Плата за простой

Стояние в пробках — это не только зря потерянное время и отрицательные эмоции. Это еще и очень дорогое удовольствие: сожженный впустую бензин, задержки при доставке товаров, потеря человекочасов ежегодно обходятся экономикам развитых стран в миллиарды долларов. Всех переплюнули Соединенные Штаты, за 2011 год выпустившие в выхлопную трубу более 120 млрд долларов

Плата за простой

Техасский институт транспорта на этой неделе представил ежегодный доклад, посвященный транспортным проблемам городов. Загруженность на американских магистралях приближается к пиковому докризисному уровню. По оценкам исследователей, в позапрошлом году жители Штатов провели в дорожных пробках 5,5 млрд часов. Временные затраты и оплата лишнего топлива обходятся им в 121 млрд долларов (0,85% ВВП страны). Каждый американский водитель из-за автомобильных заторов тратит в год 38 часов личного времени и 86 литров бензина, что обходится ему в 818 долларов. В эти цифры не заложены излишняя амортизация автомобилей, а также вред для здоровья (физического и психического) и экологический ущерб, которые выразить в денежном эквиваленте весьма непросто.

Сведения о трафике ученые почерпнули у компании Inrix, которая специализируется на информации о дорожном движении и пробках. Данные собираются с передатчиков, установленных на миллионах автомобилей по всей стране.

Чтобы добраться вовремя до места назначения в час пик, американцам в среднем приходится закладывать на дорогу 60 минут, тогда как при отсутствии пробок на преодоление того же расстояния у них уходит 20 минут. Лидером в печальном рейтинге самых загруженных магистралей стала американская столица. Водители из Вашингтона в среднем вынуждены простаивать в пробках 67 часов в год и тратить на 145 литров топлива больше. Далее в списке городов с самыми большими пробками идут Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон, Хьюстон, Атланта, Чикаго, Филадельфия и Сиэтл.

Стремительный рывок произошел в последние 30 лет. Ежегодные потери американской экономики от пробок за это время выросли в пять раз. Пик загруженности на дорогах страны пришелся на 2005 год: 128 млрд долларов потеряно в ценах 2011 года, водители простояли в пробках 5,9 млрд часов и сожгли 14,5 млрд литров топлива. Потом из-за кризиса эти показатели пошли на спад, но теперь кривая вновь двинулась вверх. Экономика восстанавливается, уровень безработицы снижается, американцы покупают больше автомобилей и перевозят больше грузов, так что рекорд семилетней давности вскоре падет. Исследователи прогнозируют, что если не случится рецессии и не будут приняты экстренные меры для выправления ситуации, к 2020 году США потеряют в пробках 8,4 млрд часов и 200 млрд долларов.

Эта проблема должна всерьез встревожить крупный американский бизнес и федеральные власти. Потому что дороже всего простой на дорогах обходится не простым автолюбителям, а дальнобойщикам: грузовики составляют всего 7% транспортного потока в США, но на их долю приходится 22% потерь от заторов. Дороги — это артерии любой экономики, и если их закупорить, несладко придется всей стране.

Универсального способа справиться с дорожными заторами не существует, считают техасские ученые. Для каждого мегаполиса нужно разрабатывать свой комплекс мер, в зависимости от конкретных условий делая акцент на строительстве новых магистралей, на развитии сети общественного транспорта или на других методах.

Другие развитые страны несут сопоставимые экономические потери. Так, Великобритании заторы обходятся «всего» в 6,75 млрд долларов ежегодно (0,3% ВВП), однако в пересчете на одного жителя, пользующегося автотранспортом, эта сумма составляет 771 доллар (не намного меньше, чем в США). При этом каждый лондонец за пробки платит каждый год вдвое больше.

В России подсчитали ущерб не только от пробок, но и от плохого состояния дорог. Он составил 150-177 млрд долларов ежегодно (7-9% ВВП). В дальнейшем эти цифры будут только расти: количество машин в стране за последние годы выросло на 170%, а километраж дорог — всего на 10%. Германия тратит в пробках от половины процента до одного процента своего ВВП — от 10 до 20 млрд евро. В среднем каждый немец проводит в автомобильных заторах ежегодно по 60 часов.

В кризисной Испании и уровень жизни пониже, и автомобилизация страны поменьше, чем в Штатах или ведущих странах Евросоюза. По степени загруженности дорог это одна из самых благополучных стран Старого Света. Но и тут государство и его жители ежегодно теряют из-за трафика более 2 млрд евро (0,13% ВВП). Таковы данные исследователей из Севильи. Они же подсчитали, что Евросоюз в целом выбрасывает на ветер в пробках 111 млн евро в день, или 40,5 млрд евро ежегодно.

Национальный транспортный университет Украины составил своеобразный калькулятор потерь по вине дорожных заторов. Его можно применить для разных стран и регионов. В основе подсчетов лежит сумма расходов на амортизацию автомобиля и потраченный бензин, а также стоимость потерянного рабочего времени.

По данным ученых, износ автомобиля, стоящего в пробке, стоит приблизительно 80 центов в час. Двигатель объемом 1,6 литра на холостом ходу сжигает 0,8 литра топлива. За это количество бензина казахстанцы платят около 60 центов. При пятидневной рабочей неделе по восемь часов в день один час простоя в пробке обходится водителю в 1/176 месячной зарплаты. Средняя месячная зарплата в Казахстане на январь 2013 года, по данным Агентства РК по статистике, составила около 612,5 долларов США, что эквивалентно 3,5 доллара в час. Таким образом, один час простоя в пробке жителям республики обходится примерно в 5 долларов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности