Взаимовыгодное сотрудничество

По мнению проректора по учебно-методической работе Алматинского института энергетики и связи Эрнеста Серикова, компании должны взять на себя обязательства по подготовке специалистов. Государство же в свою очередь может их в этом стимулировать.

Взаимовыгодное сотрудничество

– Эрнест Акимович, сотрудничает ли ваш вуз с частными компаниями?

– Мы поддерживаем отношения более чем с двумястами компаниями. Они работают с нами конкретно по заполнению своих вакансий. Спонсорскую помощь нам оказали компании K’ Cell, «Сименс», «Алси», Казахтелеком. Но это разовая помощь, не на постоянной основе. Тесное сотрудничество между компаниями и учебными заведениями может улучшить положение дел на рынке труда, повысить качество выпускаемых кадров. Благодаря ему решается один из самых болезненных вопросов – трудоустройство. Вузы сейчас не занимаются трудоустройством, а только содействуют ему. Мы заключаем договоры по подготовке специалистов с разными компаниями, например с Казахтелекомом, Kegoc.

– Как обстоят дела с государственным финансированием? Какое количество грантов приходится на ваш вуз?

– Несмотря на потребность в специалистах технического профиля, явного увеличения госзаказа на эти специальности, к сожалению, не происходит (во всяком случае, по специальностям нашего вуза). В течение ряда лет он почти не менялся, даже чуть снизился. Крен в сторону гуманитарных, юридических и экономических специальностей так и остался. С нашим институтом сложная ситуация. Мы акционерное общество, у нас есть государственный пакет акций. Если государственным вузам, таким как КазНУ, КазНТУ, целенаправленно выделяются средства на расширение их производственных площадей, строительство корпусов, то в отношении нашего института этот вопрос никогда не рассматривается. Финансирование мы получаем только по числу студентов, обучающихся у нас по госзаказу. Госзаказ по специальностям нашего института в этом году составил 2,5 тысячи бакалавров. В прошлом году по всем специальностям на все вузы страны в научно-педагогическую магистратуру было выделено 2,5 тысячи государственных грантов. Наш вуз по своему техническому направлению получил всего 15 грантов. В связи с выпуском бакалавров по техническим специальностям с сентября начнет работать и профильная магистратура, т.е. дельнейшая углубленная профессиональная подготовка. Но количество мест на нее в нашем институте не запланировали. Не заложили и финансирование. Три года мы бомбардировали письмами Министерство образования, обращая внимание на то, что под профессиональную магистратуру нужен госзаказ. Но его так и не выделили. Но в следующем году министерство обещало решить эту проблему. Мы добились понимания, что профильная магистратура отличается от научно-педагогической.

– Как вы оцениваете качество образования сегодня? Что может способствовать его повышению?

Падение качества подготовки отмечается по всем специальностям, и причин тут огромное количество. В целом существенно снизилось качество технического образования. Когда резко сократилось производство, интерес к выпускникам упал. Сейчас ситуация восстанавливается, возникает интерес к специалистам. Стремительный рост технологий и падение качества образования привели к тому, что производственная практика теперь требуется не только студентам, но и профессорско-преподавательскому составу.

Высшая школа не очень хорошо знает, какое оборудование используется на производстве, сейчас очень много иностранного. Поэтому повышение квалификации преподавателей на производстве было бы не лишним.

Что касается нынешних выпускников, то нужно помнить, что с переходом на многоуровневую подготовку бакалавров уже нельзя рассматривать как дипломированных инженеров. Компаниям придется свыкнуться с идеей – если они хотят получить хороших специалистов, то должны финансировать их дальнейшее обучение. Когда компании начнут оплачивать учебу магистрантов, тогда они смогут говорить нам, что им надо. В подготовке кадров должен участвовать бизнес. Он должен стать социально ответственным. Нельзя получить прибыль, не понеся расходов. В свою очередь компании сделают это охотнее, если затраты на образование будут выведены из налогооблагаемой базы. Их нужно стимулировать налоговыми льготами. И в этом должно помочь государство.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности