Карты, банки, два ствола

Падение объемов кредитования банки компенсируют новыми продуктами, которые призваны стимулировать спрос на займы и привлечь новых заемщиков со стабильными доходами

Карты, банки, два ствола

Недавно мне позвонили из банка, на платежную карточку которого редакция перечисляет мою зарплату, и предложили кредитную карту с лимитом 360 тыс. тенге и весьма привлекательными условиями обслуживания кредита. В частности, если я погашу заем в течение двух первых месяцев, то есть в льготный период, то деньги мне обойдутся практически бесплатно. Плюс бонусы, поддержка за рубежом, автоматическая конвертация валюты… Предложение мне показалось настолько интересным, что я даже готова изменить принципу никогда не брать денег взаймы.

Этот частный пример показывает наметившуюся в последнее время тенденцию: банки ищут новые формы работы с клиентами. Кому-то может показаться, что ничего нового в предложениях кредитов по телефону нет – такое было и раньше, в период кредитного бума. И все же изменился и сам кредитный продукт, и, главное, подходы к отбору клиентов.

Первым о кредитовании посредством револьверных кредитных карт (с возобновляемым кредитом) заявил ОАО «Альянс Банк» (АЛБ). Как утверждает управляющий директор АЛБ Денис Середенко, качество портфеля по этому виду займов выше, чем по обычным кредитным продуктам. Но дело не в самом продукте, а в клиентах, считает он: они более дисциплинированны. Сегодня Альянс ориентируется на два сегмента – заемщиков с хорошей кредитной историей и работников, получающих зарплату на карточки АЛБ.

Судя по предложениям банков, опубликованным на их сайтах, потребительское кредитование посредством карт, а также участников зарплатных проектов получает все большее распространение. В условиях падения качества ссудных портфелей банки стараются минимизировать риски, делая акцент на платежеспособности заемщиков.

Революционная ситуация

Как только стало понятно, что больше нельзя будет привлекать с внешних рынков займы в прежних объемах и по прежним ценам из-за мирового кризиса ликвидности, казахстанские банки сразу же предприняли адекватные шаги на внутреннем рынке. Они ограничили объемы кредитования и повысили ставки. По сути, это зеркальное отражение происходящих в мире событий. Удорожание банковского финансирования сразу же повлекло снижение спроса со стороны потенциальных заемщиков. Так что причиной последовавшего затем резкого падения объемов кредитования, которое наблюдается и сегодня, стал не только дефицит ликвидности у банков и снижение в связи с этим предложения кредитов, но и нежелание заемщиков брать деньги по предлагаемым рынком ценам.

Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов отметил такую особенность нынешнего состояния отечественного рынка ипотечного кредитования: «Спрос на ипотеку резко снизился в связи с тем, что ее стоимость возросла, а цены на недвижимость упали. И сейчас возникли эти две линии – кривая спроса и кривая предложения, которые, как это ни парадоксально, не пересекаются». Это утверждение справедливо, на наш взгляд, и по отношению к кредитному рынку в целом, где развивается прямо-таки революционная ситуация – заемщики не хотят брать деньги, а банки не могут их давать.

Банки отмечают падение объемов кредитования и спроса на заемные ресурсы по всем видам кредитов, однако наибольшее снижение спроса наблюдается на рынке ипотеки. Причина не только в повышении процентных ставок, но и в неясности развития рынка недвижимости, скандалах с долевым строительством, падении цен на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. Для банков критическим стал риск удешевления залогового имущества, поэтому они повышают требования к самой недвижимости, увеличивают первоначальный взнос и повышают стоимость займов. Первыми кредитные условия изменили лидеры рынка, что можно связать с дефицитом ликвидности – эти игроки в большей степени расширяли кредитование за счет внешних займов – а также с ухудшением качества ссудных портфелей, особенно по кредитам на недвижимость.

Нежелание брать займы, особенно населением, связано и с ухудшением экономической ситуации в целом. Рост потребительских цен, тарифов на коммунальные услуги, стагнация строительной отрасли, остановка смежных предприятий, сокращение штатов застройщиками и финансовыми организациями вызвало падение доходов и, как следствие, покупательского спроса. Таким образом, кризис перекинулся от банков на реальный сектор, втянул в свою орбиту субъекты малого бизнеса, работающего на удовлетворение потребительского спроса, а также население и в конечном счете вернулся к банкам ростом просрочек по выплате займов.

Хороший заемщик – надежный заемщик

Самая острая проблема для банков сегодня – качество ссудных портфелей. Как говорит председатель правления ОАО «Банк “Каспийский”» Михаил Ломтадзе, банк выдает займы в прежнем объеме, не останавливал даже экспресс-кредитование. «У нас ужесточились не условия выдачи, а сам анализ и отбор клиентов, – подчеркивает глава «Каспийского». – Мы не выдаем деньги людям, у которых есть просроченные кредиты в других банках. Или, к примеру, не выдаем тем, у кого много кредитов в других банках, поскольку не хотим вгонять людей в ситуацию, когда они сами физически не смогут обслуживать свои кредиты, особенно если речь идет о потребительском кредитовании. Объем отказов в кредитовании у нас увеличился в два раза, то есть если раньше “нет” мы говорили 15 процентам, то сейчас мы отказываем 30 процентам потенциальных заемщиков».

Как подтверждают в Первом кредитном бюро (ПКБ), в последнее время наблюдается постепенное увеличение числа обращений к их базе данных, причем не только со стороны банков, но и других кредитных организаций. Надежность клиента и его положительная кредитная история находят отражение в кредитных условиях. «Ставки по кредитам у участников системы постепенно снижаются. Это говорит о том, что риски невозврата кредитов в секторе действия кредитного бюро значительно ниже, чем за его границами», – отмечает генеральный директор ПКБ Анвар Ахмедов. По его словам, с августа прошлого года участниками системы, то есть банками, было выдано два миллиона кредитов, причем основная масса (за этот период ПКБ было обработано около 1,5 млн заявок) пришлась на заемщиков, чья кредитная история не вызывала сомнений. Одновременно происходит дифференциация условий займа в зависимости от кредитной истории. Г-н Ахмедов приводит в пример кредитные карты: «Их владельцы уже, наверное, заметили, что величина кредитного лимита может увеличиваться, если происходят какие-либо положительные сдвиги или тенденции в кредитной истории владельца».

Свежая выпечка

На фоне увеличения рисков, связанных с ипотекой, банки ориентируются на потребительское кредитование и кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ). Именно с этими направлениями связаны новые кредитные продукты. Выше уже говорилось о револьверных кредитных картах, которые используют некоторые банки для беззалогового кредитования. По словам Дениса Середенко, схема револьверного кредитования имеет преимущества по сравнению с обычным потребительским.

«Особенность револьверного кредитования в том, что это постоянный, возобновляемый кредит. Револьверная схема кредитования подразумевает ежемесячное погашение части долга. После того как заемщик погасит установленную сумму, он может пользоваться деньгами дальше. Существует льготный период, если погасить задолженность в это время, то кредит обходится практически бесплатно, нужно будет заплатить лишь небольшую комиссию за ведение счета. Стоимость такого кредита дешевле по сравнению с обычным потребительским кредитом», – рассказывает г-н Середенко. Как уже отмечалось, револьверные кредитные карты Альянс предлагает своим клиентам с хорошей кредитной историей и участникам зарплатных проектов. Спрос на этот продукт есть, утверждает управляющий директор АЛБ. По его оценке, примерно 40 тыс. клиентов из тех, что кредитовались в банке раньше, уже активировали карту.

Вместе с тем этот продукт имеет существенный недостаток: он более сложен для клиента, поскольку сумма платежей не фиксирована, как при обычном кредите с аннуитетными платежами. «В связи со сложностью продукта револьверного кредитования мы хотим вернуться к персональному кредитованию с графиком погашения. В самое ближайшее время планируем запустить новый объединенный продукт. Он будет выдаваться и погашаться посредством карт, но, в отличие от револьверных займов, будет установлен график погашения», – отмечает наш эксперт.

Новый продукт, но уже для кредитования МСБ, буквально на днях запустит «Каспийский». Главная цель – повысить доступность банковского финансирования для качественных клиентов из этой группы заемщиков. Как утверждает глава банка Михаил Ломтадзе, сегодня ставка для МСБ в среднем по портфелю составляет 18–19%. На кредитование МСБ банк планирует направить часть средств, привлеченных от международных финансовых институтов (в общей сложности 220 млн долларов). По словам г-на Ломтадзе, целевой группой для банка являются молодые предприятия, которые успешно работают как минимум полгода, потому что у них высокий потенциал роста. В этом году банк намерен выдать таким компаниям не менее 15 тыс. займов, что обеспечит прирост портфеля более чем на 50%.

До конца года, очевидно, не стоит ожидать прогноза «ясно» относительно рынка недвижимости или открытия внешних рынков заимствования. А это означает, что и объемы кредитования вряд ли существенно вырастут. Исключение составляют различные виды потребительского кредитования, куда в основном переместится конкуренция банков, еще способных к ней.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?