Когда мотор ревет

В Казахстане будет построен гоночный трек, который позволит нашей стране проводить автогонки мирового уровня

Когда мотор ревет

Герман Тилке, архитектор гоночных трасс мировой величины, за последние годы построил все основные объекты для проведения гонок класса Формулы-1. В частности, ему принадлежит авторство трасс в Малайзии, Бахрейне, Китае, Турции. Сейчас его конструкторское бюро проектирует трассы для Формулы-1 в Сингапуре, Испании, ОАЭ, ЮАР, Южной Корее.

В бюро Германа Тилке регулярно раздаются звонки из различных стран, в которых собираются строить гоночные трассы. Но часто дальше намерений дело не идет.

Два года назад в офисе известного архитектора раздался странный звонок. Звонящий говорил о том, что в Казахстане хотят построить гоночную трассу, и спрашивал, что для этого нужно: размер участка, процедура землеотвода и прочее. После этого в течение двух лет не было никаких новых известий, и Герман Тилке совершенно забыл про это. Однако примерно полгода назад ему вновь позвонили из Казахстана. Представители компании «Казахстан МоторСити» рассказали, что подготовка к строительству трассы идет полным ходом. Герману Тилке было предложено заняться разработкой конкретного проекта и рисунка трассы, и он с удовольствием согласился.

Как отмечает сам архитектор: «Казахстан уже вполне готов к большим начинаниям и серьезным международным проектам. Думаю, по реализации строительства комплекса “МоторСити” Казахстан станет идеальным местом как для проведения международных авто- и моточемпионатов, так и для полноценного семейного отдыха на мировом уровне».

Строительство гоночной трассы мирового уровня в Казахстане, которая будет входить в состав крупного спортивно-развлекательного комплекса, начнется в 2009 году.

Как заработать на треке

Проект позволит развивать в Казахстане все основные виды авто- и мотоспорта: кольцевые авто- и мотогонки (гоночный трек), дрифт (drift oval), драг-рейсинг (гоночная прямая длиной более одного километра), картинг (трасса для профессиональных соревнований по картингу), автомототриал и оффроуд (подготовленные трассы для внедорожников и кроссовых мотоциклов).

Трасса представляет собой сложное кольцо, имеющее до 10 модификаций. В зависимости от типа гонок трасса может переделываться в кольца различной протяженности – от километра до пяти. Средняя скорость прохождения трассы автомобилем класса DTM – примерно 164 км/ч. Время прохождения трассы при такой скорости – примерно 2 мин. Максимальная безопасная скорость – 260 км/ч. На первых порах трек будет готов к проведению соревнований класса DTM, MOTO GB, BTCC, WTCC и любых других кузовных чемпионатов.

Руководитель проекта «Казахстан МоторСити» Андрей Колотвин отмечает, что проект в первую очередь является социально ориентированным. Создатели комплекса решили внести свой вклад в развитие туризма и автомотоспорта в Казахстане. Они считают, что реализация столь масштабного проекта позволит создать в Казахстане хорошую тренировочную базу для автомотоспорта, поскольку климатические условия разрешают использовать гоночную трассу девять месяцев в году. Это в свою очередь должно привести к появлению профессиональных команд в Казахстане, способных достойно выступать в крупных международных соревнованиях.

На кузовные гонки зрители почти не ходят, поэтому в Европе на подобные мероприятия часто делают свободный вход. Больше всего зрителей привлекают именно гонки Формулы-1.

Как рассказал г-н Тилке, проведение гонок класса Формулы-1 не является целью данной трассы. Хотя конструкция «дорожной одежды» трассы позволяет принимать соответствующие болиды, на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры для проведения таких гонок. Однако проект дает возможность для доработки инфраструктуры, если желание проводить гонки класса Формулы-1 появится.

Комплекс будет включать в себя целый ряд развлечений: Beach Club (озеро, пляж, сцена на воде, гриль-бары, площадки для волейбола), дискобар, игровые аттракционы, боулинг. А также шоурумы, автосалоны, бутики, систему фастфудов, баров и ресторанов, отели международного класса (4*), коттеджные городки, паркинги.

Большое внимание проектировщики уделили созданию детского развлекательного центра. В комплексе расположится профессиональная автошкола, подготовительные семинары, аттракционы и различные спортивные площадки (скалодром, футбольное поле, скейт-парк и другое).

По мнению Германа Тилке, объект можно использовать в различных целях, что сделает его особо привлекательным не только в Казахстане, но и за его пределами.

Создатели комплекса считают, что реализуемый проект станет стратегически важной точкой в спортивно-развлекательной жизни Алматинской области и Казахстана в целом и повысит привлекательность страны для международного туризма.

Строительство будет вестись в три этапа: первая очередь предполагает строительство трека с соответствующей инфраструктурой, бизнес-отель, гриль-бар, Beach club (озеро, пляж и сопутствующие сервисы), вторая очередь – строительство парка развлечений, третья – строительство коттеджного городка.

В ожидании асфальта

На самом деле это далеко не первый проект гоночной трассы, заявленный в Казахстане. «За последние восемь лет я слышал о начале строительства в общей сложности 48 трасс, в том числе трех для Формулы-1, – отмечает председатель Almaty Drag Racing Club (алматинский клуб уличных драг-гонщиков. – Ред.) Андрей Нагин. – Мы даже видели разровненные участки и выделение средств, но по каким-то причинам появление трассы всегда срывалось. Одна из важных причин – отсутствие экономической эффективности проектов. На мой взгляд, чтобы сделать трассу мирового уровня, требуется не 300 миллионов, а 800–900 миллионов долларов. Когда я увижу асфальт, хотя бы участок в 804 метра для драг-рейсинга, тогда поверю в то, что проект будет реализован. А клубы всегда готовы к сотрудничеству». Однако в данном случае решительность инициаторов проекта и его масштабность вселяют определенные надежды на то, что гоночная трасса в нашей стране все же появится.

Сейчас на территории СНГ проектируется и строится одновременно 13 гоночных трасс (в том числе в России, Беларуси и Татарстане), семь из них заказаны Герману Тилке.

При этом Андрей Нагин считает, что строительство трассы в Казахстане все же актуально и потребность в ней есть: «Этот проект будет иметь и высокую социальную направленность, когда молодежь будет уходить с улиц в серьезный спорт. Чтобы этот проект окупился, нужно проведение массовых мероприятий, в том числе международных соревнований, а для этого необходимо соответствие трассы всем мировым стандартам. Значительную часть доходов такого автоцентра приносит инфраструктура (гостиницы, сервисы и прочее). Если трасса и инфраструктура будут на должном уровне, то здесь будут проходить мировые соревнования, и люди будут платить деньги. Тогда окупить этот проект будет вполне реально».

Несмотря на социальную направленность проекта, инвесторы все же ждут возвращения своих вложений. «Мы понимаем, что это долгосрочные инвестиции, вероятно, они окупятся только через 15–20 лет, – отмечает PR-менеджер “Казахстан МоторСити” Мария Шарова. – Сам трек не окупится и, вероятно, будет даже убыточным, мы не планируем на нем зарабатывать. Основной доход будут приносить Beach club, рестораны и прочее».

Казахстан не так и далек от мира автогонок. Как рассказал Андрей Нагин, пока в Казахстане в основном развивается драг-рейсинг. Соревнования по этому виду гонок собирают по 10–15 тыс. человек. Инициаторам гонок пару лет назад удалось добиться легализации этого спорта, и бывшие уличные гонщики стали постепенно уходить на официальные трассы. В прошлом году победителям соревнований даже вручались официальные награды. Также постепенно у нас зарождается и дрифт.

Что касается привлечения международных гоночных мероприятий на казахстанский трек, то с этим проблем возникнуть не должно. Все проекты компании Тилке автоматически проходят сертификацию FIA (Международная автомобильная федерация), что позволяет им принимать международные соревнования. В первую очередь FIA требует безопасности, из-за этого некоторые гонщики и зрители считают эти трассы слишком скучными.

«Мы надеемся, что практически сразу (в течение 1– 1,5 лет) поступят предложения от команд, которые захотят ездить на новой трассе, – говорит Мария Шарова. – Наш регион был пустым в этом плане. Гонщики уже устали от Европы, Китая, Японии и т.д. А здесь неизвестная колоритная страна, людям будет интересно приехать сюда. К тому же каждый проект Германа Тилке неповторим, везде уникальный рисунок трассы. Такого трека, как будет в Казахстане, не будет больше нигде в мире. Я думаю, гонщикам будет интересно посмотреть новый трек».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?