Третий не лишний

Канадская компания BlackBerry представила недавно новую, десятую версию своей операционной системы и два смартфона под ее управлением. Вопреки скепсису аналитиков, гаджеты отлично продаются и стали глотком свежего воздуха для пользователей, измученных iPhone и Android

Третий не лишний

Когда BlackBerry (в недавнем прошлом - Research in Motion) представляла два своих принципиально новых смартфона и новую ОС, аналитики встретили это событие со сдержанным скептицизмом. Мол: да, платформа отличная, и аппараты - ничего, но время, когда можно было бороться за рынок, давно прошло, а в новинках нет ничего принципиально нового, что могло бы заставить пользователей отказаться от привычных смартфонов на Android и iOS. Скепсиса в эти рассуждения добавлял и недавний отчет аналитиков из Strategy Analytics, которые подчеркивали, что делить на рынке, по сути, уже нечего: 92% всех продаж приходится на эту большую двойку.

Негативный пример, надо сказать, тоже был под боком: у Microsoft ее операционная система Windows Phone 8 тоже вроде бы неплохой получилась, но ее никто не покупает - в силу того, что она не предлагает ничего нового в сравнении с лидерами рынка.

Отсюда и уныние инвесторов: после презентации новой платформы акции BlackBerry упали сразу на 15%. Но, судя по всему, потребители полюбили новую платформу. Глава BlackBerry Торстен Хайнц начал с восторгом раздавать интервью и сообщать британским СМИ, что спрос на новые аппараты превысил все самые смелые ожидания. Британцы встретили новинку с таким оптимизмом, какого вообще никто не ждал: белые аппараты BlackBerry Z10 уже распроданы до последнего. Черные смартфоны тоже пошли на ура: спрос в целом превысил предложение, образовался дефицит. Это хорошая новость для компании, которая собирается выходить со своим новым предложением на рынок США только в марте: можно смело заказывать у подрядчиков большое количество аппаратов.

В словах Хайнца есть еще одно очень важное замечание. Покупать Z10 стали не только лояльные поклонники марки, но и те, кто до недавнего времени пользовался iPhone и Android. Стало очевидно, что лидеры рынка далеко не идеальны, и за пользователей все еще можно бороться.

Этим словам можно верить. За пять с лишним лет многие потребители невероятно устали от жадности Apple, но так и не полюбили Android из-за его проблем с безопасностью, надежностью и интерфейсом. BlackBerry, кажется, действительно сумела предложить рынку прекрасные продукты. У них есть надежность, невероятная быстрота работы, отличная "логика" в управлении, стильный дизайн, хорошая торговая марка, приятное сочетание новых технологий и консервативных ценностей. Ну, и нельзя игнорировать приятные мелочи вроде съемной батареи (чего раньше не было), возможности корректировать фото сразу после съемки и двух режимов (рабочего и личного).

"Спрос на эти продукты вышел за рамки наших самых смелых ожиданий", - говорит Хайнц.  - Мы получаем огромное количество пользователей, прежде лояльных Apple и Google". Эти слова сразу привели к взлету акций BlackBerry на 15%. Аналитики тут же стали говорить о том, что компания может занять нишу, недоступную для Microsoft: люди, которым нужно удобное использование привычных продуктов - и ничего более. Под "привычными продуктами" следует понимать сервисы для мгновенного обмена сообщениями и электронную почту.

Сейчас Хайнц нескромно заявляет о том, что его задача - вернуть былые позиции BlackBerry на рынке США. Компания потратила миллионы долларов на рекламу своих еще не появившихся в продаже устройств на этом рынке во время трансляции Super Bowl - самого популярного события в стране. В 2008 году, на пике популярности BlackBerry в Северной Америке, ее доля на рынке мобильных телефонов доходила до 46%. Сейчас она сократилась до 2-3%. Поэтому задача вернуть позиции в условиях постоянно растущего конкурентного давления выглядит очень и очень амбициозной. Но отнюдь не невыполнимой.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики