Истина в вине. Заморском

Несмотря на падение отечественного производства спиртных напитков, рынок алкогольной продукции в Казахстане растет – за счет импорта. В перспективе это может привести к вытеснению отечественной продукции

Истина в вине. Заморском

По итогам первого полугодия 2008 года емкость рынка алкогольной продукции увеличилась на 9% с 28 млн декалитров до 30,5 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом заявил председатель Налогового комитета Министерства финансов Нурлан Рахметов. Внутреннее производство сократилось на 2,7%. При этом объем импорта спиртных напитков вырос на 70% – хотя это и не так много, как в 2007 году, когда из-за рубежа ввезли на 108% алкогольной продукции больше, чем годом ранее, но этого хватило, чтобы на фоне спада собственного производства обеспечить рост рынка. Видимо, рост доли импорта продолжится – несмотря на ожидающееся ужесточение условий работы для импортеров алкогольной продукции, планирующееся увеличение акцизов на отечественную алкогольную продукцию нанесет удар по конкурентоспособности казахстанских спиртных напитков.

Спрос – ниже, цены – выше

Экономические неурядицы в Казахстане сказались и на рынке алкогольной продукции. Потребительский спрос на алкоголь в республике падает, тормозя темпы роста рынка, а рыночная стоимость отечественной алкогольной продукции растет. Даже импортеры, которые, по данным Налогового комитета, увеличили свои поставки, отметили замедление роста рынка. В частности, директор по связям с общественностью ЗАО «Группа компаний “Русский Алкоголь”» (продала в 2007 году более 400 декалитров «Журавлей» и «Зеленой марки», что составило 50,7% от общего объема импорта) Александр Коровка сообщил, что за первые полгода в компании отмечают незначительное снижение продаж в Казахстане. Чтобы поддержать динамику продаж, компания собирается активизироваться на рекламном поприще, считая, что, несмотря на общую стагнацию, рынок Казахстана является перспективным и растущим.

Снижение темпов роста рынка отмечают и пивовары. По словам директора по коммуникациям ТОО «Пивоваренная Компания Derbes» Альбины Богдай, объемы производства пива в 2008 году не уменьшились, но темпы роста рынка в этом году несколько замедлились и остальные игроки на рынке тоже не показывают динамичного роста.

Финансовый кризис и атака импортеров

На падение объемов производства повлиял финансовый кризис, снизивший платежеспособность населения, и резкий рост цен на сырье. Главный специалист компании «Вымпел Group» (куда входят такие бренды, как «Полтина», «Berkut», «Первак») Валерий Белозеров считает: «Падение производства вызвано скачком цен на пшеницу, что привело к повышению стоимости конечной продукции. Местное производство (исключение составляют мелкие производители) уже подступает к импорту. Потребитель не готов сразу принять такое повышение и переключается на более дешевую продукцию». По его мнению, сегодня средняя цена импортной водки 700–900 тенге, а отечественной 200–400. Однако ценовой разрыв сокращается все больше и больше. Тем самым казахстанский производитель стремительно теряет свое основное конкурентное преимущество – невысокую рыночную стоимость.

Неконтролируемая выдача лицензий привела к тому, что все, кому не лень, могут заниматься импортом алкогольной продукции

Вице-президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции «КазАлко» (объединяет 36 компаний–производителей водки) Амиржан Калиев говорит об экспансии импортеров алкогольной продукции: «Сейчас импортируемый алкоголь занимает 30–40% от объемов денежных средств, находящихся в обороте от алкогольной продукции. В прошлом году удельный вес импорта на рынке составил 15,8%». Основной поток водки приходит из России и Украины, виноградных вин и более крепких спиртных напитков – из Грузии, Молдавии, Франции, Италии, Ирландии. Больше всего от импорта страдает винодельческая отрасль. В 2007 году объем импорта натурального виноградного вина в 1,5 раза превысил объем производства (см. таблицу). По словам г-на Калиева, в стране совершенно не работают механизмы, регулирующие и ограничивающие деятельность импортеров: «Стоимость лицензии для импортеров смехотворно мала – 11 тысяч тенге, а для производителя – 500 тысяч. В России, например, лицензионный сбор импортеров в два раза превышает лицензию производственных предприятий». Лицензию на импорт может получить даже физическое лицо, если у него есть патент частного предпринимателя. «Неконтролируемая выдача лицензий привела к тому, что все, кому не лень, могут заниматься импортом алкогольной продукции», – продолжает вице-президент «КазАлко». Это приводит к увеличению числа импортеров. Директор компании-импортера, пожелавший остаться неизвестным, также считает, что рост импорта алкогольной продукции связан прежде всего с резким увеличением числа компаний, начавших работать в этом сегменте, а не с увеличением объемов продаж ветеранов алкогольного рынка. Рынок показал динамичное развитие в прошлом году, чем привлек новых игроков. Благодаря притоку «свежей крови», увеличившей размер поставок в страну зарубежного товара, объем импорта и вместе с ним емкость всего алкогольного рынка возросли.

Кроме того, российские и украинские производители обходят закон о запрете рекламы спиртных напитков с помощью российского кабельного телевидения, по которому транслируются рекламные ролики. Именно с этим преимуществом связывает г-н Калиев тот факт, что по результатам недавно проведенного исследования ресторанов и гостиниц 79% постояльцев отелей и 78% посетителей ресторанов отдают предпочтение российской водке. Г-н Калиев утверждает, что репутации качественного товара премиум-класса импортная водка обязана телевизионной рекламе. «Продуманная маркетинговая политика и соответствующая рыночная цена сформировала у казахстанского потребителя образ российской и украинской водки как товара премиум-класса, когда в странах-производителях он находится в низком ценовом сегменте. Львиную долю в цене составляют не затраты на производство, а транспортные расходы», – уверен г-н Калиев. По итогам 2007 года импортная «огненная вода» заняла 13,6% водочного рынка.

Однако тот же директор компании-импортера считает низкое качество казахстанских спиртных напитков одной из важнейших причин роста объемов импорта и падения производства. «Для изготовления одной бутылки или 750 миллилитров вина нужно 3 килограмма винограда, который стоит около 150 тенге за килограмм. А стоимость некоторых отечественных вин составляет 500 тенге. Что там внутри?» – вопрошает анонимный источник. Главный специалист Союза виноделов Казахстана Валентина Халева заявила, что все зависит от месторасположения виноградника, его сорта, а средняя цена за килограмм составляет 40–50 тенге. «Качество наших вин ничем не уступает импортным, более того, в отличие от некоторых молдавских винных напитков они сделаны из натурального сырья», – уверена она. Затраты на транспортировку, ставка акциза составляют большую часть рыночной стоимости недорогих вин из Грузии или Молдовы.

Защититься законом

Производители ищут помощи у государства. Вице-президент «КазАлко» сообщил «Эксперту Казахстан», что входит в состав рабочей группы, которая вместе с Министерством финансов разрабатывает законопроект по ужесточению государственного регулирования рынка алкогольной продукции. Этот закон предусматривает увеличение лицензионного сбора для импортеров, ужесточение контроля качества импортной продукции, введение уставного капитала для компаний, что позволит сократить количество игроков на рынке. Более крупный лицензионный сбор и наличие уставного капитала заставят мелких импортеров выйти из бизнеса и послужат своеобразным барьером для появления новых игроков. Закон предписывает импортерам ежегодно отправлять свою продукцию в Республиканскую дегустационную комиссию, что сейчас делают только отечественные производители. Кроме того, импортеры должны будут переводить содержание этикеток на казахский язык. По словам председателя Налогового комитета, законопроект будет внесен на рассмотрение в парламент во втором полугодии.

Вступление его в силу приведет к исчезновению мелких участников рынка, что облегчит жизнь отечественным производителям. Однако последним не стоит свое рыночное падение связывать исключительно с агрессивной политикой заморских конкурентов, забывая о качестве собственной продукции.

Новое налоговое бремя

Только казахстанские производители, порадовавшись ужесточению контроля над импортом, вздумали вздохнуть с облегчением, как глава Министерства экономики Бахыт Султанов сообщил о повышении с 2009 года на 30% ставок акцизов на алкогольную продукцию отечественного розлива. «В дальнейшем ставки будут подняты на 30 и 40% в 2010 и 2011 годах соответственно, до уровня ставок на импортируемую продукцию, что соответствует правилам ВТО», – заявил министр. Ставка акциза занимает около 30–40% розничной цены продукта. Посему увеличение акциза неминуемо вызовет повышение розничной цены, которая и без того динамично растет. Кроме того, г-н Калиев сообщил, что из-за повышения цен на пшеницу, электроэнергию и горюче-смазочные материалы организация внесла предложение о повышении минимальной цены на алкогольную продукцию. Сейчас оно рассматривается уполномоченным органом. «Сегодня минимальная цена составляет 357 тенге за литр или 178 за пол-литра водки. Мы предлагаем увеличить минимальную розничную цену до 500 тенге за литр, то есть до 250 тенге за пол-литровую бутылку», – говорит Амиржан Калиев. Только такая рыночная стоимость сможет покрыть возрастающие расходы предприятий. Реагируя на повышение акциза, отечественным производителям придется вновь повышать розничную цену. А это в свою очередь затормозит развитие отрасли, вызовет спад объемов продаж и производства. «Удорожание продукции приведет к снижению объемов продаж отечественного пива в сравнении с импортными сортами. Таким образом, вступление данного законопроекта в силу позволит занять импортному производителю более выгодное положение в сравнении с казахстанским производителем», – огорчается г-жа Богдай. Вице-президент «КазАлко» с ней солидарен. Он считает, что хорошее качество при сравнительно низкой цене давало казахстанской водке конкурентное преимущество. «Если мы и это уберем, то на казахстанском производстве можно поставить крест!» – восклицает он. В ассоциации обеспокоены и здоровьем нации. «Приемлемая цена нашей алкогольной продукции не позволяла населению заниматься кустарным производством или самогоноварением и употреблением спиртосодержащих жидкостей, как наши соседи в России, где сегодня большие ставки акциза и высокая цена на алкогольную продукцию», – делится мнением вице-президент «КазАлко».

Кроме того, повышение ставки акцизов может вызвать отток компаний, не желающих обременять себя потяжелевшей налоговой нагрузкой, в теневой сектор. Алкогольная отрасль всегда характеризовалась наличием нелегального бизнеса, а увеличение налогового бремени может лишь расширить его долю на рынке. «Многолетний опыт показывает: чем выше акциз, тем больше нелегалов, следовательно, меньше поступлений в бюджет. Удерживая нынешнюю ставку акциза как можно дольше, мы создадим условия для дальнейшей легализации отрасли», – уверен Амиржан Калиев. Ассоциация предлагает унификацию акциза провести со дня вступления Казахстана в ВТО, с переходным периодом не менее 5 лет.

В противном случае отечественные производители не смогут успешно конкурировать на рынке с импортерами. Часть производителей может уйти в тень, часть закроется или столкнется с падением темпов производства, а импортеры захватят еще большие доли рынка.

[inc pk='267' service='table']
Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности