Кому хороший, а кому – кароси

Решение суда о связи смерти одного из сотрудников Toyota со сверхурочной работой может стать прецедентом в спорах о выплате компенсаций за смерть из-за переутомления на работе и изменить японскую корпоративную структуру

Кому хороший, а кому – кароси

1 июня 2008 года в Японии произошла «малая революция» во взаимоотношениях между корпорациями и их сотрудниками. Легенда японской экономики корпорация Toyota – одна из тех компаний, что сформировали понятие «бизнес по-японски», начала платить своим сотрудникам за работу в «кружках по контролю над качеством продукции и его улучшению» (QC Circle – QCC). С момента возникновения в 1964 году участие в кружке, формально добровольное, оплачивалось из расчета два часа в месяц – вне зависимости от того, сколько времени проводил там сотрудник на самом деле. По некоторым оценкам, сегодня в стране существует около 30 тыс. кружков качества. Только на предприятиях Toyota Motor Corp. в Японии трудятся около 40 тыс. человек, большинство из них объединено в 5 тыс. QCC, каждый из которых насчитывает в среднем 8 работников.

При этом практика QCC, являющаяся элементом изобретенной Toyota системы непрерывного улучшения производственного процесса и продукции kaizen, с различным способом успеха применяется тысячами компаний как в самой Японии, так и за ее пределами, в том числе в Казахстане. Однако, как показали последние события, не все элементы системы kaizen стоит заимствовать у японцев.

Заработался

Поводом для пересмотра корпоративной политики Toyota стала смерть работника сборочного конвейера на заводе в городе Цуцуми. 30-летний сотрудник, возглавлявший один из QCC на заводе, скончался на рабочем месте от приступа тахикардии, которая, по заключению врачей, стала результатом сверхурочной работы. В течение 4 месяцев перед смертью молодой японец проводил на заводе по 16 часов в день, а выходные и полагающийся ему отпуск посвятил разработке планов возглавляемого им кружка качества. За последний месяц своей жизни он переработал сверх положенного 106 часов, большинство которых было неоплачено, так как, по мнению руководства завода, работник оставался на сверхурочные по собственной инициативе. Вместе с тем эксперты отмечают, что хотя участие в кружках QCC формально является добровольным, фактически отказ от него ставит крест на любых карьерных планах и серьезно вредит репутации сотрудника.

Японские власти – как официальные, так и руководство компании Toyota – долгое время отказывались признать смерть рабочего из Цуцуми результатом переутомления от сверхурочной работы. Сердечный приступ у сотрудника случился еще в феврале 2002 года. Первоначально его вдова с заявлением на компенсацию обратилась в офис по надзору над исполнением трудовых стандартов корпорации Toyota, являющийся местным отделением Министерства труда Японии. Министерство отказало супруге в выплате компенсации на том основании, что, согласно официальным данным заводоуправления (на основании записей прихода и ухода с работы), ее муж переработал «всего» 45 часов в течение месяца перед смертью.

В июле 2005 года вдова подала заявление о взыскании компенсации в окружной суд города Нагоя. Через два с половиной года, в конце ноября 2007 года, суд признал взаимосвязь между интенсивной сверх-урочной работой и смертью доказанной.

Вердикт по инциденту в Цуцуме – не первый случай, когда суд города Нагоя опротестовывает решения упомянутой надзорной инстанции. Так, пять лет назад, впервые за всю корпоративную историю Японии, суд вынес решение по выплате компенсации вдове сотрудника Toyota, покончившего жизнь самоубийством, «которое стало результатом непомерно длительных рабочих часов и профессиональной нагрузки». Эти факторы стали причиной депрессии сотрудника, что и привело его к суициду. Не выдержав нагрузки и ответственности, 35-летний мужчина шагнул в окно своего офиса через месяц пребывания в новой должности. С марта 1989 года его вдова трижды обращалась в офис по надзору над исполнением трудовых стандартов корпорации Toyota, где получала отказ на том основании, что сверхурочная нагрузка на ее супруга «была не выше, чем у его коллег».

Смерть по закону

Новое решение по Toyota может стать прецедентом. Так как вопреки трудовому законодательству Японии (ограничивающему рабочую неделю 40 часами), большинство японцев законно проводят на рабочем месте от 80 до 120 часов (см. график). Дополнения к трудовому законодательству, принятые правительством страны в 1987 году, позволяют профсоюзам и работодателям индивидуально устанавливать продолжительность рабочего дня. А ввиду того что все союзы в частном секторе экономики Японии являются отдельными союзами работников или предприятия, или компании, а не отраслевыми объединениями (то есть компания и союз ее работников – это, по сути, одна и та же организация), то увеличение рабочего времени «в случае необходимости» происходит без заметного противодействия.

Продолжительные рабочие часы – это не только знак лояльности сотрудника своему работодателю. Это еще и непрерывный стресс, который выражается в увеличении количества заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, самоубийствах на почве проблем на работе, росте смертей, причиной которых являются переутомление и стресс на рабочем месте. В прошлом году правительство Японии выплатило компенсации 392 работникам и членам их семей за ущерб здоровью, понесенный в результате интенсивной трудовой деятельности. В соответствии с нормативами японского Минздрава, чтобы получить компенсацию за смерть или заболевание, приобретенное из-за интенсивной сверхурочной работы, необходимо доказать, что пострадавший в течение месяца переработал свыше 80 часов.

Надо сказать, что в целом проблема не нова. В Японии даже появился термин «кароси», что буквально означает «смерть из-за работы». Первым случаем кароси, который был официально задокументирован медиками, стала кончина от сердечного приступа в 1969 году 58-летнего печатника одной из токийских фирм. В последний год жизни он провел на работе 4320 часов из 8760 часов, из которых состоит календарный год. Но по-настоящему серьезной проблемой в жизни корпоративной Японии кароси стал в середине 1970-х, когда для борьбы с последствиями экономического кризиса многие компании начали адаптировать разработанную Toyota трудовую политику, в основе которой лежало сокращение персонала (и увеличение нагрузки на оставшихся работников), а также введение принципов «бережливого производства».

Как заявляют японские чиновники, протяженность рабочего года в стране составляет около 1800 часов, что примерно равно европейским и североамериканским показателям. Но, как отмечают эксперты, эти данные базируются на информации, полученной от самих корпораций, и не включают информацию по компаниям, в которых занято менее 30 сотрудников (а именно в них работает почти 60% трудовых ресурсов страны). По оценкам токийского юриста Тиканабу Окамура, специализирующегося на делах, связанных с выплатой компенсаций за потерю трудоспособности или смерть в результате сверхурочной работы, реальная средняя цифра может быть порядка 2400 часов в год, с нередким максимумом в 3000 часов. Эксперты японского Национального совета по защите жертв сверхурочной работы убеждены, что кароси ежегодно уносят жизнь как минимум 10 тыс. японцев, а ту или иную компенсацию (от правительства, работодателя, страховых компаний) за смерть кормильца получит только одна из десяти семей.

Есть у революции начало

Ноябрьское решение окружного суда подтолкнуло корпорацию Toyota к поиску решения проблемы кароси. «Мы еще раз проанализировали деятельность QCC и пришли к выводу, что они играют большую роль в повышении качества продукции и услуг, предлагаемых нашей компанией. И хотели бы и в дальнейшем поощрять участие наших работников в этих кружках», – озвучил мнение руководства пресс-секретарь Toyota Пол Ноласко. Поэтому корпорация приняла решение увеличить оплату сверхурочных часов, которые ее сотрудники проводят в «добровольных» корпоративных социальных организациях. Правда, с условием, что сверхурочные – в полном объеме – будут выплачиваться только в тех случаях, когда заседания кружков «проходят в форме официальной встречи в помещениях компании и имеются официальные записи этого мероприятия». Toyota также планирует поощрять работников пересмотреть и упростить планы работы кружков качества таким образом, чтобы участие в них не занимало более двух часов в месяц. Кроме того, с 1 июня все мероприятия, проходящие в рамках kaizen, будут официально считаться частью служебных обязанностей работников корпорации и подлежать полной компенсации.

По мере того как все больше жителей Японии проникаются западной идеей баланса труда и отдыха, японские компании, по мнению экспертов, будут все чаще становиться объектами судебных исков, подобного тому, что был предъявлен корпорации Toyota. В мае этого было возбуждено дело против Mazda Motor Corp. Родители 25-летнего работника компании заявляют, что постоянные унижения и сверхурочная работа подтолкнули их сына в прошлом году к самоубийству. В конце мая о начале выплат компенсаций за сверхурочные менеджерам своих ресторанов объявила компания McDonald’s Japan. Это решение было принято после того, как токийский суд обязал ее выплатить свыше 70 тыс. долларов одному из бывших сотрудников за сверхурочную работу.

Несмотря на эти положительные сдвиги, специалисты считают, что для решения фундаментальной общенациональной проблемы колоссального несоответствия между личной жизнью японцев и их трудовой деятельностью потребуется, возможно, не одно десятилетие. Пример с Toyota показывает, что японским компаниям пока еще выгоднее оплатить сверхурочные часы, чем предпринимать действенные шаги по их сокращению.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом