Лежачий камень

Позиция Узбекистана накалила обстановку вокруг водообеспечения Южного Казахстана, и так не избалованного достатком влаги

Лежачий камень

Ситуация с водоснабжением Южного Казахстана напоминает сводки с горячих точек. Во вторник, 8 июля, в Ташкенте Казахстан подписал с Узбекистаном межведомственное соглашение о получении необходимых объемов воды из реки Сырдарья. Кроме того, была достигнута договоренность о том, что Узбекистан беспрепятственно пропустит в Казахстан по Сырдарье воду из Токтогульского водохранилища Кыргызстана. Об этом заявил вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев: «На прошлой неделе мы достигли договоренности с правительством Кыргызстана о покупке электроэнергии в объеме 500 миллионов кВт. В обмен на это Кыргызстан должен отпустить примерно 600 миллионов кубометров воды из Токтогула». На следующий день начальник отдела водопользования казахстанского республиканского государственного предприятия (РГП) «Югводхоз» Айгуль Омарова заявила: «…нам сказали, что стороны ничего не решили, и сегодня по каналу “Достык” из Узбекистана поступает 21 кубометр воды в секунду». Это притом, что согласно межгосударственным соглашениям в июле и августе вода в казахстанскую часть канала «Достык», который обеспечивает водой из Сырдарьинского бассейна хлопкосеющие хозяйства Южно-Казахстанской области, должна подаваться в объеме 80–85 кубометров в секунду. Г-жа Омарова отметила, что не располагает информацией, чем вызвано такое решение узбекской стороны.

Сложный вопрос

Годовой сток реки Сырдарья зарегулирован на 94% пятью крупными водохранилищами с общим объемом 32 кубокилометра и другими более мелкими, расположенными в этом бассейне. Во времена СССР Нарын-Сырдарьинский каскад водохранилищ работал в едином ирригационном режиме. В целях его обеспечения, для полной загрузки Бишкекской и Ошской ТЭЦ в зимнее время, ежегодно по решению Госплана СССР осуществлялись централизованные поставки угля, мазута, газа и других ресурсов в Киргизскую ССР. Эти поставки оценены в 1999 году Всемирным банком и ЮСАИД более чем в 70 млн долларов.

После распада Союза и разрыва экономических связей между бывшими союзными республиками Кыргызстан перевел Токтогульское водохранилище на энергетический режим, увеличив зимние попуски в среднем в 2,5 раза. Если до 1993 года из него ежегодно с октября по март выпускалось в среднем 3,30 куб. км воды, то в последующие годы, с переходом на энергетический режим работы, сбрасывается 9 куб. км и более.

С 1994 года проблема водного режима на реке Сырдарья стала главной темой межгосударственных переговоров. С тех пор идут переговоры по такому деликатному вопросу, как распределение воды. Идут они сложно, ведь каждая из стран имеет свой подход, свои интересы, говорит генеральный директор Таджикского НИИ гидротехники и мелиорации Яраш Пулатов: «У наших стран разные подходы к пониманию использования водных ресурсов. Мы с Кыргызстаном имеем один сценарий. Но Туркменистан, Узбекистан и Казахстан имеют другой. Они хотят отделить водные проблемы от энергетических. И говорят, что это разные проблемы, их нельзя рассматривать вместе. Но если для них вода – это хлеб и хлопок, то для нас вода – это энергия».

Вопросы водоснабжения и энергетики тесно переплелись между собой. Узбекистан до сих пор противодействует строительству Рогунской ГЭС – крупнейшей в Центральной Азии. Официальный Ташкент считает, что ГЭС мощностью 3600 МВт на притоке Амударьи может стать фактором экономического давления Душанбе, поскольку он получит возможность регулировать водопоток важнейшего притока Амударьи – Вахша.

Теперь еще и страсти вокруг канала «Достык». Под угрозой стабильность деятельности предприятий сельского хозяйства и фактически жизнь населения.

А в 2000 году Узбекистан без согласования начал возводить Арнасайское водохранилище и перекрыл катастрофический водосбросный тракт. Строительство завершено в 2003 году. В этих условиях для обеспечения безопасности Шардаринского водохранилища, нормализации ситуации в низовьях реки, обеспечения орошаемого земледелия Кызылординской области, а также природных комплексов в дельте Сырдарьи было принято решение о строительстве Коксарайского водохранилища.

По мнению специалистов водного хозяйства страны, строительство Коксарайского контррегулятора заменит Арнасай со снятием угрозы преждевременного переполнения водохранилища в зимнее время, рационально перераспределит зимний сток реки, прекратит вынужденные сбросы в Арнасай. По словам же депутата Кызылординского областного маслихата Кожахмета Баймаханова: «Нам говорят, что Коксарай станет забирать воду только зимой, забывая, что в это время идет основной процесс заполнения Малого Арала. Потом вся вода разбирается на полив».

Не наэкономишься

Стоит отметить тот факт, что за последние десятилетия водопотребление в регионе снизилось. На снижение потребления воды в регионе, кроме временных стагнационных процессов, затронувших все страны региона, повлияло также увеличение посевов зерновых культур, наряду с сокращением посевных площадей под такие влаголюбивые культуры, как хлопчатник, рис, кормовые травы. Еще одним существенным фактором признается затянувшийся процесс реформы агропромышленного сектора в ряде стран, в результате чего значительные орошаемые площади выведены из оборота. Помимо этого на уменьшение водопотребления в определенной степени повлияло и стремление независимых хозяйствующих субъектов–водопользователей в различных секторах экономики использовать более эффективные водосберегающие технологии.

Неудивительно, что водный вопрос становится уже не политическим, а геополитическим

Но экономия воды не позволяет компенсировать снижение подачи влаги в южные регионы Казахстана. На масштабную программу технической модернизации существующих гидротехнических сооружений и строительство новых у стран региона не хватает средств. Так что без политических решений не обойтись. Заместитель председателя комитета по водным ресурсам МСХ Казахстана Амирхан Кеншимов полагает: «При наличии договоренностей Казахстан может вполне эффективно управлять водами Сырдарьи и не чувствовать маловодья. Но для этого все государства должны принимать равное участие в управлении. Однако вот уже четвертый год Ташкент отказывается от сотрудничества с другими государствами бассейна этой реки – он не подписывает четырехсторонний протокол, соответственно, не принимает на себя никаких обязательств. Более того, заставляя Бишкек производить электроэнергию в зимний период, Узбекистан вынуждает Кыргызстан сбрасывать вниз по Сырдарье ту воду, которую можно было бы более эффективно использовать в вегетационный период. Это одновременно предотвратило бы наводнения, которые каждую зиму происходят в Кызылординской области, что вынуждает нас строить Коксарайский контррегулятор». Благодаря Коксараю площадь орошаемых земель в Кызылординской области будет увеличена на 30 тыс. га. Одновременно водохранилище будет спасать населенные пункты от наводнений. Экономический блок правительства пугает стоимость проекта – 223 млн долларов. Но, как заметил заместитель главы Министерства чрезвычайных ситуаций Владимир Божко, ущерб от наводнения в 2008 году составил 130 млн, так что такие траты можно признать целесообразными.

Неустойчивый баланс

Рабочие группы экспертов водного хозяйства и энергетики из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана подготовили комплексный вариант использования водно-энергетических ресурсов в бассейне Сырдарьи, основанный на следующих принципах взаимной компенсации:

  • электроэнергия, которая производится Кыргызстаном в летнее время свыше своих собственных требований, покупается Казахстаном и Узбекистаном в равных объемах;
  • компенсация за этот объем осуществляется посредством поставки Кыргызстану эквивалентного объема электричества и топлива (уголь, газ и т.д.) для использования Кыргызстаном в зимнее время.

При таком подходе экологические проблемы бассейна учитываются недостаточно, так как попуски по Сырдарье становятся ниже минимальной величины расходов за столетнюю историю наблюдения. С другой стороны, интересы нижележащих стран в водообеспечении оросительных систем будут удовлетворены лишь в том случае, если три страны будут строго выполнять условия подписываемых соглашений по поставкам топлива, электроэнергии и покупке излишков электричества. Малейшие нарушения принятых на себя сторонами обязательств приводят к падению устойчивости водоснабжения.

Неудивительно, что водный вопрос становится уже не политическим, а геополитическим. Как отметил недавно председатель исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев: «На фоне терактов, распространения ядерного оружия, роста наркотрафика легко потерять важнейшие императивы безопасности человека, включая связанные с водой. И вода при этом все чаще становится поводом для конфликтов, в том числе и межгосударственных». Такого же мнения придерживается генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Булат Нургалиев: «Обострение дефицита воды, наблюдающееся практически во всем мире, может стать фактором, питающим международный терроризм, сепаратизм и экстремизм».

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так