Новая мобилизация

Насыщение рынка мобильной связи приведет к тому, что не только операторам, но и сотовым ретейлерам придется искать новые пути для дальнейшего развития

Новая мобилизация

Прибыль от продажи мобильных телефонов за первые пять месяцев нынешнего года снизилась практически вдвое. Об этом сообщила консалтинговая компания iKS-Consulting. При этом объемы продаж растут, но не так быстро, как раньше, а предпочтения покупателей смещаются в сторону нижних ценовых сегментов. Аналитики расходятся во мнении, что же стало причиной данного спада: одни уверены, что виной тому кризис в стране, другие же считают, что рынок мобильной связи уже близок к своему насыщению, это, следовательно, отражается и на темпе роста рынка сотового ретейла.

Рост был. Рост будет?

По данным консалтинговой компании iKS-Consulting, в прошлом году в Казахстане было продано порядка 2,3–2,5 млн мобильных телефонов (для сравнения в 2005 году этот показатель составлял 1,3–1,5 млн). Таким образом, общую емкость рынка мобильного ретейла в 2007 году можно оценить в 250–270 млн долларов. Причем, по оценкам iKS-Consulting, в последние несколько лет продажи мобильных ретейлеров росли достаточно быстрыми темпами – на 10–12% в год, что было обусловлено высокими темпами роста рынка сотовой связи. Реплейсмент (замена старого телефона новым) играл не слишком большую роль в увеличении продаж, если сравнивать Казахстан с другими странами, где уровень проникновения превышает 100% (например, с Россией).

Однако сейчас и наш рынок приближается к насыщению. Еще в апреле уровень проникновения сотовой связи в Казахстане составлял 86%, причем вырос этот показатель на 6% с начала года, а совокупная база зарегистрированных абонентов увеличилась на 6,5%, составив 13,4 млн абонентов. По прогнозам экспертов, уже к концу 2008 – началу 2009 года уровень проникновения мобильной связи в республике будет 100%. Таким образом, замедлятся темпы роста сотового ретейла. В нынешнем году будет продано лишь на 6–7% «мобильников» больше, нежели в прошлом.

Сами участники рынка склонны давать более оптимистичные прогнозы. «Процент годового роста оборотов на рынке мобильных телефонов за последние три года составлял в среднем 15–20%. Сейчас рынок мобильных телефонов стагнирует, продажи в количественном выражении упали. В таких условиях вполне естественно, что мы не ожидаем увеличения, но предполагаем, что процент роста будет не меньше, чем за предыдущий год», – заявила «Эксперту Казахстан» Лилия Чагай, директор компании «Мобильная зона “MZone”».

Производители мобильных телефонов считают, что казахстанский рынок сотового ретейла стабилен. «Кризис американских банков, оказавший влияние на ряд секторов в Казахстане, к счастью, не отразился на продажах наших дистрибьюторов. Nokia сегодня уделяет особое внимание странам юга СНГ как одним из самых динамично развивающихся рынков. На юге СНГ Казахстан является самым большим и самым стратегически важным рынком для Nokia», – говорит Марек Вацлавик, генеральный менеджер Nokia в странах юга СНГ.

Правда, насколько выросли продажи Nokia в Казахстане за первый квартал нынешнего года, нам не ответили, сославшись на конфиденциальность информации.

Дешевле не значит популярнее

В то же время другие игроки рынка отмечают, что кризис стал еще одной причиной снижения продаж в данной сфере. Хотя в целом телекоммуникационный рынок оказался наименее подвержен влиянию кризиса – доходы компаний, работающих в этом секторе экономики, за первый квартал нынешнего года выросли на 28,1% – ретейлерам повезло меньше. С одной стороны, казахстанцы предпочли оставить приобретение мобильника до лучших времен, таким образом, сократилась доля реплейсмента. С другой – по данным компании «Евросеть», изменились предпочтения потребителей. Если ранее наиболее популярной ценовой категорией была 130–199 долларов, то сейчас – лишь 69 долларов.

Между тем международные аналитики уже давно прогнозируют, что в мире вырастет популярность именно дешевых мобильных телефонов. По уверениям экспертов агентства ABI Reseach, мировой рынок «крайне дешевых» сотовых телефонов (стоимостью менее 20 долларов) к 2011 году составит 330 млн, т.е. каждый четвертый мобильный телефон будет именно таким. Особенно популярны будут ультрадешевые мобильные телефоны в развивающихся странах. Вряд ли эти прогнозы могут оправдаться в силу казахстанского менталитета. «Ценовой диапазон от 100 до 200 долларов – самый востребованный конечным потребителем. Хотя идет рост продаж и в ценовом сегменте от 200 до 400 долларов в связи с усовершенствованными функциями телефонов. Основная потребительская группа в этом сегменте – работающие студенты и менеджеры среднего звена, интересующиеся новыми технологиями и не жалеющие средств на “продвинутую” технику», – считает г-жа Чагай.

В движении

Еще два-три года назад казахстанский рынок мобильного ретейла был одним из наиболее динамично развивающихся среди рынков стран СНГ. Именно это и привлекало иностранных игроков. О своей готовности прийти в Казахстан заявляли российские компании, такие, к примеру, как DIVIZION и «Связной». Однако точки продаж этих компаний так и не появились в республике.

Понятно, что рынок сотового ретейла практически полностью зависит от рынка мобильной связи. Поэтому, после того как уровень проникновения достигнет 100%, ретейлерам придется принимать новые правила игры и либо несколько менять формат своих точек продаж, либо предоставлять какие-либо дополнительные услуги потребителям. При первом варианте возможно расширение ассортимента. В этом случае сотовые ретейлеры станут конкурировать не только между собой, но и с уже давно работающими сетями, такими как Sulpak или LogyCom (в зависимости от того, какой формат изберут ретейлеры). Естественно, увеличение продуктовой линейки повлечет за собой и расширение собственно площади магазина, ведь подобные точки продаж зачастую располагаются на небольших площадях. И сейчас, когда цены снизились, наиболее подходящий момент для расширения торговых площадей.

Кроме того, есть еще один вариант – отвоевание доли у «серых» дилеров. В данное время из общего числа дилеров свыше 50% являются «серыми». Понятно, что официальным дилерам будет сложно конкурировать с ними по ценам. Таким образом, этим компаниям придется завоевывать лояльность потребителей за счет предоставления каких-либо дополнительных сервисов и услуг. В этом же направлении, кстати, будет двигаться и рынок мобильной связи. Аналитики iKS-Consulting отмечают: «Казахстанский рынок сотовой связи близится к насыщению и готовится к технологическому рывку за счет новых возможностей 3G, однако текущее потребление абонентами дополнительных услуг, а в особенности “тяжелого” контента еще далеко от активного. Сотовые операторы не торопятся продвигать неголосовые сервисы, еще только присматриваясь к ним и включая их в арсенал своих услуг скорее как обязательный элемент имиджа, нежели потенциальный источник повышения своих доходов. В настоящее время доходы от дополнительных услуг уже приносят операторам ряда стран СНГ (России, Украины, Белоруссии) гарантированные 13–15% ежегодных доходов, в то время как аналогичный показатель для рынка Казахстана составляет всего 7%».

Внедрение сетей 3G станет поворотным этапом не только для операторов мобильной связи, но и для ретейлеров. Вероятнее всего, это приведет к увеличению продаж дорогих – более технологичных – моделей телефонов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?