Услуга без контроля

В январе текущего года в мажилисе Парламента РК одобрили законопроект, но с внесением некоторых поправок и нововведений. Так, например, отмели расширение понятия “государственная услуга”, что, в свою очередь, сказалось на статусе услуг, в сфере образования, здравоохранения, транспорта и т.д. Это значит, что определять качество таких услуг, как и раньше, будет невозможно

Услуга без контроля

23 января 2013 года в рамках пленарного заседания парламента РК в первом чтении депутатами одобрены проекты законов «О государственных услугах» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных услуг» с сопутствующими поправками. Значительные изменения в одобренный ранее законопроект были внесены в процессе его согласования и обсуждения.

Напомним: 11 декабря 2012 года на заседании правительства РК под председательством премьер-министра Серика Ахметова одобрен первоначальный проект закона РК «О государственных услугах», разработанный для реализации поручения Главы государства от 26 сентября 2011 года.

Вместе с МЭРТ, которое является основным разработчиком законопроекта, в этом (наряду с другими организациями) также принимал участие и ОЮЛ "Гражданский альянс Казахстана". Альянс был приглашен в рабочую группу при МЭРТ, так как в рамках проекта «Общественный мониторинг» он неоднократно поднимал вопрос о необходимости изменить определение госуслуги в РК, постоянно работал по мониторингу качества государственных услуг.

Первое нововведение законопроекта

Как пояснил в ходе своего выступления в правительстве министр экономического развития и торговли Ерболат Досаев, в проекте закона вводится новое определение понятий «государственная услуга», «услугополучатель», «услугодатель» и «поставщик государственной услуги» (в позднем варианте определение было убрано).

В “Гражданском Альянсе Казахстана” (ГАК) одним из главных плюсов раннего варианта законопроекта в целом считали расширение определения госуслуга. В Концепции и в первых редакциях, по данным директора программы гражданского участия ГАК  Сабины Дюсекеевой, государственная услуга определялась как услуга, оказываемая населению при условии государственного финансирования. Но “жесткого условия, что это обязательно индивидуальный характер обращения, и личное обращение гражданина в госорганы не было”.

“Что дает статус госуслуги? Во-первых, услуга вносится в Реестр госуслуг и для нее разрабатывается четкий стандарт качества, как регламент – внутренний документ госоргана, который определяет: кто, что и как делает для ее оказания. Во-вторых, у граждан есть право подать жалобу по факту ненадлежащего оказания услуги, и эту жалобу услугодатель рассмотреть обязан”, - сказала “Эксперту Казахстан” г-жа Дюсекеева.

Отметим, что реестр, согласно проекту, будет утверждаться правительством и представлять собой классифицированный перечень госуслуг с указанием всех данных - от формы оказания госуслуг до их стоимости. По словам г-на Досаева, определен срок утверждения  регламента государственной услуги: в течение месяца с момента утверждения стандарта оказываемой госуслуги.

Также в законопроект вводилось понятие «поставщик государственной услуги»; как поясняет представитель “Гражданского Альянса Казахстана”, это госорган, любое юридическое или физическое лицо, оказывающее услуги населению при государственном финансировании. “Есть целый ряд организаций, оказывающих услуги гражданам при финансировании из бюджета, но при этом качество их деятельности не оценивается официально. На данный момент ряд таких услуг, как общественный транспорт, услуги в сфере образования и медицины, благоустройства населенных пунктов оставались без четкого статуса и, соответственно, без возможности определять качество их оказания”, - отмечает Сабина Дюсекеева.

“Услугодателем при этом является государственный орган, в рамках компетенции которого оказываются услуги. Пример: акимат - услугодатель, ТОО «Тазалык» - поставщик услуг по очистке территории населенного пункта”, - комментирует г-жа Дюсекеева.

Кроме определений

Законопроектом определяются права и обязанности услугополучателей, услугодателей и поставщиков госуслуг. “Усиливается ответственность услугодателей и поставщиков, а также прозрачность их деятельности”, - объясняет собеседник издания.

Несомненным преимуществом законопроекта, которое выделяет Сабина Дюсекеева, является четкое определение порядка контроля качества госуслуг, в том числе и вводится понятие общественного мониторинга, который могут проводить граждане и НПО.

Но на сегодня законопроект, по данным “Гражданского Альянса”, только в общем определяет механизм общественного мониторинга. “Ранее предлагалось вводить аккредитацию НПО для проведения мониторинга, однако из опасений, что госорганы будут аккредитировать только «свои» НПО, это требование на данный момент снято”, - комментирует г-жа Дюсекеева, - “Сейчас возможны два формата. Первый: мониторинг проводится гражданами и НПО за свой счет и по своей инициативе. Это уже функционирует в том или ином формате. Второй: услугодатели привлекают НПО к мониторингу в рамках государственного социального заказа (отраслевого). То есть, например, МТК РК объявляет конкурс по мониторингу качества оказания услуг в ЦОНах”.

Законопроектом также запрещается взимание платы за оказание бесплатных услуг, которые гарантированы законами Республики Казахстан. А стоимость государственных услуг, плата за которые установлена законодательными актами РК, указывается в стандартах государственных услуг.

Помимо этого, предусматривается трехуровневый процесс обжалования, согласно которому срок рассмотрения жалобы поставщиком и услугодателем будет составлять не более 5 рабочих дней, органом по оценке и контролю за качеством оказания госуслуг АДГС - не более 15 рабочих дней.

В целях приведения законопроекта в соответствие с законодательством РК вносятся поправки в некоторые законодательные акты по вопросам государственных услуг. В их числе - Бюджетный кодекс Республики Казахстан, законы РК «О нормативных правовых актах»,  «Об административных процедурах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О государственной правовой статистике и специальных учетах».

Новее нового

Законопроект даже на ранней стадии, по мнению разработчиков, считался «достаточно амбициозным»; возможно, именно поэтому в него были внесены некоторые поправки мажилисом.

Как сообщила ответственный секретарь Министерства экономического развития и торговли РК Дина Шаженова в ходе презентации законопроекта в мажилисе, впервые в рамках законопроекта вводится публичное обсуждение стандартов госуслуги. “В целях обсуждения проекта стандарта госуслуги проект стандарта должен быть размещен на интернет-ресурсе госоргана, веб-портале «электронного правительства» и в других доступных для ознакомления гражданами местах. Услугополучатели будут иметь возможность подать свои замечания и предложения в государственные органы посредством обращения на сайты госорганов или иным доступным способом», - пояснила г-жа Шаженова.

По ее словам, по результатам публичного обсуждения и доработки стандартов госорганом будут публиковаться соответствующие уведомления.

Кроме этого, как отмечает г-жа Дюсекеева, среди поправок в первоначальный законопроект можно выделить и такие нововведения, как “четкий порядок разработки, утверждение стандартов и регламентов госуслуг, а также порядок оказания госуслуг через центры обслуживания населения и в электронной форме”.

Законопроектом регламентируется порядок оказания услуг через ЦОНы и в электронном формате - через размещение стандартов на сайте услугодателя, веб-портале e-gov.kz, единого контакт-центра по вопросам оказания госуслуг и при личном обращении услугополучателя.

“Помимо улучшения редакции и некоторых уточнений в компетенциях госорганов, есть принципиальные изменения. Прежде всего, определение государственной услуги осталось де-факто прежним, так как Конституционный совет постановил, что государственная услуга может оказываться только индивидуально и только по обращению. Также снято разделение на «поставщиков» и «услугодателей»”, - резюмирует представитель ГАК.

Таким образом, услуги в сфере образования, здравоохранения, транспорта остаются в том же статусе, который не позволяет определять качество их оказания. И теперь вопрос о том, станут ли госуслуги качественней, предполагает лишь один ответ - не на 100%.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?