Третий не лишний

Канадская компания BlackBerry представила недавно новую, десятую версию своей операционной системы и два смартфона под ее управлением. Вопреки скепсису аналитиков, гаджеты отлично продаются и стали глотком свежего воздуха для пользователей, измученных iPhone и Android

Третий не лишний

Когда BlackBerry (в недавнем прошлом - Research in Motion) представляла два своих принципиально новых смартфона и новую ОС, аналитики встретили это событие со сдержанным скептицизмом. Мол: да, платформа отличная, и аппараты - ничего, но время, когда можно было бороться за рынок, давно прошло, а в новинках нет ничего принципиально нового, что могло бы заставить пользователей отказаться от привычных смартфонов на Android и iOS. Скепсиса в эти рассуждения добавлял и недавний отчет аналитиков из Strategy Analytics, которые подчеркивали, что делить на рынке, по сути, уже нечего: 92% всех продаж приходится на эту большую двойку.

Негативный пример, надо сказать, тоже был под боком: у Microsoft ее операционная система Windows Phone 8 тоже вроде бы неплохой получилась, но ее никто не покупает - в силу того, что она не предлагает ничего нового в сравнении с лидерами рынка.

Отсюда и уныние инвесторов: после презентации новой платформы акции BlackBerry упали сразу на 15%. Но, судя по всему, потребители полюбили новую платформу. Глава BlackBerry Торстен Хайнц начал с восторгом раздавать интервью и сообщать британским СМИ, что спрос на новые аппараты превысил все самые смелые ожидания. Британцы встретили новинку с таким оптимизмом, какого вообще никто не ждал: белые аппараты BlackBerry Z10 уже распроданы до последнего. Черные смартфоны тоже пошли на ура: спрос в целом превысил предложение, образовался дефицит. Это хорошая новость для компании, которая собирается выходить со своим новым предложением на рынок США только в марте: можно смело заказывать у подрядчиков большое количество аппаратов.

В словах Хайнца есть еще одно очень важное замечание. Покупать Z10 стали не только лояльные поклонники марки, но и те, кто до недавнего времени пользовался iPhone и Android. Стало очевидно, что лидеры рынка далеко не идеальны, и за пользователей все еще можно бороться.

Этим словам можно верить. За пять с лишним лет многие потребители невероятно устали от жадности Apple, но так и не полюбили Android из-за его проблем с безопасностью, надежностью и интерфейсом. BlackBerry, кажется, действительно сумела предложить рынку прекрасные продукты. У них есть надежность, невероятная быстрота работы, отличная "логика" в управлении, стильный дизайн, хорошая торговая марка, приятное сочетание новых технологий и консервативных ценностей. Ну, и нельзя игнорировать приятные мелочи вроде съемной батареи (чего раньше не было), возможности корректировать фото сразу после съемки и двух режимов (рабочего и личного).

"Спрос на эти продукты вышел за рамки наших самых смелых ожиданий", - говорит Хайнц.  - Мы получаем огромное количество пользователей, прежде лояльных Apple и Google". Эти слова сразу привели к взлету акций BlackBerry на 15%. Аналитики тут же стали говорить о том, что компания может занять нишу, недоступную для Microsoft: люди, которым нужно удобное использование привычных продуктов - и ничего более. Под "привычными продуктами" следует понимать сервисы для мгновенного обмена сообщениями и электронную почту.

Сейчас Хайнц нескромно заявляет о том, что его задача - вернуть былые позиции BlackBerry на рынке США. Компания потратила миллионы долларов на рекламу своих еще не появившихся в продаже устройств на этом рынке во время трансляции Super Bowl - самого популярного события в стране. В 2008 году, на пике популярности BlackBerry в Северной Америке, ее доля на рынке мобильных телефонов доходила до 46%. Сейчас она сократилась до 2-3%. Поэтому задача вернуть позиции в условиях постоянно растущего конкурентного давления выглядит очень и очень амбициозной. Но отнюдь не невыполнимой.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее