Поле непаханое

Ставка на развитие местных информационных ресурсов и создание благоприятных возможностей для увеличения числа интернет-пользователей помогут казахстанскому сегменту мировой сети не только выжить, но и успешно развиваться

Поле непаханое

Лет 10 назад казахстанцы с гордостью рассказывали своим российским друзьям о том, как здорово развивается Казнет – казахстанский сегмент Интернета. Размещали почтовые ящики на сервисе mail.kz, искали информацию с помощью местного же поисковика и, приезжая в Москву, с удовлетворением отмечали, что в Алматы доступ во Всемирную сеть им обходится дешевле, чем в российской столице.

За десятилетие все изменилось до неузнаваемости. Местные почтовые и поисковые серверы тихо ушли в глубокую тень или вообще умерли. Основная масса казахстанских пользователей переместилась в Рунет – переписывается с помощью российских почтовых сервисов, ищет информацию через Yandex, рассматривает фотографии друзей на сайтах «Одноклассники.ру» и «ВКонтакте.ру». Сегодня, приезжая не только в Москву, но и в другие российские города, казахстанцы с завистью следят за тем, как их друзья выходят из дома в Интернет по выделенным линиям – большинству жителей РК приходится пользоваться dial-up’ом.

Но говорить о том, что в будущем Казнет окончательно уступит свои позиции российским и международным интернет-компаниям, не приходится – так полагает большинство экспертов, собравшихся в конце июня в Алматы на первую международную конференцию «Интернет-Альтернатива 2008». По их мнению, широкое распространение современных технологий доступа в сеть и развитие собственного казахстанского контента способно вывести казахстанский сегмент Всемирной паутины на среднемировой уровень. Правда, произойдет это не раньше, чем через несколько лет. Вряд ли все сервисы, которые планируется создать в Казахстане, выдержат конкуренцию с мировыми игроками. Но некоторым из них – социальным сетям, сайтам знакомств, информационным ресурсам, ориентированным на местные новости, это вполне по силам.

Медленно и дорого

Судя по официальным данным, рынок интернет-услуг в Казахстане переживает период бурного роста. По сведениям Агентства по статистике РК, за первые пять месяцев 2008 года этот сегмент вырос в стоимостном выражении на 63% к аналогичному периоду прошлого года. В остальных сегментах рост был более умеренным: объемы услуг фиксированной связи выросли на 11%, сотовой связи – на 26% (в целом объем услуг телекома вырос на 26,1%).

Впрочем, во многом впечатляющие цифры объясняются относительно низким уровнем развития интернет-услуг в Казахстане. По данным «Эксперта Казахстан», этот сегмент занимает около 8% телекоммуникационного сектора (около 100 млн долларов за январь-май 2008 г.). Численность интернет-аудитории и уровень пенетрации (проникновения) также оставляют желать лучшего, особенно на фоне показателей соседей. Как заявил, выступая на «Интернет-Альтернативе» заместитель председателя Агентства по информатизации и связи (АИС) Аскар Бишигаев, по официальным данным в Казахстане насчитывается 1,86 млн интернет-пользователей. Это 76-е место в мире из 220. Показатель уровня проникновения выглядит хуже – 11,9%, или 118-е место в мире из 220 стран. В соседней России этот показатель равен 16,5%. То есть интернет-пользователем является каждый шестой россиянин и лишь один из восьми казахстанцев.

Таким образом, по доступности Интернета Казахстан оказывается достаточно далеко от заветного рубежа – 50 самых конкурентоспособных стран мира. В рейтингах международных организаций наша страна тоже выглядит, к сожалению, не лучшим образом. По данным отчета Global information technology report, подготовленного Всемирным экономическим форумом, по уровню развития информационных технологий Казахстан занял 71-е место из 127. Всемирный банк в аналогичном рейтинге отвел нашей стране 64-е место из 68.

При этом граждане страны, проживающие в разных населенных пунктах, имеют неравный доступ к Интернету. Как признал г-н Бишигаев: «Цифровой разрыв в Казахстане присутствует гораздо сильнее, чем в компактных странах». Если у жителей мегаполиса с доступом в Интернет особых проблем нет, то многим сельчанам выход в мировую сеть недоступен в принципе.

Впрочем, и горожанам есть на что пожаловаться. У физических лиц доминирующим остается подключение к Интернету через dial-up. Такой способ не обеспечивает высокой скорости передачи данных. Как отмечали на конференции эксперты из России, в городах РФ уже стало стандартом подключение по выделенным линиям, есть возможность выбора среди нескольких конкурирующих провайдеров. Например, в несколько уступающем Алматы по численности населения Екатеринбурге насчитывается (по данным nag.ru) 42 провайдера, 10 из них работают во всех районах города. По технологии Ethernet они обеспечивают подключение физических лиц со скоростью до 100 Мбит/сек.

На казахстанском рынке доминирует один игрок – «Казахтелеком». Лишь с прошлого года он начал широкомасштабное подключение по технологии ADSL (тарифные планы Megaline) – и к настоящему моменту 23,1% казахстанских пользователей (430 тыс. человек) пользуются им. С 1 июня 2008 года «Казахтелеком» повысил скорость на внутренние ресурсы до 512 кбит/сек. на тарифных планах Megaline и до 1 Мбит/сек. на тарифном плане Turbo. Неудивительно, что сообщение об этом вызвало улыбки у присутствовавших на конференции экспертов. Известный казахстанский интернет-обозреватель Александр Ляхов заметил по этому поводу: «Скорости, о которых говорит “Казахтелеком”, – это, конечно, хорошо, но это не мировой уровень».

Нечего читать

Спорный вопрос – в какой степени казахстанский Интернет вообще можно назвать казахстанским. «У нас независимое суверенное государство, а в зоне Казнета присутствует менее 5% казахстанского контента», – пожаловался на конференции гендиректор Tengri Saatchi&Saatchi Эржан Исабаев.

Эксперты расходятся в оценках того, какую долю в Казнете занимает казахстанский трафик. По данным независимых провайдеров – лишь 5%, еще 5% приходится на международные ресурсы и 90% – на российские. У г-на Бишигаева другие сведения: 80% – зоны .ru и .com (а также другие международные домены), 20% – местные ресурсы. Но в целом картина ясна: казахстанский контент отнюдь не доминирует, что и подтверждается данными о посещаемости различных ресурсов. При этом формально в зоне .kz зарегистрировано 20 тыс. доменных имен. Из них работающих – около 5 тыс. Для сравнения отметим, что в зоне .ru зарегистрировано 1,5 млн доменов. При этом разница в численности населения между нашими странами лишь десятикратная.

Соседство с Россией, общность языкового пространства представляют определенную проблему для Казнета. Готовые сервисы на русском языке легко перетягивают на себя пользователей, согласных платить больше за внешний трафик, получая при этом гораздо более высокий уровень сервиса, охват сайтов (при поиске информации), аудиторию (в социальных сетях). На сайте «Одноклассники.ру» зарегистрировано 18 млн человек – больше, чем все население Казахстана. На сайте «ВКонтакте.ру» – 13 млн (май 2008 г.). Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что практически все казахстанцы, испытывающие интерес к социальным сетям, уже прописались на одном из них или сразу на обоих. Перетянуть их в Казнет будет сложно. Впрочем, пока и перетягивать некуда. Ресурсов, аналогичных российским или международным социальным сетям, в Казахстане просто нет.

Нельзя сказать, чтобы в Казнете не было популярных сайтов. Есть, например, «Центр Тяжести» – он насчитывает сегодня около 170 тыс. пользователей. Сайт электронного правительства за прошлый год посетило 400 тыс. человек – хотя это не уникальные посетители, а общее количество заходов на сайт. Но в целом невозможно отрицать бедность национального контента и его непривлекательность для пользователей.

Присутствовавшие на «Интернет-Альтернативе» эксперты обозначили целый ряд узких мест, мешающих развитию казахстанского сегмента мировой паутины. Это неразвитость инфраструктуры и отсутствие конкурентного поля на рынке предоставления интернет-услуг. Так, условия хостинга, предоставляемые в Казахстане, выглядят явно непривлекательными (прежде всего по техническим характеристикам). В результате лишь менее половины сайтов домена .kz хостится собственно в казахстанском сегменте сети. При этом существующие нормы требуют, чтобы хостинг осуществлялся на территории Казахстана. Зачем – непонятно. Плата за регистрацию домена в зоне .kz в два раза превышает плату за регистрацию в зоне .com (32 доллара против 16,5).

Юрист фонда защиты свободы слова «Адил Соз» Гана Красильникова напомнила о случаях блокировки сайтов по политическим причинам. И отметила, что, согласно законодательству, все веб-сайты относятся к СМИ. По ее мнению, это дает широкие возможности для контроля над интернет-пространством со стороны госорганов. Правда, участники конференции не разделили озабоченность эксперта по этому вопросу. Намного большее беспокойство вызвало отсутствие рекламодателей, готовых платить за продвижение своих товаров и услуг на казахстанских сайтах. Уже после конференции эксперт по социальным СМИ компании SUP Антон Носик в своем блоге отметил, что, по его мнению, по числу пользователей Казахстан соответствует России прошлого века. По пенетрации – примерно 2002 году. А по обороту рекламных денег – «лет на 6».

«Казахстан прекрасен»

«У нас нет альтернативы – это надо развивать», – так Ержан Исабаев обозначил подход игроков на отечественном рынке интернет-услуг к будущему Казнета. Казахстанских экспертов поддержали российские. Антон Носик заметил, что фаза, в которой находится казахстанский сегмент Интернета, «абсолютно нормальная». «Российским ресурсам тоже пришлось жить и работать в обстановке полного непонимания работодателем, что такое Интернет», – вспомнил г-н Носик ситуацию середины 1990-х годов. Сегодня же, по его словам, трудно найти управляющего, распоряжающегося крупными рекламными бюджетами – хоть в Казахстане, хоть в Украине, который бы не знал, что это такое. «Нужно только показать привлекательные и актуальные для пользователя сайты», – отметил эксперт.

По его мнению, по мере увеличения числа пользователей сети будет развиваться и местный контент. «Пока нет критической массы читателей и рекламодателей – никакой ресурс не получится. Это такая же проблема, как то, что мой девятимесячный сын не умеет ходить – это не повод его водить к врачу, а повод подождать, пока он научится, ну и, может, слегка помочь ему», – так он охарактеризовал задачу, стоящую перед казахстанскими интернет-разработчиками.

Местные игроки и сами осознают ее. По словам главного коммерческого директора «Казахтелекома» Аскара Есеркегенова, сейчас его компания развивает крупный проект по созданию дата-центров. Всего в Казахстане будет создано четыре таких центра – в Атырау, Караганде, Астане и Алматы. В дальнейшем они появятся во всех областных городах. На их базе будут предоставляться услуги бесплатного хостинга – по крайней мере, до того, как ресурс достигнет определенного объема. Целый ряд игроков на рынке реализуют проекты по развитию коммуникаций для передачи данных. В ближайшие годы это будет способствовать усилению конкуренции на рынке провайдерских услуг (см. подробнее «Вне зоны доступа»).

По мнению опрошенных нами участников конференции, в плане развития контента необходимо делать упор на ресурсы, представляющие интерес именно для местных пользователей: сайты знакомств, файлообменные сервисы, новостные порталы, освещающие казахстанское информационное поле. «Казахтелеком» уже объявил о целом ряде проектов, которые он намерен поддержать. В него входят социальные сети, блоги, торренты и обменные сети, а также бесплатный почтовый сервис и национальная поисковая система.

Не все проекты расцениваются экспертами как перспективные. Например, по словам г-на Бишигаева, предполагается, что поисковая система будет коммерчески успешным проектом. Для этого ей придется выдержать конкуренцию с такими мощными ресурсами, как Yandex и Google, причем последний уже запустил поиск на казахском языке. Вызывают сомнения перспективы развития собственно казахстанских социальных сетей. Участники конференции приводили в качестве примера успешного развития национальных соцсетей постсоветские страны Прибалтики, которые успешно сопротивляются зарубежным ресурсам. Однако стоит учитывать, что, во-первых, национальные языки в прибалтийских государствах используются заметно шире, чем в Казахстане. Это создает некоторый языковой барьер для экспансии русско- и англоязычных сетей. Во-вторых, российские социальные сети уже начинают экспансию собственно в Казнет – минувшей весной стало известно, что ООО «Одноклассники» зарегистрировало домен odnoklassniki.kz (а также аналогичный ресурс в Украине). В планах компании открытие в Казахстане своего представительства до конца этого года. Российские эксперты, в частности глава компании «Медиамир» Михаил Гуревич, прогнозировали, что в ближайшие два года казахстанским сайтом «Одноклассников» могут воспользоваться до 80% интернет-пользователей страны. Впрочем, «Одноклассников.kz» тоже можно будет причислить к местному контенту.

Есть и другие проекты. Так, на конференции выяснилось, что замдиректора телеканала «Вести» Аскар Туганбаев зарегистрировал домен kaztube.kz. Учитывая, что российский видеосервис Rutube относительно неплохо себя чувствует в тени конкурента YouTube, можно предположить, что и казахстанский видеоресурс ждет неплохое будущее.

И все-таки главная задача, стоящая перед Казахстаном, – увеличение числа интернет-пользователей. По мнению г-на Бишигаева, принципиально важными для Казнета будут нынешний и 2009 годы. За это время предстоит перейти рубеж пенетрации в 20% – потом, как показывает мировой опыт, начнется лавинообразный рост местного сегмента мировой сети. Антон Носик так подытожил свои впечатления от посещения нашей республики: «Казахстан прекрасен, и для бизнеса – край непаханый».

Значит, будем пахать.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности