Все ходы просчитаны?

Редакционная статья

Все ходы просчитаны?

За последние годы Казахстан перебрал множество рецептов экономического роста. Они должны были привести к инновационному скачку, открыть дверь в мир диверсифицированной экономики. Большая часть этих рецептов была разработана зарубежными фармацевтами и апробирована на зарубежных же пациентах. Причем некоторые оказались настолько эффективными, что были полезны для разных стран с разным типом экономики, менталитетом, предпринимательской культурой. Пожалуй, самым известным рецептом такого рода стало создание специальных экономических зон (СЭЗ). Льготный режим налогообложения в них, помощь государства в создании инфраструктуры способствовали успешному развитию конкурентоспособных компаний, прежде всего производственных.

Одна из первых успешных СЭЗ была создана в Ирландии, в аэропорту Шэннон, еще в 1959 году. Ожидалось, что она поможет создать дополнительно 300 рабочих мест. Через 15 лет ее работы число новых специалистов, работавших в СЭЗ, превысило 23 тыс. человек.

С тех пор в мире было апробировано множество вариантов СЭЗ. В США еще в 1973 году было 84 научно-технических зоны, в которых трудилось более 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее известная из этих зон – Силиконовая долина, мировой центр по разработке новых IT-технологий. В Германии пошли по другому пути – там СЭЗ наиболее распространены в виде свободных портов, освобожденных не только от торговых пошлин, но и от уплаты НДС.

Наибольшую известность получил китайский опыт. С началом рыночных реформ в приморских районах Поднебесной начали создавать экономические зоны комплексного типа. СЭЗ стали ростками, из которых выросло китайское экономическое чудо. Причем формат работы спецзон меняется. В последние годы принципы многоотраслевой структуры и унифицированной экспортной специализации уступают планам диверсификации функционального профиля спецзон, повышения доли сектора услуг (торговое, финансовое, информационное посредничество) и создания на их территории сети локальных образований с узкой специализацией (зоны свободной торговли, технопарки и т.д.). Неплохо справились с проблемой создания СЭЗ в Бразилии. СЭЗ «Манаус» (расположенная в столице штата Амазонас) стала ярким примером полюса роста, приведшего к экономическому подъему территории, имевшей практически нулевой стартовый уровень развития, и наиболее крупной и эффективно работающей среди всех латиноамериканских СЭЗ. Ныне в состав зоны входят также штаты Акре, Рондониа и Рорайма – практически вся Западная Амазония. Сегодня в ней насчитывается более 600 предприятий, на которых занято более 50 тыс. человек.

Глядя на зарубежный опыт, в том числе близких к нам по сырьевой ориентации экономики Объединенных Арабских Эмиратов, создавших СЭЗ для увеличения числа нефтеперерабатывающих предприятий, Казахстан пошел по аналогичному пути. Даже первая неудачная попытка создания СЭЗ, предпринятая в начале 1990-х, не разочаровала поборников этой идеи. С 2002 года мы наблюдаем второе издание казахстанских СЭЗ. К сожалению, оно не намного успешнее первого. Пока что существующие СЭЗ – не более чем прообраз того, что задумывалось изначально. Объемы вложенных инвестиций на порядки меньше тех, что должны быть, и кто предоставит недостающий капитал – непонятно. Столпотворения инвесторов вокруг зон не наблюдается. Перспективы создающихся производств сомнительны – их успех или неудача будет зависеть от того, удастся ли властям обеспечить СЭЗ необходимой инфраструктурой. Пока что этот вопрос далек от решения.

Поневоле вспоминается, что далеко не во всех странах СЭЗ справились с поставленными перед ними задачами. Неразвитость инфраструктуры поставила крест на польских СЭЗ. В Индии непродуманное с географической точки зрения расположение зоны «Кандла» привело к тому, что она оказалась невостребована инвесторами. Опыт создания экспортной зоны «Санта Круз» показал, что даже развитая инфраструктура не способна обеспечить процветание СЭЗ, если при ее создании были допущены стратегические просчеты в экономике проекта.

Обобщение мирового опыта показывает, что положительный результат при создании СЭЗ может быть достигнут только при условии разработки научно обоснованной и долгосрочной программы государственной и региональной политики их формирования и развития. При этом, поскольку успех СЭЗ определяется не столько ее внутренней рентабельностью, сколько ее конкурентоспособностью относительно десятков других зон, разбросанных по всему миру, именно анализ этой конкурентоспособности должен служить первоосновой при планировании специализации зоны и формировании ее хозяйственно-правового режима. Судя по результатам работы казахстанских СЭЗ, пока что эти пожелания не выполняются. Пожалуй, пришло время пересмотреть подход к организации спецзон – иначе и вторая попытка инновационного рывка окажется столь же неудачной, как и первая.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики