Зона невезения

Специальные экономические зоны, которые должны были стать важным фактором диверсификации экономики, пока не приносят ожидаемых результатов. Нерешенные инфраструктурные вопросы и нехватка проектов лишают СЭЗ перспектив развития

Зона невезения

Специальные экономические зоны (СЭЗ) – это территории, на которых компаниям предоставляются экономические преференции и льготы. Мировая практика показывает, что СЭЗ – хороший инструмент для стимулирования развития отдельных отраслей и экономики в целом.

Первая попытка создать экономические зоны в Казахстане, предпринятая после обретения страной независимости, окончилась провалом. Последние 10 лет вновь ведется активная работа по созданию различных СЭЗ. Вторая попытка, безусловно, удачнее, чем предыдущая, но нынешние зоны также пока не оправдывают возложенных на них ожиданий. Их развитие идет слишком медленно.

Сегодняшние СЭЗ стали появляться с 2002 года. С тех пор удалось добиться только постройки нескольких заводов. Серьезного производственного прорыва с открытием нескольких десятков заводов не произошло, и едва ли нечто подобное можно будет увидеть в ближайшие годы. Поэтому власти решили притормозить создание новых СЭЗ. В конце июля премьер-министр Казахстана Карим Масимов в ходе совещания в СЭЗ «Парк информационных технологий» (ПИТ) предложил пока не создавать новых специальных экономических зон, а сосредоточить усилия на уже имеющихся. В данный момент в Казахстане фактически работают четыре СЭЗ, в начале года была создана пятая. Ранее планировалось создать еще семь СЭЗ в разных частях страны. Например, в прошлом году уже были разработаны ТЭО СЭЗ «Достык» и «Хоргос – Восточные ворота» на границе с Китаем, СЭЗ «Западные ворота» на границе с Россией и СЭЗ «Тобол» в Костанайской области. Вероятнее всего, теперь работа над ними будет заморожена. Удастся ли решить проблемы работающих СЭЗ – вопрос тоже спорный.

Попытка № 2

В 1990 году в Казахстане был принят закон о свободных экономических зонах. На их территории можно было заниматься любыми законными видами деятельности. Компаниям, работающим там, предоставлялся широкий список льгот и таможенных преференций. В период с 1991 по 1996 год в Казахстане было создано девять таких зон. Из всех созданных в 90-х годах указами президента СЭЗ с внутренними проблемами, внешним давлением справилась лишь одна – Лисаковская, созданная в 1993 году. Режим СЭЗ позволил тогда стабилизировать работу двух основных предприятий города – АО «Лисаковский ГОК» и АО «Краснооктябрьское бокситовое управление» – и создать десятки новых в легкой и пищевой промышленности.

Большинство созданных зон появились без должного анализа и стали экономически неэффективными. Кроме того, под СЭЗ отводились огромные территории, но не был четко продуман механизм управления ими и не были определены центры ответственности. Нерешенность общих проблем функционирования СЭЗ привела к тому, что все они, независимо от успешности, были упразднены в 1996 году. Государство решило все начать с нуля.

В том же 1996 году был издан указ президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О специальных экономических зонах». Была введена срочность существования СЭЗ, изменена система управления зонами, а правовой режим был приведен в соответствие с действующим налоговым и таможенным законодательством. Каждая зона теперь имеет свои приоритетные цели и соответствующие приоритетные проекты.

В 2002 году появилась первая зона нового поколения. В общей сложности работа над развитием СЭЗ по новым правилам ведется уже более 10 лет, но часть проблем остается нерешенной, а положительные результаты весьма условны.

Хорошо пошло

СЭЗ «Астана – новый город» была создана в 2002 году для ускорения развития левобережья реки Ишим в Астане. Эта СЭЗ имеет принципиальное отличие от других зон. Целью ее создания фактически является застройка отведенной территории, в то время как на других СЭЗ строительство – лишь средство создания условий для осуществления компаниями своих проектов. С 2002 года в СЭЗ было привлечено более 6 млрд долларов инвестиций, из них освоено более 4,3 млрд. Примерно 40% всех инвестиций – бюджетные средства, остальное – частные инвестиции. Это, наверное, самая результативная СЭЗ в Казахстане. За время существования СЭЗ 118 объектов (в том числе жилого, административного и производственного назначения) введены в эксплуатацию, на 113 объектах ведется строительство. Первоначально территория СЭЗ занимала 1053 га, но позже была расширена до 5440 га.

Строительство ведут примерно 85 генподрядных и свыше 600 субподрядных организаций. Помимо Казахстана представлены компании из Турции, Германии, России, Китая, США, Испании, Словакии и Кореи.

Как рассказал советник председателя правления АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта» Мейрам Кажыкен: «По расчетам японских специалистов, внутренняя норма рентабельности инвестиционных вложений составляет 10–11%, что соответствует границе приемлемости, устанавливаемой международными финансовыми институтами. В целом льготы и преференции обусловливают себестоимость строительства объектов на 15–20% ниже стоимости аналогичных объектов, построенных в обычном режиме».

Государство создает для строительства благоприятные технические условия на территории СЭЗ. За счет государственного бюджета производится инженерное обустройство (электрические сети, водопровод, канализация, теплоснабжение и прочее).

СЭЗ «Морпорт Актау», как следует из названия, расположена на территории морского торгового порта и прилегающей к нему территории в пределах города Актау. Площадь СЭЗ первоначально составляла 227,1 га, но позже была расширена до 982,3 га.

«Я думаю, из всех СЭЗ экономический эффект даст только “Морпорт Актау”, – говорит г-н Кажыкен. – В Актау СЭЗ находится в черте города, в регионе имеется довольно емкий рынок сбыта. Три завода уже функционируют на территории СЭЗ, и все они работают на нефтегазовый сектор, как и предполагалось».

В СЭЗ размещены четыре субзоны: индустриальный город Aktau Industries, центр по освоению инфраструктуры шельфа Каспия, центр приграничной торговли Aktau Free Trade и мультимодальный транспортно-логистический центр.

Первоначально срок действия СЭЗ был установлен до января 2007 года, но после был продлен до 2015-го.

К приоритетным видам деятельности в СЭЗ относятся химическая и металлургическая промышленность. На данный момент на территории СЭЗ реализуются проекты на сумму более 100 млн долларов. ТОО «АЗСТ» построило завод стекловолокнистых труб (годовая мощность 400 тыс. м), ТОО «Арселор Миттал Актау» завершило строительство завода по выпуску труб нефтяного сортамента (годовая мощность 60 тыс. тонн). ТОО «Keppel Kazakhstan» (дочернее предприятие сингапурской компании Keppel Offshore and Marine) сейчас строит завод морских металлических конструкций.

Корпорация DANAKE намерена построить четыре завода: по производству электрической кабельной продукции, электродов и электродной проволоки, производству и гальванопокрытию метизов, выпуску сборных секционных металлоконструкций. ТОО «ЦНТ» проводит работу по созданию транспортно-логистического центра.

Несколько десятков новых проектов также уже одобрены экспертным советом СЭЗ.

Среди существующих проблем дальнейшего развития – недостаток квалифицированной рабочей силы и слабое развитие инфраструктуры на территории, выделенной под СЭЗ, что, в общем-то, является общей проблемой всех СЭЗ.

Электричество кончилось

СЭЗ «Парк информационных технологий» была создана в 2003 году для развития отрасли IT в Казахстане и создания производств современных информационных технологий. В 2006-м было осуществлено открытие комплекса объектов первой фазы первой очереди строительства парка. СЭЗ находится в поселке Алатау Алматинской области. По данным Мейрама Кажыкена, государственные инвестиции в эту СЭЗ составили около 40 млн долларов. Сумма частных инвестиций оценивается примерно в 10 млн долларов. Финансирование проектов СЭЗ пока в основном осуществляет АО «Национальный инновационный фонд», также партнерами ПИТ являются такие компании, как Microsoft, Hewlett-Packard, Siemens, CiscoSystems, Thales, Gilat, «Казахтелеком».

Сейчас освоено всего 8,7 га из 332,9, выкупленных под СЭЗ (ожидается, что еще будет выкуплено 10 га). На данный момент здесь работает более 20 IT-компаний, в основном они занимаются разработкой софтов. В том числе свои проекты реализуют ТОО «S2 Research & Engineering», ТОО «Аргус Контакт», ТОО «Isoft», ТОО «C.Labs». По словам менеджера по работе с клиентами ТОО «Alatau IT City Management» Серика Аязбаева, очень много компаний проявили интерес к размещению на территории СЭЗ, и уже ощущается нехватка офисных помещений. На очередном заседании экспертного совета 30 мая 10 новых компаний получили право допуска своих проектов для реализации на территории СЭЗ ПИТ. Всего желающих было 14.

«Мы приняли решение о строительстве завода на территории Алатау IT City в 2006 году, когда проект СЭЗ был анонсирован, – рассказывает председатель правления АО “Glotur” Ханат Нурекенов. – Нас привлекло то, что Алатау IT City соответствует нашему направлению деятельности, мы получаем определенные экономические льготы, а также то, что СЭЗ позволяет создавать эффективное экспортоориентированное производство. Важную роль сыграл тот факт, что государство брало на себя обязательства по подведению внешней инфраструктуры».

По его мнению: «Для стартового этапа предоставляемые льготы очень существенны. Они позволяют на начальном этапе деятельности встать на ноги (за то время, пока существует СЭЗ). Мы можем реинвестировать большую долю прибыли и использовать для производства новейшее оборудование».

Общая стоимость строительства СЭЗ – 56 млрд долларов. Большую часть этих средств еще предстоит найти. Министерство индустрии и торговли РК сейчас осуществляет поиск зарубежных инвесторов, которые будут не только прокладывать внутренние инфраструктурные сети (канализации и прочее), но смогут обеспечить и строительство очередного этапа проекта СЭЗ ПИТ.

Как рассказали в самой СЭЗ, решение инфраструктурных вопросов ПИТ требует первостепенного внимания, параллельно, или опережая решение вопросов по земле и строительству СЭЗ ПИТ. Так, при существующем состоянии инфраструктурных вопросов, даже при условии выделения земельных участков на уже выкупленных и оформленных землях, осуществление дальнейшей проектной и строительной деятельности может оказаться затруднительным ввиду отсутствия необходимых технических условий, в частности ввиду отсутствия резервов по электроэнергии.

«В настоящий момент в распоряжении СЭЗ ПИТ имеется лишь около двух мегаватт электроэнергии, из них около одного мегаватта уже используется существующим имущественным комплексом и генподрядчиком строительства завода СП Glotur DS Multimedia; оставшийся один мегаватт будет полностью освоен запускаемыми производственными модулями. Резерв на существующей подстанции № 16, по словам АПК, отсутствует, – рассказывает Серик Аязбаев. – Весь проект СЭЗ ПИТ предполагает застройку 342,9 гектара земли. К сожалению, если не будет электричества, соответственно, не будет и продолжения строительства. У нас на территории строится завод СП Glotur DS Multimedia по производству ЖК-мониторов телевизоров. Он не запустится, пока не будет электричества. Предполагается, что АО “Logycom” также будет строить завод по производству оргтехники, и возникнет та же проблема.

Государством эти вопросы уже решаются, предполагается, что с IV квартала 2008 года начнется замена существующей подстанции (увеличение мощности), предназначенной для Алатау IT City. Также сейчас решен вопрос со строительством дороги до поселка Алатау. Если будет обеспечена внешняя инфраструктура, то в перспективе больших трудностей не возникнет».

Всего к 2011 году будет необходимо восемь мегаватт электроэнергии. А на завершение строительства инфраструктуры потребуется вложить еще 280 млн долларов, помимо вложенных 33 млн.

Существующие трудности развития ПИТ «Glotur» не пугают. «Мы уверены в том, что государство обеспечит внешнюю инфраструктуру. На данный момент все вопросы решены и выделены необходимые средства», – говорит Ханат Нурекенов. «Конечно, Казахстан на начальной стадии развития, так как по всей стране насчитывается всего 10 тысяч айтишников, но я считаю, в этой сфере у нас большой потенциал», – отмечает Серик Аязбаев.

Однако Мейрам Кажыкен считает: «В целом при существующем состоянии инфраструктуры СЭЗ ПИТ и тенденциях развития, даже при условии выделения земельных участков на уже выкупленных и оформленных землях, строительство производственных объектов будет бесперспективным». По мнению эксперта, во-первых, недооценены конкурентные преимущества ближайшего соседа – Китая, а во-вторых, накладные расходы, связанные со строительством инфраструктуры, изначально могут привести к неконкурентоспособности продукции.

Остается ждать и верить

СЭЗ «Онтустик» была создана в 2005 году для развития текстильной промышленности. Она расположена в районе Шымкента и занимает территорию в 200 га.

Предполагается, что фабрики СЭЗ будут перерабатывать до 100 тыс. тонн хлопка. На данный момент в стадии реализации находятся проекты пяти фабрик компаний: ТОО «Есенжол-Назар», АО «Ютекс-KZ», ТОО «Каздемиртекстиль», ТОО «Oxy Textile» и ТОО «Хлопкопром-Целлюлоза». Пока нет информации о том, сколько хлопка они будут перерабатывать.

Общая сумма реализуемых проектов приблизительно составляет 274,56 млн долларов. Предполагается, что компании ТОО «Oxy Textile» и ТОО «Хлопкопром-Целлюлоза» первыми запустят производство, состоится это во втором полугодии 2009 года.

«Мы удовлетворены степенью развития. На сегодняшний день уже четыре компании начали строить свои фабрики. Но хотелось бы, чтобы их было больше. Планировали построить15 фабрик, и сейчас идет поиск новых проектов, – отмечает заместитель директора СЭЗ “Онтустик” Валерий Ким. – Сейчас мы заканчиваем подводить инфраструктуру. Ее можно было закончить еще в прошлом году, если бы выделили деньги. Но все средства не выделили, и строительство перешло на этот и на следующий год. В этом году решено выделить 1,9 млрд тенге, в 2009-м будет еще 2 млрд, а в 2007-м выделили 2,9 млрд. В этом году мы заканчиваем все подводящие и останется только внутриплощадочная инфраструктура».

Некоторые СЭЗ, в частности «Онтустик», вызывают ряд нареканий экономистов.

«СЭЗ “Онтустик” считаю бесперспективной в том виде, в каком она задумана, – говорит Мейрам Кажыкен. – Она должна будет стать элементом южно-казахстанского текстильного кластера. У меня большие сомнения, что только на основе текстильных производств можно обеспечить эффективность проекта. У нас хлопок третьего сорта, в лучшем случае второго сорта, который идет на грубые ткани. Дорогостоящая текстильная продукция изготавливается преимущественно из хлопка-волокна первого и высшего сорта. В Казахстане, можно сказать, нет такого хлопка, по крайней мере, в достаточном количестве. Кроме того, СЭЗ “Онтустик” строится вблизи Узбекистана, у которого есть и соответствующего качества хлопок, дешевая электроэнергия, вода и самое главное – дешевая рабочая сила. Над этим стоит подумать, пока еще есть возможность доработать проект, изменить кое-какие параметры».

Однако Валерий Ким уверен в высоком потенциале СЭЗ «Онтустик»: «Будет 10 тысяч рабочих мест, будет продукция с мировыми брендами – нельзя говорить, что создание СЭЗ нецелесообразно. Мы сами выращиваем хлопок и будем его перерабатывать. Будем продавать готовую продукцию, вместо того чтобы вывозить хлопок-сырец – почему это должно быть невыгодно? У нас в стране уже есть текстильное производство, просто надо поставить его на мировой уровень, повысить качество выпускаемой продукции. Сейчас фабрики, которые строятся на территории СЭЗ, закупают оборудование в Швейцарии и только последнего образца, соответствующего всем мировым стандартам».

В будущем возможно расширение профиля СЭЗ, куда будут включены выпуск фармацевтической продукции и переработка углеводородного сырья.

СЭЗ «Бурабай» – самая молодая спецзона. Она была создана с целью развития конкурентоспособной туристической инфраструктуры в начале 2008 года. В частности, предполагается создание на берегу озера Щучье туристического развлекательного комплекса. СЭЗ расположилась на территории города Боровое в Акмолинской области и занимает площадь 370 га. В 2008 году на развитие СЭЗ предполагается инвестировать из государственного бюджета более 25 млн долларов.

Стратегический потенциал

«Идея создания СЭЗ в большинстве случаев себя оправдывает. Так как предоставляются достаточно хорошие льготы для предприятий, которые будут работать на территории специальной зоны, – говорит заведующая отделом экономических исследований КИСИ при президенте РК Анар Рахимжанова. – Просто представители бизнеса пока не осознали до конца их пользу и выгодность, поэтому компании идут туда неохотно. Кроме того, те обязательства, которые взяло на себя государство, не были выполнены до конца, в частности, в вопросе строительства необходимой инфраструктуры. Сейчас на последнем заседании правительства опять говорилось о том, что необходимо создать эту инфраструктуру и потом уже требовать от СЭЗ каких-либо результатов».

По мнению аналитика, идея создать специализированные зоны была очень хорошей. В частности, «Морпорт Актау» и «Астана – новый город» имеют все основания стать эффективными проектами. «Но сейчас требуется решить проблему с инфраструктурой, иначе все СЭЗ останутся на том уровне, которого сейчас достигли. Сами по себе они не могут развиваться, а должны быть связаны с экономикой в целом, с экономикой региона. Тот потенциал, который был к моменту создания этих СЭЗ, уже использован», – говорит г-жа Рахимжанова.

В то же время, как замечает г-н Кажыкен, одна из причин слабого развития СЭЗ в Казахстане – непрофессиональный подход к их организации: «Решения принимаются без объективных оценок возможностей и последствий. Зачастую они принимаются на примере увиденной за рубежом, отлаженно работающей СЭЗ. Что-то где-то увидели и решили, что у нас тоже должно быть так. Поступает команда – надо построить подобное. Если надо – то можно обосновать все, что захочется».

Помимо проблем со строительством самих СЭЗ возникает и вопрос достаточного количества проектов, способных заполнить огромные территории. Строящиеся заводы можно пересчитать по пальцам, и в большинстве СЭЗ пока не знают, какие компании будут реализовывать проекты, когда будут освоены территории и подведена инфраструктура. И никто не знает, как скоро будут заняты предоставленные под проекты площади. СЭЗ имеет ограниченный срок существования – после 2015 года действующие сейчас зоны начнут постепенно закрываться, и к тому времени надо найти проекты и успеть их реализовать.

«Никто не ожидает, что скорость прихода компаний-инвесторов будет высокой, – отмечает Анар Рахимжанова. – Все-таки у них есть определенные опасения, в частности, связанные с кризисом. Но процесс не стоит на месте, в среднем появляется по пять компаний в год, которые хотят работать в СЭЗ, то есть компании идут. Вероятно, играет роль еще и информационный недостаток. Мало информации о том, что эти зоны есть, о том, что они собой представляют, какие льготы дают, какие преимущества получают потенциальные участники и т.д.».

В общей сложности работа над развитием СЭЗ по новым правилам ведется уже более 10 лет, но часть проблем остается нерешенной, а  положительные результаты весьма условны

Вместе с тем практически все экономисты согласны с тем, что новых СЭЗ пока создавать не нужно. «Это размывает ресурсы и внимание потенциальных инвесторов. Если создавать новую СЭЗ, возникает вопрос, во-первых, где ее создавать, а во-вторых, какую направленность она будет иметь. Сейчас СЭЗ охватили те отрасли, которые являются для Казахстана перспективными», – убеждена г-жа Рахимжанова.

Чтобы обеспечить дальнейшее развитие СЭЗ, нужно время и ресурсы и потребуется постоянный контроль со стороны государства. Стоило ненадолго отвернуться, и выяснилось, что в ПИТ нет электричества. Но, несмотря на то что пока СЭЗ добились меньших успехов, чем все хотели, идея работает, и заводы строятся. Можно много говорить о том, что у казахстанских производств будут сильные конкуренты в регионе и т.д., но если теория по созданию СЭЗ обретает бетонное воплощение – это и есть последовательный путь к диверсификации экономики. Осталось только довести дело до конца.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики