Защищая бренды

Официальных автодилеров беспокоят миллионы долларов, которые частники зарабатывают на продаже неоригинальных запчастей

Защищая бренды

Обслуживаясь в частных СТО и покупая контрафактные запчасти, люди рискуют безопасностью не только своей, но и других участников дорожного движения, считают представители автобрендов. По их данным, на сегодня рынок запасных частей, автомашин и сервисного обслуживания в Казахстане составляет порядка 2 млрд долларов.

«Это достаточно серьезный рынок. Приблизительно 50%  рынка находится в «тени». Это запчасти, которые завозятся на территорию РК нелегальным образом, услуги мелких СТО, которые проводят неквалифицированный ремонт автомобилей. Результат - недоплаты налогов в бюджет», - заявил генеральный директор ТОО «СВС-Транс» Олег Туркин. Он призывает членов Ассоциации казахстанского автобизнеса обратить внимание на обозначенную проблему и вынести ее на обсуждение в правительство.

Каким образом будет решаться вопрос, пока неизвестно. Однако не секрет, что большинство казахстанцев предпочитают иметь дело с частными станциями техобслуживания. Даже чемпионка Казахстана по трофи-рейдам (гонки на джипах) Светлана Наумова. По роду деятельности ей часто приходится ремонтировать машину. По ее словам, цены в официальных сервисных центрах завышенные. «В основном я обращаюсь в частные СТО, потому что цена у них приемлемая. Раньше ездила в центры, которые считаются официальными, но разница в цене ощутимая», - рассказала она «Эксперту Казахстан». При этом качество обслуживания не сильно отличается. А если после посещения мастера снова выявляются неполадки, то в ответ на свое возмущение джипер слышит «Но вы же много ездите». К тому же разнообразие СТО создает конкуренцию и позволяет держать цены на доступном для многих людей уровне. «Если сейчас позакрывать все мелкие и частные СТО, то те, которые останутся, будут завышать цены. И не факт, что качество работы будет соответствовать стоимости», - добавляет она.

В свою очередь владелец небольшого СТО, пожелавший остаться неназванным, считает, что связь между контрабандой и тем, как небольшие СТО делают ремонт, притянута за уши. «Это - то же самое, что сказать: если в ЦУМе половина телефонов также провезена контрабандой, то все телефоны, которые там продают, - некачественные, или что любая купленная на барахолке одежда  обязательно порвется в течение недели», - говорит он и призывает отделять проблему ввоза контрафакта от проблемы ремонта. Да и “в тени” автомастерской оказаться весьма сложно: ведь для открытия СТО необходимо получить ряд разрешительных документов. «Прежде чем начать работу, я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Получил разрешения у СЭС, службы спасения. Никто не позволит завезти в свой двор машину и ремонтировать, если это не авто вашего сына или отца. Потому что в любое время может нагрянуть проверка, и документы должны быть на месте. Когда приходит время платить налоги – плачу», - рассказывает наш собеседник.

Все чаще в СМИ всплывает тема коррупции. Наш собеседник из СТО не исключает в их бизнесе при решении проблемных вопросов дачу взяток. «Нет уверенности в том, что даже крупные участники рынка, занимающиеся официальным ввозом определенных товаров, не делятся с таможенными органами частью тех денег, которые должны уйти в бюджет, за быстрое оформление документов», - отметил он и добавил, что небольшие СТО, как правило, не занимаются ввозом запасных частей, они вынуждены покупать эти товары у оптовых импортеров и приобретают то, что диктует им спрос покупателей.

По мнению автовладельца Михаила Шахматова, качество ремонта зависит еще и от опыта механика. Поэтому очень часто автовладельцы меняют СТО вместе с мастером, работа которого их устраивает. Особенно если речь идет о ремонте критических компонентов. «Что касается запасных частей, то не секрет, что, кроме официальных дилеров, практически все СТО представляют на выбор автолюбителя варианты из оригинальных запчастей и их китайских дубликатов. Конечно, оригинальные запчасти - самые лучшие и качественные, но их стоимость порой в разы больше других вариантов, которые, с точки зрения цена/качество, устраивают покупателя», - говорит он.

Кроме того, мелкие СТО, как и официальные дилеры, почти всегда завышают цены.  «Например, наполовину износившуюся деталь разные механики оценивают по-разному. Одни убеждают ее заменить, иначе она уже вот-вот сломается. Другие же, трезво оценивая ситуацию, подтверждают, что с деталью еще можно ездить. И если мелкая СТО еще подумает, нужно ли производить замену, из-за боязни потерять клиента, то крупным СТО бояться нечего, и они могут требовать максимального ремонта», - отметил он.

На сегодняшний день, по словам главы АКАБ Андрея Лаврентьева, более 70% авторынка страны составляют автомобили старше семи лет. Для таких машин дорогие автосалоны - непозволительная роскошь, в отличие от мелких СТО с приемлемыми ценами.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее