АвтоВАЗ проложит дорогу узбекам

Российский автогигант войдет в капитал казахстанского завода «Азия Авто». Главным условием сделки является повышение пошлин на ввоз в Казахстан подержанных машин. В выигравших могут оказаться прежде всего узбекские автопроизводители

АвтоВАЗ проложит дорогу узбекам

В конце августа руководство российской компании АвтоВАЗ озвучило некоторые подробности сделки по приобретению пакета акций казахстанского автопроизводителя «Азия Авто» (входит в группу «Бипек Авто»). Напомним, что переговоры начались еще в феврале 2008 года. Стоимость сделки пока не определена – по прогнозам цена блокпакета может достичь 70–80 млн долларов. По сообщениям российских СМИ, АвтоВАЗ намерен в течение последующих 1–1,5 лет нарастить свой пакет до контрольного. Однако президент ОАО «Азия Авто» Ержан Мандиев заявил, что пока об этом речи нет: «В ходе переговоров приемлемым уровнем на текущем этапе был определен пакет «25% + 1 акция». Окончательно условия договора прояснятся в конце сентября, во время визита в Казахстан президента России Дмитрия Медведева. При этом, по данным газеты «Коммерсантъ», условием сделки станет установление в РК пошлины на ввоз иномарок б/у с нынешних 10% до 25%, но не менее 0,45–1,0 евро за куб. см двигателя (подобная мера в России введена в 2005 году).

Цель ужесточения условий ввоза подержанных машин очевидна – АвтоВАЗ хочет закрепить за собой казахстанский рынок сбыта, ведь его продукция конкурирует прежде всего с бывшими в употреблении иномарками. В свою очередь владельцы «Азии Авто» (контролируется менеджментом «Бипек Авто», главный акционер – председатель совета директоров «Азия Авто» Анатолий Балушкин, владеющий 67,9% акций компании) получают стратегического инвестора, готового вложить в компанию до 350 млн долларов. Но долгосрочный результат сделки может оказаться неожиданным – конкурентные преимущества на рынке РК получит не только казахстанско-российкое СП, но и соседи из узбекской GM Uzbekistan, созданной на базе «Уздэуавто».

Заповедник подержанных машин

На фоне жестких ограничительных мер, принятых в России и других странах на территории бывшего СССР, Казахстан остается рынком, куда наряду с Африкой большим потоком идет автомобильный second hand. Это связано с низкой таможенной пошлиной на подержанные машины и сложившейся в стране конфигурацией авторынка. Ситуация в Казахстане напоминает перевернутую пирамиду. Second hand составляет более двух третей рынка.

Вопрос обновления автопарка периодически поднимается то на уровне Министерства индустрии и торговли, то дорожной полиции. Высокий процент старых авто не позволяет добиться введения приемлемых экологических стандартов – в то время как Россия с начала этого года декларировала введение «Евро-3», а в ЕС уже три года действует «Евро-4», Казахстан постоянно откладывает введение «Евро-2». Ограничение продаж подержанных машин лоббируют продавцы новой автотехники.

Власти тоже пытаются регулировать рынок. Запрет на ввоз праворулек в 2007 году, ожидаемое введение «Евро-2» с 1 января 2009 года, покупка на бюджетные деньги автомобилей, выпущенных усть-каменогорским предприятием «Азия Авто» (собирает Lada, Skoda, Chevrolet) – эти меры предпринимались казахстанскими властями с целью поддержки отечественного автопрома. Но пока не дали особого результата. Мощность завода «Азия Авто» (45 тыс. машин в год) сопоставима со всем рынком продаж новых машин. Но за прошлый год компания выпустила 6,3 тыс. машин, а продано 5 тыс. Несмотря на хороший рост производства (в 2006-м было произведено 2,9 тыс. машин, продано 3,1 тыс.), до плановых показателей еще далеко.

Достичь их должен помочь союз со стратегическим инвестором – АвтоВАЗом.

Деньги с Севера

В последние месяцы стало очевидно, что АвтоВАЗ взял курс на расширение своих мощностей за счет приобретения новых активов. Первыми в очереди стоят «ИжАвто» (Россия, Ижевск, контролируется группой СОК) и «Азия Авто». Они должны помочь российскому автогиганту выполнить производственную программу – нарастить мощности с 800 тыс. автомобилей в год до 1,5 млн и укрепить свои позиции на рынке. Сейчас волжская компания теряет их – сильную конкуренцию продукции АвтоВАЗа составляют подержанные иномарки и машины, выпущенные автосборочными предприятиями на территории СНГ. При этом для компании особенно важно укрепить свои позиции в российском Зауралье – по данным Ernst&Young, на Урал и Сибирь приходится около 17% продаж российского автозавода, на Дальний Восток – не более 3%, тогда как основной объем продукции (80%) продается в Центральном регионе России. В целом компания контролирует треть российского рынка новых машин.

Привлекательным выглядит и Казахстан – до нынешнего кризиса динамика продаж автомобилей выглядела совсем неплохо. По данным участников рынка, в последние годы рост продаж новых машин составлял 50–70%. Сейчас показатели снизились – падение составило 15–20%, но как только ситуация выправится, эксперты ожидают возобновления роста (см. «Кристаллизация эффективности», «Эксперт Казахстан» № 28 от 14 июня 2008 г.).

Поэтому стремление войти в состав акционеров «Азии Авто», с которой АвтоВАЗ сотрудничает с 2002 года, кажется логичным. «Интерес к “Азии Авто” – это интерес ко второму по величине рынку на территории СНГ, – отмечает руководитель отдела маркетинга управляющей компании “Мега-Авто” Светлана Тараканова. – В Украине АвтоВАЗу делать нечего. Там крепко сидит Chevrolet, который активно выходит и на российский рынок. В конкурентной же борьбе АвтоВАЗ по динамике роста продаж заметно уступает Chevrolet. Поэтому выход на казахстанский рынок логично укладывается в общую стратегию развития АвтоВАЗа».

Будьте взаимно выгодны

Сделку по приобретению АвтоВАЗом акций «Азии Авто» планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций, а не продажей их действующими акционерами. «С одной стороны, – заявляет г-н Мандиев, – это демонстрирует сохранение заинтересованности в развитии проекта действующими акционерами, с другой – выручка от продажи акций позволит увеличить активы компании, повысит ее капитализацию». Таким образом, главный акционер усть-каменогорского завода г-н Балушкин, вероятнее всего, сохранит в своих руках контрольный пакет. Судя по данным официального отчета «Азии Авто», он предпочитает занимать позицию главного акционера во всех компаниях, входящих в его бизнес.

Однако даже в случае покупки только блокирующего пакета АвтоВАЗ рассчитывает не только загрузить мощности «Азии Авто» на 100%, но и расширить их до 120 тыс. машин в год. Объем инвестиций, необходимых для этого (деньги пойдут на оборудование по штамповке, сварке, окраске, испытания), по оценкам «Азии Авто», составит порядка 150 млн долларов. В дальнейшем объем инвестиций может возрасти до 350 млн долларов.

Вхождение АвтоВАЗа в капитал «Азии Авто», а также открытие новых рынков сбыта существенно облегчит казахстанской компании привлечение необходимых инвестиций и, по словам г-на Мандиева, «обеспечит стабильность и предсказуемость в поведении партнеров». Казахстанская компания получит мощного партнера, занимающего лидирующую позицию на авторынке Казахстана. «В соответствии с достигнутыми договоренностями, – продолжает г-н Мандиев, – «Азия Авто» благодаря альянсу с АвтоВАЗом сможет увеличить глубину и объемы производства, а также получит выход на рынок России (Урал, Сибирь, Дальний Восток)».

При этом, по имеющимся данным, АвтоВАЗ собирается загрузить конвейер сборкой моделей Lada, Renault и Nissan. В то же время Ержан Мандиев заявлял, что рассчитывает на продолжение сборки моделей Skoda и Chevrolet. Не исключено, что АвтоВАЗ будет настаивать на смене модельного ряда в пользу своих моделей, и новых акционеров ждут дискуссии по этому вопросу.

Открыть двери для соседей

Главный вопрос, от которого зависит успех проекта – сумеет ли СП выдержать конкуренцию с продавцами second hand’а. «Можно предположить, что в условиях введения в Казахстане высоких таможенных пошлин на подержанные иномарки АвтоВАЗ сможет закрыть именно эту нишу рынка», – полагает г-жа Тараканова. Поэтому введение новых экспортных пошлин станет ключевым условием сделки, на котором, по всей видимости, будет настаивать АвтоВАЗ. Учитывая, что, как признаются участники «серого» рынка подержанных машин, сейчас объемы продаж резко упали на фоне сокращения покупательской способности населения, момент для выхода на казахстанский рынок российская компания выбрала достаточно удачный – импортеры бэушных машин чувствуют себя не лучшим образом.

Но введение пошлин на иномарки б/у может дать неожиданный эффект. «Ориентация альянса АвтоВАЗа и Renault на казахстанский и часть российского рынка не избавит их от конкуренции со стороны Chevrolet. Хотя бы потому, что узбекский завод «УзДЭУавто» (Nexia, Matiz, Damas, Lacetti) в текущем году начал производство новых моделей Chevrolet – седана Epica, внедорожника Сaptiva и мини-вэна Takuma. Причем по ценовым параметрам узбекский завод имеет ряд преимуществ перед казахстанским заводом. В основном они связаны с дешевизной рабочей силы и относительно низкими, чем в Казахстане, производственными расходами. Поэтому острой конкуренции на казахстанском рынке российскому автопроизводителю не миновать.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности