Электрокар – в утиль

Крупнейшие мировые автогиганты, особенно в Японии, начинают потихоньку хоронить идею замены традиционных двигателей внутреннего сгорания электромоторами. Потребителям они не нравятся, а экологию спасти не способны

Электрокар – в утиль

Главные японские автопроизводители разочаровались в идее пересадить мир на электрокары. Идея, заключавшаяся в том, чтобы избавить автомобилистов от зависимости от бензина, потерпела полное фиаско, констатируют эксперты. Строго говоря, многие к ней изначально относились скептически: электромоторы не удалось внедрить ни в XIX, ни в XX, ни в XXI веке. Производителей сейчас куда больше интересуют гибридные двигатели и другие варианты: продажи электромобилей не окупают затрат на их производство даже при условии, что их покупку субсидируют правительства в разных странах.

Главные проблемы электромобилей остаются нерешенными. Во-первых, эти машины слишком дороги - и при производстве, и при эксплуатации. Во-вторых, ездить на них некомфортно: никогда не знаешь, где закончится заряд аккумулятора, и сможешь ли ты в этом месте зарядить авто. Наконец, потребителям не нравится, что их мотор работает бесшумно, а удовольствия от езды не доставляет.

Общественного интереса к идее тоже нет. Поэтому президент Барак Обама даже отрекся от планов по продаже первого миллиона электрокаров в США к 2015 году. Правительство планировало ради такого дела потратить миллионы долларов в качестве субсидий на покупку таких машин, но идея не получила никакого общественного одобрения.

Сегодня с полным пониманием вспоминаются заявления главы Nissan Карлоса Гона, который заявлял, что его компания будет продавать гибриды, поскольку "на них есть спрос", а руководство японской компании - люди "прагматичные". Nissan, собственно, уже экспериментировал со своей моделью электрокара Leaf, спрос на который, при довольно сносных характеристиках оказался очень слабым.

Электромобили сегодня уже не нравятся даже отцу Toyota Prius Такеши Учиямаде. На днях он открыто признал, что "электрические двигатели не являются конкурентоспособной заменой традиционным автомобилям". И тут же добавил: отрасль нуждается в принципиально новых решениях. Пока, впрочем, стоит отметить, что ни Toyota, ни Nissan пока не спешат полностью отказываться от производства автомобилей на батарейках. Но в том, что фокус производителей сместился, сомневаться уже не приходится. Гибридные двигатели, позволяющие экономить топливо, кстати, продаются на удивление хорошо и потребителей не пугают.

Нужно сказать, что первый электромобиль появился еще до двигателя внутреннего сгорания - в 1841 году. В 1910-х только в одном Нью-Йорке в такси работало около 70 тысяч электрокаров. Но как только появились хорошие и надежные бензиновые двигатели, интерес к этой технологии угас. На долгие десятилетия. Тогда об экологии никто из потребителей не думал: "зеленых" не существовало в природе.

Но последние исследования доказывают, что электромобили, в общем, при доступных на сегодня технологиях не могут решить проблему экологии тоже. КПД двигателя внутреннего сгорания составляет всего 30%, но у электромобилей "на выходе" получается еще меньше. КПД тепловой электростанции - 35-40%. 4-10% электроэнергии теряется при ее транспортировке по проводам. Во время зарядки аккумулятора от обычной бытовой розетки - еще 10%. Ну и 5% теряет традиционный современный электромотор. Так что эффективность тут для экологии тоже весьма и весьма сомнительна, поскольку КПД всей системы составляет не более 30%. А добывать электричество из экологически чистых источников энергии человечество пока полностью не научилось.

Сейчас отрасль гадает, куда отправиться дальше. Перспективной технологией выглядит производство двигателей о водородных топливных элементов. Они вырабатывают энергию во время химического соединения водорода и кислорода. В качестве отходов получается обычная дистиллированная вода: эти машины полностью экономичны.

Поскольку эти технологии пока находятся в зачаточном состоянии, автопроизводители даже вынуждены сотрудничать друг с другом. Toyota уже подписала необходимые документы с BMW,  Nissan - с Daimler AG и Ford Motor. Альянс Nissan-Daimler-Ford  недавно пообещал представить первый в мире доступный автомобиль на топливных элементах в 2017 году.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом