Электронный билетер

В алматинских автобусах устанавливаются валидаторы. С их помощью транспортники и акимат надеются увеличить свои доходы, а инвесторы из Южной Кореи – получить плацдарм для экспансии в СНГ

Электронный билетер

Электронные аппараты – так называемые валидаторы, посредством которых осуществляется плата за проезд в общественном транспорте, начали действовать в электротранспорте Алматы – троллейбусах и трамваях – с начала года. Теперь решено установить их с 1 сентября и в автобусах. По мнению инициаторов нововведения – акимата города и инвесторов из южнокорейской компании «ЕВ Kaz», новая система увеличит прозрачность доходов перевозчиков, следовательно, и налоговые отчисления. Напротив, участники рынка указывают на то, что системные проблемы общественного транспорта южной столицы Казахстана могут сделать новшество бессмысленным – как это уже случалось в других крупных городах на постсоветском пространстве.

Вкалывают валидаторы, а не человек

В среднем алматинский автобус за смену, в зависимости от маршрута, приносит автотранспортному предприятию доход от 10 до 30 тыс. тенге. С введением в действие валидаторов эта сумма должна увеличиться – за счет исключения человеческого фактора. Начальник ГКП «Алматыэлектротранс» Талгат Абдрахманов поясняет: «По нашим подсчетам, доходы предприятия увеличились минимум на 20%. И мы ожидаем, что прибыль еще возрастет со временем. Это весомая добавка к нашему бюджету, которая раньше прямо уходила в карманы недобросовестных кондукторов и контролеров, которые зачастую работали в стачке с такими же водителями. Проконтролировать их всех на всех маршрутах не было никакой возможности. Там часто работали случайные люди. В результате электротранспорт нес огромные убытки, и мы были вынуждены обращаться за дотациями из городского бюджета».

В акимате тоже уверены в успехе проекта и считают, что после того как система заработает в полную силу, доходы в казну города увеличатся минимум на 30%. При этом инициаторы внедрения валидаторов уверяют, что общие расходы на проезд для горожан не повысятся. Зато возрастет качество обслуживания пассажиров. Ведь одними валидаторами дело не ограничится – внедряемая электронная система представляет собой целый комплекс. По словам начальника КГП «Пассажирские перевозки» Исахана Иманбекова, в автобусах будет отработана схема, позволяющая отслеживать и упорядочить маршруты транспорта. Всего на пассажирских маршрутах города курсируют 200 единиц электротранспорта и 1800 автобусов. После установки системы движение каждого автобуса можно будет регулировать для строгого регламента и избежания заторов. Для этих целей завезено 2200 валидаторов на сумму 37 млн тенге. Управление системой, ее мониторинг и диспетчеризация обойдутся еще в 13 млн. Все средства предоставит инвестор – компания «ЕВ Kaz». Срок окупаемости проекта оценивается в восемь лет.

Представитель «ЕВ Каz» Аскар Багжанов поясняет, что единственную сложность во внедрении и функционировании системы видит прежде всего в неподготовленности населения. Подобные системы оплаты введены в Южной Корее, Китае и Турции, и там тоже население сначала относилось к ним с подозрением. Однако спустя некоторое время (год-два) привыкли, и доходы транспортных компаний резко повысились. Насколько увеличились доходы, и если увеличились, произошло ли это из-за валидаторов, остается невыясненным.

Кондукторы-луддиты

Пока что опасения инвесторов оправдываются. Не все алматинцы в восторге от новшества, было и есть ощутимое сопротивление реализации проекта. Напомним, в начале года была забастовка работников электротранспорта, направленная против внедрения валидаторов. Продлилась она всего день, но сам факт показателен. В ходе акции рядовые работники предприятий задавались вопросами: куда податься после их вытеснения с рабочего места электронными кондукторами; во-вторых, где гарантии, что все деньги, которые соберет за день валидатор, попадут на кассу?

Не все автобусные парки подписали соглашение с корейской компанией. Инициаторы проекта подозревают: нынешняя система сбора оплаты за проезд позволяет транспортникам занижать доходы, объявляя себя убыточными и добиваясь дотаций от городской казны.

Средства исходят от фирмы, которая и занимается валидаторами. Когда они говорят, что инвестиции окупятся через несколько лет, это  значает, что окупятся для них. Выручать эти деньги они будут с наших доходов
[inc pk='1861' service='media']

Но и валидаторы пока что не доказали своей эффективности. К примеру, ситуация на электротранспорте города с начала года изменилась незначительно. Несмотря на ввод валидаторов, профессия кондуктора осталась, ей даже работы прибавилось – приходится проверять наличие и подлинность билетов. При этом очень часты случаи выхода техники из строя. Г-н Абдрахманов, говоря, что ломается до 20% валидаторов, подозревает водителей и контролеров в злоумышленных действиях: «Они против прозрачных доходов, удобства в транспорте и научно-технического прогресса». Работники транспорта в свою очередь утверждают о частой поломке каждого второго устройства и видят причину в техническом несовершенстве самих валидаторов.

«Расплодят стукачей…»

Свои соображения по этому поводу высказывает руководитель одной из транспортных компаний города, пожелавший остаться неизвестным: «Деньги на новшество власти города не выделяют, хотя, бесспорно, любое подобное действие направлено прежде всего на улучшение городской обстановки. Но средства исходят от фирмы, которая и занимается валидаторами. Когда они говорят, что инвестиции окупятся через несколько лет, это означает, что окупятся для них. Выручать эти деньги они будут с наших доходов. Мы разговаривали об этом с властями города и, честно говоря, адекватных ответов на свои вопросы не услышали. И потом, никак не решена проблема дотаций льготного проезда. Считай, каждый наш второй пассажир – либо студент, либо пенсионер. На них мы фактически теряем около трети доходов. Теперь еще обещают (власти города. – «ЭК») штрафовать наших работников за неправильное обращение с валидаторами. Даже «стучать» заставят пассажиров друг на друга, если кто-то поедет без билета». Бизнесмен имеет в виду телефоны доверия, по которым можно высказать свои претензии к работе транспорта или сообщить о безбилетном пассажире. Действительно, г-н Абдрахманов подчеркивает: «Я призываю всех производить оплату только в валидаторах, а обо всех нарушениях сообщать по телефонам нашей круглосуточной службы, где также можно задать и любой интересующий вопрос. Она нужна для нас всех и имеет очень хорошие перспективы значительно повысить культуру обслуживания на общественном транспорте южной столицы».

Пробный камень

Несомненно, повышать культуру обслуживания необходимо. Непонятно только, что следует сделать в первую очередь: с помощью электронных кассиров нормализовать работу городского транспорта или сначала оптимизировать работу автобусов и лишь затем внедрить валидаторы.

Президент «ЕВ Каz» Ли Джонг Ву верит, что существующие проблемы преодолимы: «Сначала у нас были сомнения в том, насколько востребованным будет нововведение, поскольку Казахстан – это другая страна, иные люди, культура. В то же время мы надеялись, что должны добиться успеха, потому что жители многих стран отдали предпочтение нашей электронной системе. Это и понятно, человечество тянется к прогрессу, и мы по мере своих сил стараемся внести свою лепту в развитие культуры и цивилизации».

Президент «ЕВ Каz» считает, что от успешности внедрения системы в Казахстане зависит дальнейшее ее продвижение в других городах СНГ. Однако пока попытки внедрения валидаторов в других мегаполисах на постсоветском пространстве не привели к заметному успеху.

В этом году подобную систему ввели в Киеве. Начальник службы автоматики и связи КП «Киевпасстранс» Николай Гузенко рассказывает, что проект по внедрению валидаторов, откровенно говоря, провалился: «Они работают, но народ не приучился ими пользоваться. Крайне неудобно использовать такие системы в условиях перегруженности и дорог, и автобусов. Честно говоря, пока я не вижу реальных результатов использования валидаторов. Поэтому и с финансированием не торопятся» (программа внедрения рассчитана до конца 2009 года). В свою очередь в Главном управлении транспорта Киева заявили, что с введением валидаторов ситуация с ОТ в городе значительно улучшилась, но конкретными цифрами подтвердить отказались.

Московский опыт также не обнадеживает. Как сообщили в «Мосгортрансе», правда, анонимно, «такие введения были бы удобны для, например, Зеленограда. Для московских условий с бесконечными заторами, огромным пассажиропотоком и дорожными особенностями валидаторы пока не в состоянии выполнить возложенные на них задачи – удобство в использовании, быстрая посадка-высадка пассажиров».

Каждый алматинец прекрасно знаком с особенностями работы городского транспорта. Это и нерегулярность рейсов, и переполненность автобусов в часы пик, ранние сходы с маршрута. Возможно, электронная система мониторинга, интегрированная с валидаторами, позволит решить эти проблемы. Но также вероятен вариант, когда работники автотранспортных предприятий будут попросту саботировать реализацию проекта.

Помнится, в Алматы немало было проектов по приближению стандартов общественного транспорта города к нормальным, начиная с метро и заканчивая легкорельсовым транспортом (ЛРТ). Речь о них идет давно. Но то же метро еще до своего ввода разочаровало население своими сроками, размерами и стоимостью. О ЛРТ начали было говорить и благополучно отложили на неопределенное время. А проблемы общественного транспорта города растут.

На очереди валидаторы. Можно приводить сколько угодно примеров успешного внедрения электронных кондукторов, однако будут ли они работать в наших условиях так же стабильно, пока ответить не могут ни работники транспорта, ни сами инициаторы проекта. Представленная как шаг на пути к цивилизованному транспорту, электронная система может

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики