Измени себя или измени мир

Редакционная статья

Измени себя или измени мир

Казахстанские бизнесмены устали. Слишком уж затянулось ожидание перелома в развитии кризиса, охватившего экономику нашей страны. Осенью-зимой представители деловых кругов бодрились, прогнозировали, что с весны дела пойдут на лад, и откровенному слову «кризис» предпочитали эвфемистичное «турбулентность». Ближе к лету дату начала выздоровления начали переносить на осень. Сегодня эксперты говорят, что ждут конца осени – зимы: они, мол, все поправят. Но всем ясно, что прогнозы в нынешней ситуации – дело неблагодарное. И самые активные представители бизнес-сообщества начинают действовать.

У человека, попавшего в неблагоприятные условия, есть два выхода: или попытаться изменить себя, или попытаться изменить окружающий мир (есть еще третий – пассивное ожидание, но мы его рассматривать не будем, не о таких людях речь). Применительно к компаниям первый способ поведения означает изменение модели ведения дел. Отказ от традиционного, интуитивного подхода к управлению бизнес-процессами в пользу современных, отработанных в других странах методов работы. Все чаще приходится слышать о том, что та или иная компания переходит на международные стандарты финансовой отчетности, проводит внутренний аудит, внедряет корпоративные методы управления. Кризис действительно заставил многих игроков задуматься о собственной эффективности. Не все получается сразу и не у всех. Реформирование внутреннего уклада жизни компаний наталкивается на сопротивление со стороны сотрудников, непонимание у деловых партнеров. Зачастую средства, вложенные, например, во внедрение ERP-систем, оказываются потраченными напрасно. Но, несмотря на это, тенденция очевидна: казахстанский бизнес потихоньку отказывается от своих привычек. Как заявил недавно нашему журналу владелец одной крупной компании: «Я больше не хочу жить по-казахстански – мне больше нравятся международные стандарты».

Другие делают ставку на изменение внешних условий. Самостоятельно этого добиться сложно, но попытки налицо. Внимательно просмотрев газетные объявления в колонках «недвижимость» нетрудно обнаружить потенциальных продавцов квартир, предлагающих свою жилплощадь по невероятно низким ценам. Таких объявлений немного, но они есть. Звонить по указанным в них телефонам бесполезно – либо не дозвонитесь, либо выяснится, что квартира уже продана. На самом деле авторы подобных объявлений стремятся не продать, а купить недвижимость – но по максимально низкой цене. И сбивают градус цен, размещая фиктивные предложения. Более того, покопавшись на интернет-форумах, можно проследить, как эти «медведи» координируют свои действия. Как одно из средств давления на рынок используются прогнозы. Очевидно, что если деловое сообщество будет рассчитывать на то, что охлаждение рынков продлится еще длительное время, можно будет выждать и приобрести активы (о какой бы отрасли ни шла речь) по минимальной стоимости.

Логика подобного поведения понятна. Высшая удача для инвестора – купить актив по минимальной стоимости и потом продать по максимальной.

«Быки», рассчитывающие на рост цен, выбирают иную тактику. Они более склонны надеяться на поддержку со стороны государства. Кто-то настаивает на преференциях, которые позволят увеличить маржу. Кто-то – на введении запретительных мер по отношению к иностранным конкурентам. Очевидно, что чем ниже конкуренция, тем выше цены. И тут опять же в ход идут прогнозы, но обратного свойства: о том, что дальнейшее снижение цен либо невозможно – рынок вот-вот срикошетит вверх, либо о том, что рецессия будет грозить катастрофическими последствиями и необходимо срочное вмешательство со стороны государства.

Сложно сказать, какая стратегия поведения более оправдана в ближайшей перспективе: ориентирующаяся на самосовершенствование или на создание более благоприятных условий вокруг своего бизнеса. И тот и другой путь связан с определенными издержками. И, кстати, они совершенно не исключают друг друга. Но несомненно, что в большем выигрыше останутся те представители делового сообщества, которые методом проб и ошибок научатся приспосабливаться к изменениям в мире. Пожалуй, это наиболее ценный навык, который можно приобрести в период кризиса.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?