Непреодоленный разрыв

Общественный мониторинг первого этапа реализации госпрограмм по развитию Интернета в Казахстане показал, что чиновники не заинтересованы в их исполнении. Большинство мероприятий проводится формально, для галочки, а официальные цифры расходятся с реальным положением дел

Непреодоленный разрыв

Hа прошлой неделе в Алматы прошли общественные слушания, на них обсуждался вопрос законодательного регулирования Интернета, а также были представлены результаты мониторинга развития Казнета, который Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» проводит с августа 2007-го. Важный момент этого проекта – контроль над реализацией программ снижения информационного неравенства (СИН) и электронного правительства. Программа СИН, рассчитанная на 2007–2009 годы, должна помочь стране достичь 20-процентного уровня компьютерной грамотности населения республики – когда она стартовала в прошлом году, этот уровень не превышал 6%. На нее планируется затратить 15,6 млрд тенге из республиканского и местных бюджетов. Программа формирования электронного правительства должна повысить прозрачность работы госорганов и способствовать уменьшению уровня коррупции. Однако, как показали результаты мониторинга, есть большая вероятность, что данные госпрограммы не будут выполнены в намеченные сроки.

Компьютерная безграмотность

И действительно, в Казахстане мало не только пользователей Интернета, но и людей, просто владеющих азами компьютерной грамотности. По официальным данным, к концу 2007 года удалось довести уровень проникновения в Интернет – 4 пользователя на 100 жителей. В то время как средний показатель по миру – 19,6%. В США – 66%, в ЕС – 56,6%, в России –18%. Но, по мнению исполнительного директора ОФ «Информационная инициатива» Михаила Тюнина, даже этой цифре доверять сложно, поскольку полноценных исследований в Казахстане никто не проводил. А методика исследований Агентства РК по статистике вызывает нарекания не только специалистов, но и представителей госорганов. «Независимых исследований никто не делал, поэтому говорить, что эти или другие цифры абсолютно достоверны, нельзя. Основная масса людей пользуется Интернетом в крупных городах, лидеры – Алматы, Астана и Караганда. Темпы развития интернет-сетей в других регионах медленные, и вряд ли поставленная к 2009 году задача увеличить до 20% количество пользователей будет достигнута. В среднем по стране – да. Но при этом в Алматы это будет 40%, а, к примеру, в Петропавловске – только 6%», – считает эксперт.

Даже вузы в Казахстане отличаются низким уровнем интернетизации. По данным тестирования, проведенного альянсом студентов Казахстана, 97% вузов республики не предоставляют студентам бесплатного доступа в Интернет. Из 4,5 тыс. опрошенных студентов восьми коммерческих и государственных вузов Алматы лишь 3% пользуются в вузе Интернетом бесплатно, а каждый второй студент вообще не имеет доступа во Всемирную паутину.

Качеству до цен далеко

Еще одна проблема – высокие тарифы и низкая скорость. «Цены по-прежнему остаются высокими. Качество услуг, по информации, получаемой нами от пользователей с форумов и блогов, далеко от идеала», – сообщила координатор интернет-мониторинга фонда «Адил соз» Софья Лапина. «У нас нет высокоскоростного Интернета, 256 кбит/с – это только теоретически высокоскоростной Интернет, это минимум широкополосного доступа. Его предоставляет сейчас бренд «Казахтелекома» «Мегалайн». Но если посмотреть на домашнего пользователя Интернета в Европе, то скорость доступа там от пользователя к провайдеру не может быть меньше 2 Мбит в секунду. Нормальной же считается скорость 15 Мбит в секунду, цена аналогична «Мегалайну». Пользователь в Европе может посмотреть телефильм в реальном времени, участвовать в онлайн-конференциях. На 256 кбит в секунду сделать это весьма затруднительно», – поясняет Михаил Тюнин.

Предоставляя услуги все большему числу пользователей, провайдер-монополист не всегда способен обеспечить их качество – абоненты сетуют на частые сбои в системе и трудности в установлении коннекта. Об этом свидетельствует конфликт, произошедший между АО «Казахтелеком» и АО «Арна», когда «Казахтелеком» в одностороннем порядке прекратил оказание услуги доступа к сети Интернет «Арна» в городах Алматы, Актау, Атырау и Астане и без Интернета остались 350 корпоративных клиентов. Компании, предоставляющие интернет-услуги, не гарантируют своим клиентам и безопасность. Например, автор этих строк подключена к «Мегалайну». Однажды мне пришлось столкнуться с тем, что кто-то заходил под моим паролем и воровал мой трафик. В «Мегалайне» меня переадресовали в головное предприятие – «Казахтелеком». В материнской компании отослали обратно в «Мегалайн». Круг замкнулся.

Правда, недавно Агентство по информатизации и связи (АИС) заявило, что до конца текущего года утвердит единые государственные стандарты оказания услуг в сфере телекоммуникаций. Они будут касаться не только скоростей доступа для конечных пользователей, но и его качества. «Должны быть определенные критерии по скоростям доступа и тому, как они будут наращиваться в перспективе. Также мы установим параметры по качеству обслуживания, поскольку сейчас АИС продолжает получать много жалоб от потребителей, к примеру на большие перерывы в обслуживании», – пообещал замглавы АИС Аскар Бишигаев.

СМИ или не СМИ?

Другая проблема развития Интернета в РК – состояние законодательства в этой области. «На данный момент нет какой-либо нормативно-правовой базы, которая бы контролировала казахстанский сегмент. Есть ряд внутриведомственных документов, в частности приказ Агентства по информатизации и связи по доменной зоне. Вопрос по регулированию Интернета повис – возникает достаточно много проблем», – говорит г-н Тюнин.

Например, интернет-ресурсы в нашей стране отнесены к средствам массовой информации.

«Приравнивание всех подряд интернет-ресурсов к СМИ – нонсенс. Интернет-магазин, сайт Васи Пупкина тоже СМИ?» – задался риторическим вопросом редактор популярной в Казахстане интернет-газеты Zonakz.net Юрий Мизинов. Несовершенства в законодательстве позволяют провайдерам блокировать сайты под давлением административного ресурса. «Когда сайты закрывают по обыденному разумению, начинается произвол. Так, в черные дыры нашего Интернета провалился звуковой информационно-аналитический портал «Инкар-инфо». А в случае с Pozit.kz, который закрыли по решению суда, экспертизу не сделали ни прокуратура, ни сам собственник сайта», – считает президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева.

Впрочем, приравнивание интернет-ресурсов к СМИ имеет и свой плюс, считает руководитель юридической службы фонда «Адил соз» Иллиодор Кальсин: «Факты блокировки и ограничения доступа вы как СМИ можете оспорить в суде и четко заявить: я – СМИ, а следовательно, могу быть приостановлен или закрыт только по основаниям, установленным в законе о СМИ. Другое дело, что мы эту норму не применяем. На сегодня мы слышим ссылки на закон о связи, на целесообразность, на постановления правительства и т.д.».

Любовь к круглым числам

Изменить ситуацию должны несколько шагов, сделанные правительством РК. Во-первых, в прошлом году были приняты закон об информатизации и программа развития электронного правительства на 2008–2010 годы. Во-вторых, в нашей стране открылся национальный центр управления трафиком. Он должен позволить провайдерам обмениваться местным трафиком без использования международных интернет-каналов. Наконец, в этом году была принята концепция развития единого информационного пространства Казнета. В частности, она предусматривает формирование пула из 30 сайтов, которые будут поддерживаться за госсчет. При этом 10 сайтов будут государственными и 20 — частными. Но эксперты сомневаются в действенности этих мер. «Ввозникают вопросы: почему именно 30, по каким критериям будут отбираться сайты и какие требования к ним будут предъявляться со стороны госструктур», – отметила Софья Лапина. По текущей статистике в Казахстане всего 50 сайтов, которые посещает хотя бы тысяча пользователей в день.

Государство, чтобы способствовать развитию домена kz, планирует довести уровень востребованности казахстанских интернет-продуктов до 40%, т.е. на наши ресурсы должно приходиться 40% трафика. Но владельцы сайтов национального домена по-прежнему предпочитают размещать свои веб-ресурсы за пределами казахстанского сегмента. Одна из причин – наши хостинговые компании не могут обеспечить надежности и бесперебойности работы серверов, где размещаются местные ресурсы. Виной тому как технические, так и кадровые проблемы. Кроме того, провайдерам выгоднее платить за внешний трафик через партнера за рубежом и перекладывать его стоимость на клиентов, чем «Казахтелекому» за подключение к точке обмена трафиком. К тому же есть опасения, что местный провайдер вдруг начнет блокировать сайт, занявший, например, альтернативную общественно-политическую позицию по техническим причинам. А такие случаи уже имели место. «По-прежнему затруднен доступ для казахстанских пользователей к сайтам www.kub.info; www.respublika.kz и www.inkar.info. Через прокси-сервер и с территории других стран сайты открываются без затруднений», – сообщила г-жа Лапина. Так что вопрос, как изменить ситуацию в пользу Казнета, остается открытым.

Впервые слышим

Как показали результаты мониторинга осуществления программы СИН, с ней тоже не все гладко. Компьютерными навыками в 2007 году стали обладать только 200 тыс. человек, то есть менее 10% от запланированного госпрограммой количества. К 2009 году предстоит обучить еще 2,2 млн казахстанцев при численности населения республики 15,5 млн. Но общество не осведомлено о программе: 80% населения ничего не знает о ней, 20% – слышали о ней, но плохо представляют, что это такое.

Неудивительно, что эксперты сомневаются в ее выполнении. Как отмечает Михаил Тюнин, в рамках программы СИН количество интернет-пользователей фактически не увеличивается. «В 2007 году большинство компьютерных классов школ, открытых в рамках СИН, которые мы промониторили в Восточно-Казахстанской области и Атырау, а в Алматы все школы, не предоставляли реального доступа в Интернет», – отметил он.

В этом году, по его словам, ситуация улучшилась. Сейчас все классы обеспечены доступом, но только в крупных городах и областных центрах используется высокоскоростной Интернет. «Очень много классов подключено по dial-up, понятно, что 15 человек в классе работать в Интернете по dial-up одновременно не могут», – сетует эксперт. По его мнению, возможно, формально программа будет выполнена, люди получат сертификаты, но реальными знаниями обладать не будут. Часть населения, которая сейчас проходит обучение, все равно останется в аутсайдерах. «Если человек, работающий в корпоративном секторе, изучил компьютер еще в 1998 году, сейчас пользуется IT-телефонией, оплачивает услуги через электронный банкинг, заказывает билеты в онлайн, то люди, только что получившие компьютерные азы, не станут полноценными участниками рынка. Им скорее нужны бесплатные курсы от банков, как пользоваться, например, платежной картой, чтобы не выстраивались очереди в комитете по оплате налогов», – считает он.

Финансирование программ по развитию Интернета – одна из самых больных тем. «Информационная инициатива» делала запросы по этому поводу во все инстанции, ответственные за выделение денег. Но везде был дан один ответ – на сайте сказано 15 млрд, значит, 15. Детально информацию раскрывать никто не стал. «По моей информации в прошлом году по программе были потрачены не все запланированные средства, в частности в Минобразования. В мае прошлого года счетный комитет дал анализ программы электронного правительства, но на сайте я не смог обнаружить подробного отчета: сколько и на что израсходованы средства», – говорит г-н Тюнин.

Не нашли живого отклика

Свою точку зрения по ситуации с Казнетом высказал и присутствовавший на публичных слушаниях представитель АИС, технический специалист Асхат Оразбек. «Говорить, что АИС занимает неактивную позицию, некорректно. Просто не всегда информация доходит. СМИ должны подключиться и помочь работе». Что касается опроса студентов, то г-н Оразбек уточнил, что агентство обращалось к вузам с просьбой предоставить помещения, но не получило живого отклика, поэтому классы были развернуты в основном в школах. Что касается снижения тарифов, то, по его мнению, оно постепенно, медленно, но все же происходит: «АИС, со своей стороны, делает все возможное – работает с операторами связи, например сегодня можно воспользоваться услугами «Мегалайна». Такие же услуги предоставляет «Транстелеком», «Казтранском» юридическим лицам и крупным компаниям». Эти услуги он считает хорошими для Казахстана на данный момент. Также он отметил хорошую динамику роста количества пользователей, на конец 2007 года она составила 12,7%. «В отношении вопросов блокировки и закрытия сайтов – нами они производились после проверки и выявления нарушения законодательства, – рассказал г-н Оразбек. – Если наблюдается нарушение прав, надо обращаться в суд и решать в законодательном порядке». На вопрос, если факт блокировок и ограничения доступа не отрицается, то кто принимает такие решения, он ответил, что в нашей стране есть несколько путей: «В первую очередь – суд. И во вторую – решение о закрытии принимается на основании правил распределения доменного пространства». Правда, на сегодня по судебному решению была приостановлена работа только одного сайта – Pozit.kz. По каким причинам и как проводились остальные случаи блокировки, госорганы и подчиненные им структуры не объясняют. Основная причина, по которой это происходит, как считает представитель АИС, то, что «мы только учимся регулировать Интернет».

Люди, только что получившие компьютерные азы, не станут полноценными участниками рынка. Им, скорее, нужны бесплатные курсы от банков, как пользоваться, например, платежной картой

Развитие Интернета связано с решением целого комплекса проблем. Деятельность государства по их решению пока не выглядит эффективной и носит больше формальный характер. Есть политическая воля, приняты госпрограммы, но никто не заинтересован внедрять их до конца. Мониторинги показали, что заинтересованность исполнителей на среднем и низшем уровне нулевая. Ситуацию может переломить большая активность бизнеса и общества. Но ее сдерживает отсутствие правовой базы, регулирующей процесс информатизации общества, и законов об электронной коммерции, в разработке которых общество и бизнес должны принимать участие наравне с государством.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?