Защищая бренды

Официальных автодилеров беспокоят миллионы долларов, которые частники зарабатывают на продаже неоригинальных запчастей

Защищая бренды

Обслуживаясь в частных СТО и покупая контрафактные запчасти, люди рискуют безопасностью не только своей, но и других участников дорожного движения, считают представители автобрендов. По их данным, на сегодня рынок запасных частей, автомашин и сервисного обслуживания в Казахстане составляет порядка 2 млрд долларов.

«Это достаточно серьезный рынок. Приблизительно 50%  рынка находится в «тени». Это запчасти, которые завозятся на территорию РК нелегальным образом, услуги мелких СТО, которые проводят неквалифицированный ремонт автомобилей. Результат - недоплаты налогов в бюджет», - заявил генеральный директор ТОО «СВС-Транс» Олег Туркин. Он призывает членов Ассоциации казахстанского автобизнеса обратить внимание на обозначенную проблему и вынести ее на обсуждение в правительство.

Каким образом будет решаться вопрос, пока неизвестно. Однако не секрет, что большинство казахстанцев предпочитают иметь дело с частными станциями техобслуживания. Даже чемпионка Казахстана по трофи-рейдам (гонки на джипах) Светлана Наумова. По роду деятельности ей часто приходится ремонтировать машину. По ее словам, цены в официальных сервисных центрах завышенные. «В основном я обращаюсь в частные СТО, потому что цена у них приемлемая. Раньше ездила в центры, которые считаются официальными, но разница в цене ощутимая», - рассказала она «Эксперту Казахстан». При этом качество обслуживания не сильно отличается. А если после посещения мастера снова выявляются неполадки, то в ответ на свое возмущение джипер слышит «Но вы же много ездите». К тому же разнообразие СТО создает конкуренцию и позволяет держать цены на доступном для многих людей уровне. «Если сейчас позакрывать все мелкие и частные СТО, то те, которые останутся, будут завышать цены. И не факт, что качество работы будет соответствовать стоимости», - добавляет она.

В свою очередь владелец небольшого СТО, пожелавший остаться неназванным, считает, что связь между контрабандой и тем, как небольшие СТО делают ремонт, притянута за уши. «Это - то же самое, что сказать: если в ЦУМе половина телефонов также провезена контрабандой, то все телефоны, которые там продают, - некачественные, или что любая купленная на барахолке одежда  обязательно порвется в течение недели», - говорит он и призывает отделять проблему ввоза контрафакта от проблемы ремонта. Да и “в тени” автомастерской оказаться весьма сложно: ведь для открытия СТО необходимо получить ряд разрешительных документов. «Прежде чем начать работу, я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Получил разрешения у СЭС, службы спасения. Никто не позволит завезти в свой двор машину и ремонтировать, если это не авто вашего сына или отца. Потому что в любое время может нагрянуть проверка, и документы должны быть на месте. Когда приходит время платить налоги – плачу», - рассказывает наш собеседник.

Все чаще в СМИ всплывает тема коррупции. Наш собеседник из СТО не исключает в их бизнесе при решении проблемных вопросов дачу взяток. «Нет уверенности в том, что даже крупные участники рынка, занимающиеся официальным ввозом определенных товаров, не делятся с таможенными органами частью тех денег, которые должны уйти в бюджет, за быстрое оформление документов», - отметил он и добавил, что небольшие СТО, как правило, не занимаются ввозом запасных частей, они вынуждены покупать эти товары у оптовых импортеров и приобретают то, что диктует им спрос покупателей.

По мнению автовладельца Михаила Шахматова, качество ремонта зависит еще и от опыта механика. Поэтому очень часто автовладельцы меняют СТО вместе с мастером, работа которого их устраивает. Особенно если речь идет о ремонте критических компонентов. «Что касается запасных частей, то не секрет, что, кроме официальных дилеров, практически все СТО представляют на выбор автолюбителя варианты из оригинальных запчастей и их китайских дубликатов. Конечно, оригинальные запчасти - самые лучшие и качественные, но их стоимость порой в разы больше других вариантов, которые, с точки зрения цена/качество, устраивают покупателя», - говорит он.

Кроме того, мелкие СТО, как и официальные дилеры, почти всегда завышают цены.  «Например, наполовину износившуюся деталь разные механики оценивают по-разному. Одни убеждают ее заменить, иначе она уже вот-вот сломается. Другие же, трезво оценивая ситуацию, подтверждают, что с деталью еще можно ездить. И если мелкая СТО еще подумает, нужно ли производить замену, из-за боязни потерять клиента, то крупным СТО бояться нечего, и они могут требовать максимального ремонта», - отметил он.

На сегодняшний день, по словам главы АКАБ Андрея Лаврентьева, более 70% авторынка страны составляют автомобили старше семи лет. Для таких машин дорогие автосалоны - непозволительная роскошь, в отличие от мелких СТО с приемлемыми ценами.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности