Сор из воздушной гавани

Авиакомпания «Эйр Астана» публично выразила свое недовольство новыми тарифами на наземные услуги международного аэропорта Алматы и стоимость авиатоплива. В аэропорту считают, что в росте тарифов во многом виновата сама авиакомпания

Сор из воздушной гавани

B конце первой декады августа президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер созвал экстренную пресс-конференцию. На ней он заявил, что руководство алматинского аэропорта отказалось заправить воздушное судно компании, требуя письменного согласия на оплату услуг по новым, более высоким тарифам. «Во время переговоров аэропорт Алматы четко указал, что заправка самолета начнется только поле того, как компания предоставит письмо с согласием на повышение этих тарифов. В конце концов мы были вынуждены предоставить такое письмо», – сообщил г-н Фостер.

В ходе двухчасовых переговоров, послуживших причиной задержки вылета пассажирского самолета в Актау, авиаперевозчик выдвинул встречное требование увеличить лимит хранения авиакеросина для компании с 6 тыс. до 10 тыс. тонн в месяц. Вице-президент по снабжению «Эйр Астаны» Галина Умарова сообщила, что аэропорт предоставил компании топливо по цене (161 700 тенге за тонну), которая должна была вступить в действие только через неделю, согласно ранее предоставленному уведомлению. Г-жа Умарова добавляет, что текущая цена топлива в аэропорту – 146 700 тенге за тонну, в то время как компания приобретает топливо у торгового дома «ПетроКазахстан» по 136 560 тенге за тонну. По договоренности, одобренной правительством, ТОО «Торговый дом “ПетроКазахстан”» ежемесячно поставляет для компании в аэропорт Алматы 6 тыс. тонн авиакеросина. Потребность компании – 7,5 тыс. тонн, а недостающий объем авиатоплива национальный перевозчик докупает у аэропорта по завышенным, по мнению г-жи Умаровой, ценам.

Объясняя свою ценовую политику, руководство аэропорта в предоставленном «Эксперту Казахстан» пресс-релизе сообщило, что специальное выделение «Эйр Астане» 6200 тонн топлива в месяц с отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) существенно сократило поставки топлива в АО «Международный аэропорт Алматы». Сейчас авиакеросин с казахстанских НПЗ покрывает только 10–15% от месячной потребности аэропорта. Нехватка топлива компенсируется поставками с российских НПЗ, что влияет на стоимость авиакеросина. Кроме того, из-за хранения в аэропорту топлива «Эйр Астаны» аэропорт вынужден сократить объем собственного топлива для заправки воздушных судов других авиакомпаний. Однако руководство крупнейшей воздушной гавани республики не комментирует повышение тарифов на наземные услуги.

Расходы растут

Рост цен на авиатопливо наиболее болезненный вопрос для авиаперевозчиков всех стран. По данным ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), в связи с увеличением расходов на авиакеросин за последние пять месяцев 24 авиакомпании прекратили свою деятельность или находятся на грани банкротства. Вице-президент по связям с правительством и корпоративной безо-пасности «Эйр Астаны» Ербол Оспанов рассказал: «В этом году вновь предложенные завышенные цены на авиатопливо увеличат дополнительные расходы компании до 14 миллионов долларов». И добавил, что авиакомпания запросила антимонопольный комитет на право установления топливной надбавки для внутренних рейсов и ждет ответа. Введение топливной надбавки в первую очередь скажется на стоимости пассажирского билета. В условиях непрерывного роста топливных расходов авиакомпания весьма болезненно ощущает любое повышение тарифов со стороны аэропорта, так как оно может привести к еще большему росту цен на пассажирский билет. Более того, по результатам исследования, проведенного ИАТА, еще до повышения тарифов международный аэропорт Алматы был признан одним из самых дорогих в мире в области тарифов. «Для “Эйр Астаны” аэропорт Алматы является самым дорогим аэропортом из всех аэропортов, в которые мы осуществляем рейсы»,– возмутился глава авиакомпании. Повышение тарифов в среднем на 80% приведет к дополнительным расходам в размере 30 млн тенге за год.

Опять в руки государства?

Питер Фостер отметил, что АО «Международный аэропорт Алматы» – частное предприятие, что исключает возможность контроля тарифной политики со стороны государства. Главу национального перевозчика явно удручает этот факт. Он отметил: «Некоторые услуги должны регулироваться антимонопольными органами, так как без этого нам придется сталкиваться с повышениями, как в последнее время, на 80%». Впрочем, возможно, вскоре эта проблема будет решена. Ведь казахстанские власти периодически поднимают вопрос о выкупе аэропорта в госсобственность у нынешних акционеров. По сообщению агентства «Интерфакс-Казахстан», согласно выписке из системы реестров держателей акций по состоянию на 1 июля 2008 года акционерами АО «Международный аэропорт Алматы» на паритетной основе являются ТОО «Meridian Capital» и ТОО «SAT Infosystems». По неофициальным данным, эти компании близки к двум ведущим казахстанским банкам. А пока «Эйр Астана» пробует договориться об отмене повышения цен на наземные услуги и снижении стоимости услуг посадки. Национальный перевозчик советует аэропорту сосредоточиться на получении дополнительных доходов путем развития неавиационной коммерческой деятельности.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики