Вынужденная солидарность

Регуляторы телекоммуникационного рынка намерены использовать доходы сотовых операторов для развития стационарной связи в сельской местности. Пока этот сегмент рынка развивается очень слабо

Вынужденная солидарность

В данный момент на рассмотрении в сенате находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам связи».

Законопроектом предлагается внести поправки в семь законодательных актов. При этом многие цели нового законопроекта достаточно традиционны: развитие конкуренции на рынке связи, эффективное использование радиочастотного спектра, лицензирование, снижение тарифов на связь, совершенствование системы универсального обслуживания и прочее. Но, кроме этого, поправки к закону «О связи» должны способствовать повышению инвестиционной привлекательности сельской связи и развитию конкуренции в этом секторе. В частности, поправки коснутся вопроса субсидирования операторов универсального обслуживания, оказывающих услуги телекоммуникаций в сельской местности. Самой значимой новостью стало то, что к операторам универсального обслуживания теперь, возможно, будут относиться операторы сотовой связи. А значит, им придется осуществлять платежи, которые будут использоваться для развития стационарной связи на селе и доступа в Интернет. Операторы сотовой связи и так активно идут со своими услугами в сельскую местность, но теперь их будут обременять дополнительными расходами, которые скажутся на инвестициях в сети сотовой связи.

Система не работает

Для развития сетей связи в сельской местности законопроект предусматривает солидарное участие операторов сотовой связи при формировании «фонда универсальных услуг телекоммуникаций».

На данный момент стационарные операторы вносят в госбюджет плату за право предоставления только междугородной и международной телефонной связи, которая зависит от количества их абонентов. Эта плата является источником финансирования универсальных услуг телекоммуникаций и в том числе идет на развитие связи в сельской местности. Пока неизвестно, какую именно сумму будут вносить участники рынка в новый фонд. В России операторы вносят в универсальный фонд 1,2% от своего оборота.

Универсальные услуги (УУ) телекоммуникаций – это услуги связи в секторе голосовой телефонии и эксплуатации линий доступа. Предоставление этих услуг населению является обязательным. К основным критериям предоставления этих услуг относятся ценовая доступность для пользователей услугами связи и доступность по месту проживания.

За неимением альтернативы обязательства по оказанию универсальных услуг АИС возлагает на АО «Казахтелеком» – оно является доминирующим оператором связи. И «Казахтелеком» не вправе отказаться от возложенной на него обязанности. В то же время АИС выплачивает доминирующему оператору субсидии за оказание универсальных услуг телекоммуникаций. В течение последних трех лет АИС перечислял «Казахтелекому» от 2,9 до 3,6 млрд тенге ежегодно.

Но по результатам работы последних лет схема субсидирования продемонстрировала свою неэффективность. Как рассказали нам в АИС: «Альтернативные операторы не принимают участия в телефонизации и оказании универсальных услуг в сельских населенных пунктах (СНП), количество абонентов в СНП – 641 741 на 7,5 млн сельских жителей, телефонная плотность на селе весьма незначительна (9%) и ежегодно растет крайне низкими темпами – порядка 1% в год. При этом неудовлетворенный спрос на услуги в сельских населенных пунктах сохраняется на высоком уровне».

В Казахстане на 1 января 2008 года из 7 230 СНП было телефонизировано 6 957, или 95%. Телефонизация оставшихся СНП с населением менее 50 человек должна быть завершена в 2008 году.

В АИС отмечают, что существуют и системные проблемы сельской связи. В частности, неразвитость инфраструктуры, низкий уровень цифровизации, низкие скорости подключения к Интернету или отсутствие такой возможности, большое количество очередников на установку телефонов (порядка 120 000).

Рынок связи в целом растет стабильно, и 50% доходов рынка забирают операторы сотовой связи, поэтому вполне логично желание регуляторов привлечь этих игроков к развитию связи на селе.

Способ решения

Для привлечения операторов сотовой связи к оказанию УУ в новом законопроекте предусмотрено существенное изменение перечня универсальных услуг и порядок компенсации затрат, связанных с их оказанием. В частности, в данный перечень войдут услуги, оказываемые операторами сотовой связи. Однако эти операторы будут в большей степени плательщиками, чем получателями компенсаций.

В случае принятия нового законопроекта сумма компенсаций будет планироваться, как и раньше, на основании предполагаемого числа операторов универсального обслуживания (куда теперь входят и сотовые операторы) и количества их сельских абонентов. Аналогичная сумма будет предусмотрена в доходной части республиканского бюджета – на эту сумму АИС будет осуществлять сбор платы за предоставление услуг междугородной/международной и теперь уже сотовой связи в зависимости от доходов оператора.

Как считают в АИС, дополнение закона данными нормами позволит повысить инвестиционную привлекательность сельской связи и обеспечить развитие конкурентной среды в этом сегменте, а также повысить телефонную плотность на селе до уровня города.

Операторы сотовой связи по-разному отнеслись к идее их участия в «фонде универсальных услуг телекоммуникаций».

«Цены на УУ должны быть существенно ниже рыночных, поэтому оказание УУ носит принципиально убыточный характер, – говорит главный коммерческий директор GSM Kazakhstan (ТМ K-Сell и Activ) Нурлан Саргаскаев. – Если государство само не в состоянии возместить убытки операторам УУ, то в ход пускаются различные способы, хорошо известные и апробированные в мировой практике. Наиболее правильным является способ создания фонда универсальных услуг (ФУУ)».

По его мнению, если фонд будет создан на базе мировых принципов, он мог бы реально решать не только многие проблемы оказания УУ и развития сельской связи, но и создавать финансовую основу путем аккумулирования средств для решения перспективных задач на селе.

В то же время в ТОО «КаР-Тел» (ТМ Beeline) сам предлагаемый принцип солидарного участия сотовых операторов не считают справедливым. Поскольку операторы активно участвуют в телефонизации села с использованием технологий сотовой связи, но при этом данной поправкой никак не регламентируется процесс их участия как получателей средств из этого фонда, а не только как плательщиков.

«Необходимо учесть, что в связи с выделением GSM-операторам полос частот в диапазоне 1800 МГц условия действия лицензий сотовых операторов были дополнены обязательствами по обеспечению сотовой связью СНП республики с численностью населения 1000 человек и более, – говорит PR-менеджер ТОО «КаР-Тел» Нуркен Халыкберген. – Иными словами, складывается парадоксальная ситуация, когда на оператора сотовой связи, самостоятельно развивающего свою сеть в сельской местности, с одной стороны, налагаются дополнительные лицензионные обязательства по телефонизации СНП, что, безусловно, потребует вложения немалых средств. С другой стороны, с принятием поправки в Налоговый кодекс Республики Казахстан вводится обязательство по выплате в республиканский бюджет ежегодной платы, также предназначенной (по утверждению уполномоченного органа в области связи) для развития связи на селе».

Сила конкуренции

Регуляторы подумали и о других способах стимулирования работы сотовых операторов в сельской связи. Так, поправки в законе «О зерне» разрешат хлебоприемным предприятиям (элеваторам) предоставлять непроизводственные площади для установки средств телекоммуникаций, поскольку это единственные высотные сооружения в сельской местности. Если поправка будет принята, то операторам не потребуется дополнительных затрат на сооружение мачт и подведение к ним электроэнергии. Сэкономленные средства участники рынка смогут направить на установку дополнительных станций. По мнению регуляторов, эта поправка приведет к снижению себестоимости услуг связи и скажется на тарифах.

Однако пока не чувствуется, что операторам сотовой связи нужна помощь для дальнейшего продвижения в регионы. В компании «КаР-Тел» отмечают, что покрывают 85% жилой территории страны. В зону покрытия сети ТОО «КаР-Тел» уже в настоящее время входит более 2000 СНП, в том числе 1200 СНП с численностью населения до 1000 человек.

А GSM Kazakhstan обеспечила покрытие сотовой связью населенных пунктов с населением свыше 5000 человек. В 2008–2009 годах намечено обеспечить покрытие пунктов с населением свыше 2000 человек, а к декабрю 2012 года, при условии выделения дополнительного частотного ресурса, компания сможет охватить сотовой связью пункты с населением свыше 1000 человек.

Реальное проникновение сотовой связи в Казахстане уже достигло 72%, а номинальное 86%. При этом если в Алматы и Астане проникновение составляет 100%, то в областных и сельских районах оно достигло 60–70%.

«Безусловно, строительство сети в сельских регионах Казахстана – более затратное вложение средств по сравнению с городами, основная причина тому – большая протяженность территории страны и малая плотность населения. Меньшее количество абонентов, пользующихся услугами сотовой связи, значительно увеличивает срок окупаемости вложенных средств, – рассказывает Нуркен Халыкберген. – Фактически происходит кросс-субсидирование убыточных услуг сотовой связи на селе за счет высокодоходных регионов, так же, как это происходило в сетях фиксированной связи до введения системы субсидирования за счет средств республиканского бюджета».

Поскольку проникновение сотовой связи в крупных городах приблизилось к своему максимальному значению, конкуренция постепенно переходит на село.

До сих пор участники рынка сотовой связи не нуждались в каких-либо субсидиях и прочих мерах стимулирования, и результаты их работы намного лучше тех, что демонстрирует получатель госпомощи. И в будущем операторы рассчитывали обходиться своими силами, от регуляторов им нужны скорее такие вещи, как частотный спектр и снижение влияния доминирующего оператора.

Таким образом, учитывая также, что отправным постулатом является слабая телефонизация СНП, новый законопроект будет в первую очередь направлен именно на развитие фиксированной связи в сельских регионах, и делаться это будет теперь отчасти за счет сотовых операторов. Но развитием фиксированной связи у нас занимается в основном «Казахтелеком».

До принятия законопроекта трудно прогнозировать, как новые платежи сотовых операторов скажутся на тарифах и качестве связи, а подобные нерыночные меры, очевидно, не приведут к развитию конкурентной среды. Но вопрос только в приоритетности задач. Для ускорения развития связи в малонаселенных районах, видимо, придется чем-то пожертвовать в других секторах телекоммуникационного рынка.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности