Человек-транзистор

Недавно алматинская группа «Мотор-роллер» презентовала свой второй альбом «Рекламабад». В нем ее солист Ильяс Аутов поет о проблемах поколения потребителей колы и Интернета

Человек-транзистор

Когда слушаешь песни группы «Мотор-роллер», возникает ощущение калейдоскопа, мозаики быстро сменяющихся знакомых мотивов. А песня о «Послушных мальчиках» из последнего альбома и вовсе напоминает речитативную манеру исполнения Вячеслава Бутусова. Бессменный на протяжении вот уже почти 15 лет ее руководитель Ильяс Аутов не скрывает своих симпатий не только к «Наутилусу», но и к «Чайфу», с которым у него установились давние и прочные связи. Его «Утро в деревне», проникнутое духом этой группы, так понравилось Шахрину, что песню и клип они записали вместе.

«Мотор-роллер» – единственная группа, которая уже четвертый год представляет Казахстан на Екатеринбургском фестивале «Старый, новый рок». Зычным и мужественным голосом Ильяс (которого однажды даже сравнили с Муслимом Магомаевым) исполняет не только классику рока, но и старые советские хиты. Перепетый им «И вновь продолжается бой…» заставляет воспрянуть в боевом задоре не только бабушек с дедушками, но и их внуков. Если вслушаться и вчитаться в тексты песен, то понимаешь, что их автор обеспокоен деградацией нового поколения.

Что-то стало скучновато
В королевстве Рок-н-ролл!
И пилигрим в джинсовых латах
Забыл про Круглый стол…
Да и нет уже отеля
Расколовшихся сердец.
Его купили для борделя…





Был на восходе солнца дом – его сравняли катком…– поется в песне «В королевстве Рок-н-ролл» из первого альбома 2003 года «Любовь весом в 150 кг».

А последний и второй по счету альбом «Рекламабад» рассказывает страшную историю о том, как:

…Cтар и млад
Дружно ломятся в Рекламабад.
Но проникнет сюда далеко не любой.
Только кто «90 – 60 – 90».
У кого кошелек баскетбольного роста.
Или подвиги, или скандал за спиной.




Даже в летящую по небу голую Лолу палят из зениток (безнравственнее и не придумаешь):

Лола, Лола снова голой
Пролетает в небе над школой…
Недоумевая, что это за НЛО,
Исступленно лает в небо наше ПВО.


В век Кали-Юги

– Ильяс, вы считаете, что Золотой век в прошлом?

– Человечество взошло на очередную гору в середине прошлого века. Этот подъем закончился в 70-х. Спуск начался в 80-е, и мы продолжаем спускаться. Сейчас основная масса людей живет тем, что ей навязывают, что говорят читать или слушать, чем восхищаться. Очень мало думающих своей головой, ищущих действительно стоящее. А оно скрыто под толстым слоем: в литературе – макулатуры, в музыке – компакт-дисков.

– Но вы же можете выбирать то, что вам нравится?

– При полной свободе выбора человек начинает теряться, и ему нужен проводник, который подскажет, что смотреть, что читать, что слушать. Такие проводники очень редки, и эту функцию в современном обществе берет на себя реклама. Реклама – это деньги. Например, Льва Толстого или Франца Кафку не будут рекламировать, потому что большинство сломают о них мозги. Рекламируют только то, что можно быстро продать. А быстро продать можно только то, что понятно основной массе.

– Вам бы не хотелось, чтобы так же продавались альбомы «Мотор-роллера»?

– Конечно, хотелось. Но сейчас у людей снижена интеллектуальная планка. Мы как будто родились не в свое время.

– Вы не чувствуете себя героем своего времени?

– Нет, только не героем нашего времени. Герой нашего времени – мальчик-унисекс с буковками D&G на ягодицах. Я таким никогда не буду.

Трудно быть музыкантом

– Почему так долго сводили последний альбом?

– Три года. Наконец диск лег на прилавки в 2008-м. Процесс творчества непредсказуем. Задержка была вызвана изменением состава группы. Как известно, это болезненный процесс. Новому человеку надо войти в колею, понять, чем группа живет. Но в основном это были поиски аранжировки и подачи музыки. У нашей команды вещи отлеживаются долго. Мы живем в таком ритме, что ведет песня, а не мы ее. Через силу работать не стоит. Не идет – пусть отлежится. Ты занят другими делами, но о песне подсознательно думаешь. И она созревает. Как и ребенка, заставить ее родиться раньше времени нельзя.

– Скоро группе исполнится 15 лет. За такое продолжительное время это только второй полноценный альбом. И песен записано не так много. Почему?

– Страна у нас такая. Здесь гораздо легче быть чиновником, нефтяником или банкиром, чем музыкантом. А музыкантом, играющим вживую, вдвойне труднее. Большинству по большему счету все равно, как ты поешь – под фонограмму или без. Создать музыкальную команду и удерживать ее продолжительное время очень трудно. Случается, музыканты встречаются и творят долго, понимая друг друга. Нам в этом плане повезло меньше. Отбор шел очень долго и идет до сих пор. Буквально недавно опять поменяли бас-гитариста и барабанщика. Это сказывается на творчестве. Хотя текстов и музыки сочинено с запасом лет на 10. Все дело в человеческих ресурсах. Хороших музыкантов мало. Они либо уехали за границу, либо предпочитают играть где-нибудь в кабаке, где неплохо платят. В нашей стране нужно иметь мужество быть музыкантом. У нас очень мало живых команд и много фонограммы, людей, которые очень любят себя в телевизоре.

– А как вы зарабатываете на жизнь?

– Слава богу, на жизнь мы зарабатываем своим творчеством. Были времена, когда было не до музыки, и многие уходили. Мы бы могли зарабатывать больше, если бы пошли по пути наименьшего сопротивления – ломать и предавать. Для меня главное – не прославиться, а понять. Полноту жизни я понимаю через музыку. Я пытался заниматься разными вещами, но потом начинал плохо себя чувствовать, начинало болеть внутреннее «я». И я понимал, что больших денег мне не надо. Я хочу быть музыкантом и человеком и дойти до музыкальных вершин. Мы зарабатываем тем, что выступаем на корпоративных вечеринках. На них, кроме своих песен, поем советские и англоязычные хиты. В этом я не вижу ничего постыдного. Когда вы идете в оперу, вы же не задумываетесь, что человек, исполняющий партию Мефистофеля, не сам ее написал. Он только исполнитель. Мы поем старые вещи потому, что любим их. И вряд ли кто-то другой в нашей стране может их исполнять как мы. Мы делаем это с любовью. У нас на первом плане любовь, потом деньги.

Спонтанное творчество

– Ваш альбом – это реакция на текущие события и ситуацию?

– Когда человек становится старше, концептуальным становится не только его творчество, но и он сам. Взрослым по зрелости, а не по возрасту. «Биттлз» были зрелыми в 20 лет. Мы не планировали: песня будет про это или про то. На эту тему напишем текст. Или на эту. Мы идем другим путем.

– У вас часто встречаются такие понятия, как реклама, Интернет. Вы однозначно плохо оцениваете эти явления?

– Рекламабад – это город, причем отсталый. Второй смысл дает окончание «бад» (бэд), т.е. плохо. Есть Азия, а есть Азиопия, т.е. азиатчина в плохом смысле. Сейчас часто встречаешь людей, которые не могут связать и двух слов. Они не хотят ни развиваться, ни понимать что-то, а просто плывут по течению. Любовь к гламурной жизни, поверхностным ощущениям, коротенькое клиповое мышление разве могут быть хорошими? Именно здесь реклама и подставляет человечеству подножку.

– Насколько повлиял на вас советский, русский рок? Во время прослушивания ваших песен посещает чувство дежавю. Вы вообще это отслеживаете? Или у вас все спонтанно?

– Творчество спонтанно. Мы ни под кого не подделываемся. У нас нет иконы. Но мы живые люди и вбираем информацию, наши ребята слушают разную музыку – от классики до современности. Все происходит естественно, через чувства. У любого музыканта можно найти похожее. Я сам раньше этим занимался. У меня неплохая музыкальная память, и музыки я слушал много. Я нахожу у разных исполнителей те же самые ходы, ту же мелодию, те же обороты.

Кто читает вчерашние газеты

– На фоне такого неспешного творчества за 15 лет клипов вы выпустили немало. Чем объясняется активная клиповая деятельность? Клип – недешевое удовольствие. Кто вам помогает?

– У нас около 10 клипов. Когда песня нравится, хочется снять клип. И так бывает, что с нашим желанием совпадает то, что мы находим деньги и хороших режиссеров. Снять три новых клипа и выпустить альбом помогла корпорация «Казахмыс». Нам помогают друзья. Участвуем и сами – деньгами и связями. Клипы нам нравятся.

– Вы снимали последние клипы в Петербурге? Что повлияло на ваш выбор?

– Мы сняли три новых клипа «Рекламабад», «Утро в деревне», «О послушных мальчиках». Первые два снял питерский клипмейкер Богдан Дробязко на студии «Муха». А последний – личность не из рекламной тусовки, избирательная и тонкая, тоже из Питера, Александр Розанов, который сразу заявил, что если песня не понравится, снимать не будет. Песню мы ему выслали. Она ему понравилась, и клип он снял. Если «Рекламабад» и «Утро» сделаны одним человеком и в одном стиле, то в «Мальчиках» мы отошли от этого. И клип получился неформатным, как мы хотели. Погоня за форматом, модными тусовками и шмотками, за всем новым, которое завтра будет никому не нужно, не для нас. Как Мик Джаггер пел: кто читает вчерашние газеты? Правильно, никто. Все читают сегодняшние. Все это такая суета. Мы же хотим, чтобы творчество было не сиюминутным.

– О победе над временем и сиюминутностью. Вы специально в «Послушных мальчиках» выбрали притчевую форму?

– Песня была написана по наитию. Возникла фраза, сел за бумагу и стал водить рукой. Надо сразу сесть за бумагу, потому что это состояние может пройти. Если сразу не запишу образ – поезд ушел. Эта песня родилась так. Сел за стол, стали рождаться образы, подбираться слова, рифмы и ритм.

– В чем смысл откровения?

– Мы – проводники. Человек – транзистор. Только одни люди – хорошие проводники, а другие – не очень. Работа настройщика очень важна. И ты сможешь себя настроить, если не будешь мешать ее с сомнительной деятельностью.

К слову, Ильяс работает на радио и ведет передачу, общается со слушателями в прямом эфире, ставит музыку. Так что можно сказать, он в буквальном смысле исполняет роль проводника.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее