Человек-транзистор

Недавно алматинская группа «Мотор-роллер» презентовала свой второй альбом «Рекламабад». В нем ее солист Ильяс Аутов поет о проблемах поколения потребителей колы и Интернета

Человек-транзистор

Когда слушаешь песни группы «Мотор-роллер», возникает ощущение калейдоскопа, мозаики быстро сменяющихся знакомых мотивов. А песня о «Послушных мальчиках» из последнего альбома и вовсе напоминает речитативную манеру исполнения Вячеслава Бутусова. Бессменный на протяжении вот уже почти 15 лет ее руководитель Ильяс Аутов не скрывает своих симпатий не только к «Наутилусу», но и к «Чайфу», с которым у него установились давние и прочные связи. Его «Утро в деревне», проникнутое духом этой группы, так понравилось Шахрину, что песню и клип они записали вместе.

«Мотор-роллер» – единственная группа, которая уже четвертый год представляет Казахстан на Екатеринбургском фестивале «Старый, новый рок». Зычным и мужественным голосом Ильяс (которого однажды даже сравнили с Муслимом Магомаевым) исполняет не только классику рока, но и старые советские хиты. Перепетый им «И вновь продолжается бой…» заставляет воспрянуть в боевом задоре не только бабушек с дедушками, но и их внуков. Если вслушаться и вчитаться в тексты песен, то понимаешь, что их автор обеспокоен деградацией нового поколения.

Что-то стало скучновато
В королевстве Рок-н-ролл!
И пилигрим в джинсовых латах
Забыл про Круглый стол…
Да и нет уже отеля
Расколовшихся сердец.
Его купили для борделя…





Был на восходе солнца дом – его сравняли катком…– поется в песне «В королевстве Рок-н-ролл» из первого альбома 2003 года «Любовь весом в 150 кг».

А последний и второй по счету альбом «Рекламабад» рассказывает страшную историю о том, как:

…Cтар и млад
Дружно ломятся в Рекламабад.
Но проникнет сюда далеко не любой.
Только кто «90 – 60 – 90».
У кого кошелек баскетбольного роста.
Или подвиги, или скандал за спиной.




Даже в летящую по небу голую Лолу палят из зениток (безнравственнее и не придумаешь):

Лола, Лола снова голой
Пролетает в небе над школой…
Недоумевая, что это за НЛО,
Исступленно лает в небо наше ПВО.


В век Кали-Юги

– Ильяс, вы считаете, что Золотой век в прошлом?

– Человечество взошло на очередную гору в середине прошлого века. Этот подъем закончился в 70-х. Спуск начался в 80-е, и мы продолжаем спускаться. Сейчас основная масса людей живет тем, что ей навязывают, что говорят читать или слушать, чем восхищаться. Очень мало думающих своей головой, ищущих действительно стоящее. А оно скрыто под толстым слоем: в литературе – макулатуры, в музыке – компакт-дисков.

– Но вы же можете выбирать то, что вам нравится?

– При полной свободе выбора человек начинает теряться, и ему нужен проводник, который подскажет, что смотреть, что читать, что слушать. Такие проводники очень редки, и эту функцию в современном обществе берет на себя реклама. Реклама – это деньги. Например, Льва Толстого или Франца Кафку не будут рекламировать, потому что большинство сломают о них мозги. Рекламируют только то, что можно быстро продать. А быстро продать можно только то, что понятно основной массе.

– Вам бы не хотелось, чтобы так же продавались альбомы «Мотор-роллера»?

– Конечно, хотелось. Но сейчас у людей снижена интеллектуальная планка. Мы как будто родились не в свое время.

– Вы не чувствуете себя героем своего времени?

– Нет, только не героем нашего времени. Герой нашего времени – мальчик-унисекс с буковками D&G на ягодицах. Я таким никогда не буду.

Трудно быть музыкантом

– Почему так долго сводили последний альбом?

– Три года. Наконец диск лег на прилавки в 2008-м. Процесс творчества непредсказуем. Задержка была вызвана изменением состава группы. Как известно, это болезненный процесс. Новому человеку надо войти в колею, понять, чем группа живет. Но в основном это были поиски аранжировки и подачи музыки. У нашей команды вещи отлеживаются долго. Мы живем в таком ритме, что ведет песня, а не мы ее. Через силу работать не стоит. Не идет – пусть отлежится. Ты занят другими делами, но о песне подсознательно думаешь. И она созревает. Как и ребенка, заставить ее родиться раньше времени нельзя.

– Скоро группе исполнится 15 лет. За такое продолжительное время это только второй полноценный альбом. И песен записано не так много. Почему?

– Страна у нас такая. Здесь гораздо легче быть чиновником, нефтяником или банкиром, чем музыкантом. А музыкантом, играющим вживую, вдвойне труднее. Большинству по большему счету все равно, как ты поешь – под фонограмму или без. Создать музыкальную команду и удерживать ее продолжительное время очень трудно. Случается, музыканты встречаются и творят долго, понимая друг друга. Нам в этом плане повезло меньше. Отбор шел очень долго и идет до сих пор. Буквально недавно опять поменяли бас-гитариста и барабанщика. Это сказывается на творчестве. Хотя текстов и музыки сочинено с запасом лет на 10. Все дело в человеческих ресурсах. Хороших музыкантов мало. Они либо уехали за границу, либо предпочитают играть где-нибудь в кабаке, где неплохо платят. В нашей стране нужно иметь мужество быть музыкантом. У нас очень мало живых команд и много фонограммы, людей, которые очень любят себя в телевизоре.

– А как вы зарабатываете на жизнь?

– Слава богу, на жизнь мы зарабатываем своим творчеством. Были времена, когда было не до музыки, и многие уходили. Мы бы могли зарабатывать больше, если бы пошли по пути наименьшего сопротивления – ломать и предавать. Для меня главное – не прославиться, а понять. Полноту жизни я понимаю через музыку. Я пытался заниматься разными вещами, но потом начинал плохо себя чувствовать, начинало болеть внутреннее «я». И я понимал, что больших денег мне не надо. Я хочу быть музыкантом и человеком и дойти до музыкальных вершин. Мы зарабатываем тем, что выступаем на корпоративных вечеринках. На них, кроме своих песен, поем советские и англоязычные хиты. В этом я не вижу ничего постыдного. Когда вы идете в оперу, вы же не задумываетесь, что человек, исполняющий партию Мефистофеля, не сам ее написал. Он только исполнитель. Мы поем старые вещи потому, что любим их. И вряд ли кто-то другой в нашей стране может их исполнять как мы. Мы делаем это с любовью. У нас на первом плане любовь, потом деньги.

Спонтанное творчество

– Ваш альбом – это реакция на текущие события и ситуацию?

– Когда человек становится старше, концептуальным становится не только его творчество, но и он сам. Взрослым по зрелости, а не по возрасту. «Биттлз» были зрелыми в 20 лет. Мы не планировали: песня будет про это или про то. На эту тему напишем текст. Или на эту. Мы идем другим путем.

– У вас часто встречаются такие понятия, как реклама, Интернет. Вы однозначно плохо оцениваете эти явления?

– Рекламабад – это город, причем отсталый. Второй смысл дает окончание «бад» (бэд), т.е. плохо. Есть Азия, а есть Азиопия, т.е. азиатчина в плохом смысле. Сейчас часто встречаешь людей, которые не могут связать и двух слов. Они не хотят ни развиваться, ни понимать что-то, а просто плывут по течению. Любовь к гламурной жизни, поверхностным ощущениям, коротенькое клиповое мышление разве могут быть хорошими? Именно здесь реклама и подставляет человечеству подножку.

– Насколько повлиял на вас советский, русский рок? Во время прослушивания ваших песен посещает чувство дежавю. Вы вообще это отслеживаете? Или у вас все спонтанно?

– Творчество спонтанно. Мы ни под кого не подделываемся. У нас нет иконы. Но мы живые люди и вбираем информацию, наши ребята слушают разную музыку – от классики до современности. Все происходит естественно, через чувства. У любого музыканта можно найти похожее. Я сам раньше этим занимался. У меня неплохая музыкальная память, и музыки я слушал много. Я нахожу у разных исполнителей те же самые ходы, ту же мелодию, те же обороты.

Кто читает вчерашние газеты

– На фоне такого неспешного творчества за 15 лет клипов вы выпустили немало. Чем объясняется активная клиповая деятельность? Клип – недешевое удовольствие. Кто вам помогает?

– У нас около 10 клипов. Когда песня нравится, хочется снять клип. И так бывает, что с нашим желанием совпадает то, что мы находим деньги и хороших режиссеров. Снять три новых клипа и выпустить альбом помогла корпорация «Казахмыс». Нам помогают друзья. Участвуем и сами – деньгами и связями. Клипы нам нравятся.

– Вы снимали последние клипы в Петербурге? Что повлияло на ваш выбор?

– Мы сняли три новых клипа «Рекламабад», «Утро в деревне», «О послушных мальчиках». Первые два снял питерский клипмейкер Богдан Дробязко на студии «Муха». А последний – личность не из рекламной тусовки, избирательная и тонкая, тоже из Питера, Александр Розанов, который сразу заявил, что если песня не понравится, снимать не будет. Песню мы ему выслали. Она ему понравилась, и клип он снял. Если «Рекламабад» и «Утро» сделаны одним человеком и в одном стиле, то в «Мальчиках» мы отошли от этого. И клип получился неформатным, как мы хотели. Погоня за форматом, модными тусовками и шмотками, за всем новым, которое завтра будет никому не нужно, не для нас. Как Мик Джаггер пел: кто читает вчерашние газеты? Правильно, никто. Все читают сегодняшние. Все это такая суета. Мы же хотим, чтобы творчество было не сиюминутным.

– О победе над временем и сиюминутностью. Вы специально в «Послушных мальчиках» выбрали притчевую форму?

– Песня была написана по наитию. Возникла фраза, сел за бумагу и стал водить рукой. Надо сразу сесть за бумагу, потому что это состояние может пройти. Если сразу не запишу образ – поезд ушел. Эта песня родилась так. Сел за стол, стали рождаться образы, подбираться слова, рифмы и ритм.

– В чем смысл откровения?

– Мы – проводники. Человек – транзистор. Только одни люди – хорошие проводники, а другие – не очень. Работа настройщика очень важна. И ты сможешь себя настроить, если не будешь мешать ее с сомнительной деятельностью.

К слову, Ильяс работает на радио и ведет передачу, общается со слушателями в прямом эфире, ставит музыку. Так что можно сказать, он в буквальном смысле исполняет роль проводника.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности