Автомобиль «Made in Kazakhstan»

В беседе с президентом АО «АЗИЯ АВТО» Ержаном Мандиевым мы поговорили о перспективах развития автомобилестроения, условиях, при которых производство станет более выгодным, чем завоз машин с других рынков, о структуре рынка, на сегодняшний день ставшей основным тормозом развития собственного производства.

Автомобиль «Made in Kazakhstan»

– Зачем Казахстану собственный автопром? Далеко не всегда экономически выгодно производить автомобили в той или иной стране. Многие ведь сомневаются, что автомобилестроение в стране без соответствующих традиций может развиваться динамично.

– Вы не первый, кто задает этот вопрос. Давайте попробуем разобраться, что может дать появление и развитие автомобилестроения экономике такой страны, как наша.

Развитие любого сектора экономики напрямую зависит от условий, действующих в стране по отношению к товарам, импортируемым и производимым отечественной промышленностью. Баланс между этими категориями и позволяет либо развивать внутреннее производство, либо пользоваться продукцией, произведенной в других странах.

Существуют объективные законы рынка, при которых ни одна бизнес-структура не будет выпускать товар, не имея экономической выгоды. В данной связи вполне уместно получить ответ на самый главный вопрос: стоит ли создавать условия, при которых выпускать автомобили станет экономически выгодно?

Основой политики роста является переход от сырьевой направленности экономики к развитию перерабатывающих отраслей. Наверное, никто не будет спорить с тем, что будущее республики – за производствами, имеющими глубокую технологическую цепочку и выпускающими высокотехнологичную продукцию. Одним из таких товаров и является автомобиль.

Являясь товаром повышенного спроса, он имеет постоянный гарантированный сбыт. Автомобили – конечный продукт десятков отраслей промышленности, от нефтехимии и легкой промышленности до металлургии и электроники. Поэтому, развивая собственный автопром, государство создает условия для развития многих сопутствующих отраслей, в частности транспорта и сервисно-сбытовой сферы. Такое развитие имеет высокий социальный потенциал – сотни тысяч новых рабочих мест, рост благосостояния граждан, значительное уменьшение выбросов выхлопных газов за счет обновления автомобильного парка, снижение стоимости новых автомобилей, развитие транспортной инфраструктуры и т.д.

При этом не стоит бояться трудностей, связанных с тем, что в Казахстане никогда раньше не было автомобильной индустрии. В современных условиях импорт технологий происходит стремительно, и мы можем, перешагнув этапы создания тяжеловесных производств комплектующих, сразу перейти к наиболее технологичной и экологически безопасной стадии производства – сборке готовых автомобилей. Естественно, при достижении объемов сборочного производства, обеспечивающих экономическую целесообразность, на рынок придут и производители автокомпонентов. Важно помнить аксиому – индустрия развивается только в тех странах, где производство внутри страны выгоднее, чем импорт продукта извне.

– Казахстан давно стал местом, куда сливается автомобильный утиль из экономически развитых регионов мира.

– Тот фактор, что на автомобильном рынке преобладает импорт подержанных машин, мы считаем явлением временным. Это, конечно, наша беда, но и определенный этап, который проходит каждая развивающаяся страна, и Казахстан, увы, не стал исключением. Можно обратиться к опыту соседних государств. По мере повышения уровня жизни населения у них появляется возможность приобретать новые автомобили. С другой стороны, рост продаж новых автомобилей отвечает не только интересам государства, но и всего общества. Ведь никто пока не отменял необходимость обновления автопарка, повышение уровня безопасности на дорогах и улучшение экологической ситуации в городах.

– Ваш завод занимается сборкой автомобилей. Только в перспективе вы собираетесь выйти на покраску и штамповку. «АЗИЮ АВТО» что-то сдерживает? И какие реально плоды может принести развитие собственного автомобилестроения? Многие на рынке считают, что кроме проблем со сбытом продукции и постоянной непрекращающейся борьбой за ее качество эта отрасль ничего стране не даст.

– Безусловно, государство заинтересовано в том, чтобы отечественный автопром, как и другие отрасли перерабатывающей промышленности, появился и начал развиваться. Однако существующие условия и ситуация на внутреннем рынке дают возможность автомобилестроителям производить лишь ограниченный объем продукции, не позволяя углублять степень переработки. В итоге нет экономических предпосылок для организации в стране производства автокомпонентов. В сумме эти факторы не позволяют достичь высокого уровня локализации и выйти на международный рынок.

Простой пример: в настоящий момент мы покупаем в Чехии передний бампер для сборки Skoda Octavia Tour по цене 100 долларов. На рынке запчастей он стоит 350 долларов. Если бы в Казахстане было создано производство таких бамперов, он стоил бы в среднем 50 долларов. При этом мы бы экономили на расходах по их транспортировке, а сотни наших сограждан были бы заняты на современном наукоемком производстве со средней зарплатой 800–1000 долларов. И подобных деталей, которые можно осваивать уже при объемах до 50 тысяч изделий в год, сотни.

У государства имеется широкий выбор инструментов, чтобы придать развитию казахстанского автопрома новый импульс. В первую очередь оно должно обеспечить стабильность инвестиционного климата на продолжительный период времени. Инвесторы не могут принимать решения по инвестициям, когда существует риск их возможной утраты.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом