Российский гамбит для казахстанской нефти

Пытаясь не растерять свой транзитный потенциал из-за затянувшихся переговоров по расширению нефтепровода КТК, Россия возобновила обсуждение возможности увеличения мощности нефтепровода Атырау – Самара

Российский гамбит для казахстанской нефти

ОАО «АК “Транснефть”» и АО «КазТрансОйл» возобновили идущие на протяжении ряда лет переговоры о расширении мощности магистрального нефтепровода Атырау – Самара. По предварительным данным, строительство планируется окончить к 2015 году. Для того чтобы принять казахстанскую нефть, «Транснефть» уже расширила Балтийскую трубопроводную систему. Увеличение мощности нефтепровода до 26 млн тонн вместо предполагавшихся ранее 20 млн, аналитики (в частности Игорь Ивахненко из RusEnergy) оценивают как следствие конкурентной борьбы с другим международным проектом, в котором участвуют и Казахстан, и Россия – Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК).

Трубный расклад

При решении стратегических вопросов планирования нефтегазовых транспортных систем Казахстан ориентируется на политику многовекторности направлений экспорта углеводородов и максимальной эффективности использования трубопроводов. В настоящее время Казахстану доступны три направления экспорта углеводородов. Первое – это нефтепроводы, проходящие по территории России: КТК и Атырау–Самара. Второе – транскаспийские перевозки и экспорт по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан. Третье – транспортировка в Китай по нефтепроводу Атасу–Алашанькоу. При этом через территорию России осуществляется более 70% казахстанского экспорта нефти: для Казахстана российские маршруты – одни из самых выгодных.

Поэтому в декабре прошлого года на брифинге после подписания трехстороннего соглашения «О сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода» президент Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан готов вдвое увеличить экспорт нефти по нефтепроводу Атырау–Самара и расширить проект Каспийского трубопроводного консорциума. И это понятно. Оба нефтепровода работают практически на пределе производительности. В 2007 году нефтепровод КТК транспортировал около 620 тыс. баррелей в день, нефтепровод Атырау – Самара около 340 тыс. баррелей.

Планы развития разрабатываются для обоих нефтепроводов, но окончательного решения по реализации проекта расширения КТК нет. Россия в расширении КТК заинтересована только после получения контроля над этим единственным проходящим через ее территорию частным нефтепроводом, в котором сегодня ей принадлежит 24% акций.

Для Казахстана (учитывая, что нефть, являющаяся для него основным экспортным товаром, не имеет прямого выхода на основные рынки потребления) расширение мощности трубопроводов является жизненно необходимым. В 2007 году республика добывала приблизительно 1,45 млн баррелей нефти в день, из которых 1,2 млн шли на экспорт.

Несмотря на то что рост объемов добычи нефти в республике идет медленнее, чем ожидалось, главные нефтяные месторождения страны – Тенгиз и Карачаганак – в ближайшее время достигнут пика производительности. Да и месторождение Кашаган, коммерческая добыча на котором (после неоднократного переноса сроков его освоения) начнется в 2013 году, уже на начальном уровне добавит 500 тыс. баррелей в день. Согласно официальной стратегии Астаны к 2015 году Казахстан увеличит добычу нефти с 63 млн до 130 млн тонн в год, хотя в реальности этих планов есть сомнения (см. «Засыхающая мечта», «Эксперт Казахстан» № 28 от 14 июля 2008 г.).

Таким образом, если Казахстан реализует свои планы по удвоению добычи нефти, текущая производительность нефтепроводов окажется недостаточной, и в ближайшие годы страна может оказаться без действующих экспортных путей для поставки своих углеводородов на мировой рынок.

Самарские перспективы

Речь о значительном увеличении объемов прокачки казахстанской нефти по российскому направлению идет уже не первый год, но вопросы так и остаются в стадии обсуждения. Безусловно, существует реальная возможность увеличить загрузку КТК до проектного уровня в 67 млн тонн (в том числе 50 млн тонн казахстанской нефти), тем не менее переговоры по реализации этого проекта затянулись, и пока ничто не предвещает их быстрого завершения.

Жертвуя стратегической задачей закрепления зависимости Казахстана от своей трубопроводной системы в угоду тактическим целям на КТК, Россия хочет компенсировать потери и, чтобы не растерять свой транзитный потенциал, предлагает реконструировать ветку Атырау – Самара, по которой казахстанская нефть через терминалы Черного и Балтийского морей транспортируется на рынки стран Европы. Среди поставщиков – «Разведка Добыча “КазМунайГаз”», «Мангистаумунайгаз», а также ряд компаний второго эшелона.

С момента завершения в 1970 году строительства трубопровода Атырау – Самара, тогда называвшегося Узень – Гурьев – Куйбышев, ставшего уникальным по протяженности (около 1500 км) и техническим решениям, его значение неизменно возрастало. Сегодня магистральный нефтепровод Атырау–Самара является основным направлением экспорта казахстанской нефти по системе АО «КазТрансОйл». Несмотря на создание новых нефтепроводных и нефтеперевалочных мощностей, благодаря которым работающие в республике компании заметно диверсифицировали направления поставок нефти, объемы транспортировки нефти по этому направлению (см. график) продолжают расти. К примеру, если в первом полугодии 2007 года по нефтепроводу Атырау – Самара для дальнейшего транзита по трубопроводным системам России, Украины и Белоруссии было прокачано 7,97 млн тонн нефти, то за пять месяцев текущего года отгружено около 8,6 млн тонн. Для увеличения объемов уже несколько лет применяются противотурбулентные присадки. На сегодняшний день их использование позволяет перекачивать до 16 млн тонн нефти в год, и это, похоже, предел.

Безусловно, в сложившейся ситуации факт переговоров между «Транснефтью» и «КазТрансГазом» выглядит как уступка России Казахстану в вопросе экспорта его нефти. Особенно учитывая, что трубопровод Атырау – Самара обеспечивает дешевую транспортировку казахстанской нефти в Европу и к экспортным портам. Вместе с тем следует отметить, что, как и в случае с КТК, разговоры об увеличении пропускной способности этого нефтепровода ведутся давно, и также на протяжении нескольких лет стороны не могут согласовать условия и принципы реализации проекта.

Дело в том, что для повышения привлекательности маршрута необходимо решить такие задачи, как совершенствование тарифной политики в соответствии с условиями достигнутых межгосударственных договоренностей, сохранение качества нефти до конечного пункта отгрузки (или создание системы компенсации за ухудшение качества). Что касается последнего, то (несмотря на подписание 5 октября 2005 года между ОАО «АК “Транснефть”» и АО «КазТрансОйл» протокола по вопросу порядка организации последовательной перекачки нефти различного качества) некоторые российские аналитики опасаются перераспределения поставщиками качественной нефти по другим маршрутам, в результате чего по трубе Атырау – Самара пойдет нефть более низкого качества. Кроме того, успешность реализации проекта реконструкции нефтепровода Атырау – Самара с целью увеличения объемов транзита казахстанской нефти по территории России и других стран СНГ в значительной степени зависит от благоприятных условий в странах-транзитерах. Поэтому чем обернется российский гамбит для казахстанской нефти, предсказать сегодня сложно.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики