже считает, что правительство основной акцент должно сделать на экономический рост. Однако, как известно, поддерживать экономический рост можно как за счет инвестиций, так и за счет стимулирования потребления. И здесь точки зрения экспертов расходятся. Госман Амрин считает, что основной приоритет надо отдать инвестициям, причем в реальный производственный сектор: «В нашей ситуации существует давление, связанное с ростом цен на энергоносители, электроэнергию. Оно дает кумулятивный эффект на все – любое производство. Вторая составляющая – стоимость ресурсов, которая в условиях их дефицита поползла вверх на 20% и больше. Два этих фундаментальных фактора резко снизили норму доходности любого бизнеса. И они начинают сворачивать свою деятельность. Исходя из этого, мы должны, кроме того что увеличить объем финансовой поддержки, ее фокусировать. И это должен быть реальный сектор – производство работ и услуг, но не торговля, не финансовое посредничество. И ни в коем случае не попадаться в ловушку – давайте будем давать на оборотку, и все. Поскольку экономические циклы будут повторяться, поддержка должна носить антициклический характер». С ним отчасти не согласен Ораз Жандосов. Он уверен, что в нынешних условиях следует стимулировать потребление. «Правительству необходимо в первую очередь в качестве тактической меры за счет бюджетных расходов стимулировать конечный спрос за счет повышения пенсий и зарплат. Это позволит решить сразу несколько задач. Даст толчок малому и среднему бизнесу, который в условиях падения объемов потребления не может рассчитаться по кредитам и вынужден сворачивать свою деятельность. Позволит компенсировать населению потери от незапланированной инфляции прошлого года и начала текущего. Кроме того, рост зарплат положительно повлияет на доходную часть местных бюджетов, поскольку подоходный налог – основной источник их доходов».

Инвестиции в людей

Нынешняя ситуация дает шанс правительству решить еще одну крайне важную и давно декларируемую им задачу повышения качества человеческого капитала. До сих пор основными инвестициями в человеческий капитал оно считало строительство школ и больниц. Однако существующий разрыв между средней заработной платой бюджетного сектора (учителей и врачей) и средней заработной платой в экономике страны в 2,5 раза сводит на нет все усилия правительства и отчасти делает их бессмысленными. Зачем нужны новые школы, если преподавать в них некому или уровень образования крайне низкого качества. Нельзя сказать, что правительство не замечает этой проблемы. До 2012 года предполагается поэтапное повышение зарплат в два раза. Но, на наш взгляд, не это главное. Основная проблема не в механическом поэтапном повышении, а в преодолении диспропорции. Без ее ликвидации ни о каком улучшении качества образования или медобслуживания не может идти речи, как и о повышении престижа профессий, о котором так пекутся профильные ведомства. Сейчас для этого наиболее подходящая ситуация – вряд ли другие сектора экономики смогут повысить заработные платы, если правительство доведет зарплату врачей и учителей до среднего по стране или чуть выше. Понятно, что это не даст сиюминутных результатов в росте качества образования и медицинского обслуживания. Но даст четкие ориентиры для тех профессионалов, кто ушел из профессии, а также для тех, кто еще только учится или собирается учиться. В целом цена вопроса, по подсчетам специалистов, – около 50–70 млрд тенге. Необходимо учесть, что эти деньги будут выделены не единовременно, а с разбивкой по месяцам. Кроме того, стоит отметить, что, по данным социологов, врачи и учителя – это наиболее ответственный потребитель, и в этом смысле вряд ли стоит бояться сильных инфляционных всплесков. Выбор за правительством. «Задача, стоящая перед правительством, чрезвычайно трудна, ему придется идти по лезвию ножа. Направо оступишься – овраг инфляции, налево – овраг падения темпов роста ВВП, роста экономики. Придется идти строго прямо и помнить Жванецкого: “Одно неосторожное движение, и ты уже отец”», – говорит Арыстан Есентугелов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики