Редакционная статья

Редакционная статья

Редакционная статья

Жители Мехико (на мексиканском жаргоне – чиланго) часто смотрят на заснеженные вершины вулканов Попокатепетль и Истаксикуатль. Не то чтобы их пленяла красота горного пейзажа – все гораздо прозаичнее. Если вершины видны хорошо – значит, на улицах города можно достаточно безопасно гулять и дышать. Если плохо или совсем не видны – лучше не задерживаться вне помещений. В таком случае чиланго обращают особое внимание на верхушку небоскреба «Латиноамериканская башня», возвышающегося в центре мексиканской столицы. Если и его контуры затянуты смогом – вариантов нет, нужно надевать респиратор или, как минимум, обмотать нижнюю часть лица шарфом.

Мехико часто называют самым неблагополучным с экологической точки зрения городом мира. Он расположен на высоте 2,4 тыс. метров в горной котловине. Со всех сторон хребты преграждают доступ ветрам. Воздух застаивается. Ветер приходит лишь с севера, где в горах есть проход. Но он не приносит облегчения горожанам – с северной стороны мегаполиса традиционно строились промышленные предприятия, и воздушные потоки сгоняют облака производственных отходов к центру города, над которым ползет серо-желтый туман. В такие дни чиланго предпочитают выбираться за город, если есть возможность.

Делать это им приходится все чаще. Количество автомобилей в городе растет, заводы тоже работают стабильно. И лишь дважды в году можно быть уверенным, что снег на вулканах будет виден – на Рождество и Пасху, когда предприятия останавливаются, а горожане на своих чадящих авто выезжают за пределы Мехико.

Алматинцы во многом похожи на чиланго. Южная столица РК тоже находится в окружении гор, которые мешают ветрам. По ее улицам тоже ездит множество страшно дымящих машин, простаивающих в пробках и отравляющих окрестные улицы своими выхлопами. Да и чистоту воздуха над городом жители Алматы тоже часто определяют по горам – видны ли они, и если видны, то насколько ясно.

Так что самый задымленный город Казахстана не одинок в своих проблемах. Помимо Мехико, в схожей ситуации находится Анкара, ряд других крупных городов. И рецепты решения экологических проблем мегаполисов тоже известны. Во-первых, это минимизация влияния автотранспорта. Например, плата за въезд в центр Лондона составляет 8 фунтов стерлингов. Общая площадь зоны платного въезда для автомобилей составляет 38 кв. км. Введенная в 2003 году плата за въезд в центр британской столицы привела к снижению числа посещающих его автомобилей (по подсчетам властей – минимум на 15%). От платы освобождены машины, использующие экологически чистое топливо, а жители платной зоны имеют скидку в 90%. В выходные и праздничные дни въезд для всех бесплатный.

Власти многих европейских городов ограничили въезд в город грузового транспорта. В некоторых мегаполисах Юго-Восточной Азии многие служащие во время рабочего дня по делам на автомобиле не ездят. А берут на ближайшей стоянке небольшой электромобиль напрокат. Когда водитель добирается до места назначения, электромобиль отправляется на подзарядку. За день им успевают воспользоваться пять-восемь человек. В Афинах сокращают количество автомобилей на улицах другим способом – по четным дням владельцы машин с четными номерами могут беспрепятственно разъезжать по городу, а по нечетным, соответственно, это право предоставляется владельцам машин с номерами нечетными.

 Автотранспорт, качество (и количество) воды, мусор, зеленые насаждения – для каждой из проблем городской экологии есть свое решение. Некоторые мэрии находят эти решения, а другие нет. Пока что ни полуторамиллионному Алматы, ни 20-миллионному Мехико не удается серьезно продвинуться по пути устранения экологических проблем. То ли дело в бюрократизме (чего скрывать, ни Мексика, ни Казахстан не относятся к числу стран с эффективным госуправлением), то ли в неумении выработать комплексный подход к решению подобных задач. Все же у нас шансов очистить свой главный мегаполис побольше. Тем более что и горами мы окружены не настолько плотно, и населения у нас поменьше. А значит – легче договориться друг с другом. Если, конечно, есть желание разговаривать.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее