Хуже не будет

В Комитете дорожной полиции (ДП) считают, что ужесточение наказаний за нарушение ПДД оправдало себя – на дорогах стало спокойнее. Но, как обещают в ДП, дальнейшего усиления репрессивных мер не будет

Хуже не будет

По данным Комитета дорожной полиции МВД РК, со дня вступления в силу новых требований Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (КоАП) количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) заметно снизилось: с 1 августа по 20 августа 2008 года на территории республики совершено 734 ДТП, за тот же период годом ранее – 1036.

Исключение из законодательства альтернативных размеров штрафов, а также увеличение сроков лишения права управления автотранспортным средством в дорожной полиции считают факторами, дисциплинирующими автолюбителей. Многие водители опасаются, что дорожная полиция пойдет дальше – в частности, будет настаивать на введении бессрочного лишения прав на вождение автомобилей за ряд правонарушений. Председатель Комитета дорожной полиции Омурзак Тусумов отрицает это:

– Согласно части пятой статьи 467 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в настоящее время максимальный срок лишения права управления транспортным средством составляет 10 лет. Бессрочное лишение прав на управление транспортным средством в новом законодательстве не предусмотрено.

Вместо введения новых репрессивных мер по отношению к водителям дорожная полиция обещает сосредоточиться на борьбе с коррупцией в собственных рядах и усилить контроль за качеством подготовки начинающих автолюбителей.

Больше всего беспокоит хамство…

– Омурзак Толеуович, в каком режиме работает ДП после введения новых норм КоАП?

– С 9 июля 2008 года мы работали в усиленном режиме: в два с лишним раза увеличили число сотрудников дорожной полиции, отменили отпуска в строевых подразделениях, подключили городские и районные подразделения к осуществлению надзора на дорогах. В результате выявляемость нарушений повысилась на 52,8%: нарушений скоростного режима – почти в два раза, за управление в нетрезвом состоянии – на 18,2%.

Особое внимание уделили городам Астане и Алматы. В Астане задержано за управление в нетрезвом состоянии 1052 человека, 1298 из них лишены прав, 49 подвергнуто административному аресту. В Алматы за управление в нетрезвом виде задержано 2049 человек, две тысячи из них лишены прав и 66 подвергнуты административному аресту. В это же время мы проводили широкую разъяснительную работу среди населения о предстоящих изменениях в законодательстве РК, вступающих в силу с 1 августа 2008 года.

– А что говорит статистика – водители стали ездить осторожнее?

– В целом по республике ни в одном регионе нет роста аварийности. Только по количеству погибших имеем рост в Атырауской области на девять человек. Всего же по стране количество ДТП (с начала года) по состоянию на 27 августа 2008 года к аналогичной дате 2007-го снизилось на 16,6% (с 9962 до 8062 случаев), число погибших – на 22,7% (с 2683 до 2073 человек) и раненых – на 15,6% (с 11471 до 9681 человека).

Правда, есть регионы, в которых должного порядка еще нет. К примеру, Южно-Казахстанская область. Чтобы навести там порядок, мы создали бригаду из 18 человек, в которую вошли сотрудники дорожной полиции, комитета криминальной полиции, спеподразделения «Сункар», ДВД Алматы и Алматинской области.

Бригада уже выявила 249 нарушений, из них 22 – вождение без прав, 17 – неподчинение сотрудникам дорожной полиции, задержала 38 пьяных водителей, поставила на штраф-стоянку 60 автомобилей. Ко всему прочему попались также два бывших сотрудника полиции – один с тонировкой, другой – пьяный.

Больше всего беспокоит хамство на дорогах ЮКО, крайне низкая культура вождения, безответственность и правовой нигилизм. К примеру, в ночь с 21 на 22 августа в Сарыагаше водитель Мамыров на «Мерседесе» дважды не подчинился требованиям сотрудников Комитета дорожной полиции, пытался сбить сункаровца с автоматом. Потом попытался сбежать, но впоследствии был задержан сотрудниками отдела криминальной и дорожной полиции при попытке перехода границы с Узбекистаном. По данному факту возбуждено уголовное дело.

Отказался от взятки – премия!

– Многие водители опасаются, что ужесточение ответственности приведет к росту коррупции, и уверены, что среди инспекторов нет людей, не берущих взятки.

– Люди могут верить только фактам. Поэтому их и приведу. Недавно в Астане инспектор поймал пьяного водителя. И тот на месте предложил инспектору 100 тыс. тенге в качестве взятки. Когда же инспектор отказался от предложения, в его адрес со стороны нарушителя последовали угрозы. Водитель обещал сделать все для того, чтобы инспектора уволили из органов. Инспектор не поддался шантажу и оформил документы по всем правилам: составил протокол и написал служебный рапорт. Начальник ДВД Астаны его в тот же день премировал двухмесячным окладом. Фактически инспектор получил в виде вознаграждения больше, чем предлагали взять в качестве взятки.

Еще один случай произошел в Актобе. Там инспектор отказался от взятки в три тысячи тенге, за что приказом по ДВД ему дали премию в 15 тысяч.

– Бороться с коррупцией будете только премиями? Или есть более действенные меры?

– Премьер Карим Масимов поручил вплотную заняться профилактикой коррупции в ДВД. Руководством МВД подписан приказ о создании аттестационной комиссии, установлен перечень нормативно-правовых актов, обязательных для включения в программы тестирования. Определены пороговые значения для сотрудников, подлежащих аттестации, составлен график проведения – с 20 сентября 2008 года.

Нельзя оставить в стороне и вопрос материального стимулирования полицейских. Правительством рассматривается вопрос о повышении заработной платы рядовых сотрудников. В настоящее время средняя заработная плата рядового инспектора дорожной полиции составляет 27,7 тысячи тенге, и в подразделениях дорожной полиции образовалось более 200 вакансий на данные должности по 15–20 в каждом регионе страны.

Повышение зарплаты и проведение аттестации полицейских в комплексе позволят нам ужесточить требования к полицейским, очиститься от нерадивых, нечистых на руку, имеющих низкий профессиональный и моральный уровень сотрудников.

– Можете привести конкретные примеры борьбы с нечистыми на руку сотрудниками ДП?

– В период с 1 августа 2008 года мы зафиксировали два коррупционных факта. К примеру, дорожный полицейский в Павлодарской области задержал водителя в состоянии алкогольного опьянения. Он не оформил данный факт, не освидетельствовал и, забрав права, потребовал привезти 20 тысяч тенге в качестве взятки.

Нарушитель ПДД привез требуемую сумму, заранее предупредив об этом финансовую полицию. Мздоимца арестовали и ему грозит минимум пять лет лишения свободы. Со стороны Комитета дорожной полиции также приняты профилактические меры. В частности, готовим материалы на освобождение от должности одного из руководителей УДП ДВД области. Надо отметить, что в прошлом году за аналогичный период времени было девять случаев коррупции, в этом – семь. Еще одна цель аттестации – избавиться от людей, пришедших в органы по звонку сверху. Кроме того, вносим изменения в квалификационные требования для проведения конкурсного отбора, как это уже было в 2005 году. Будем брать людей с высшим образованием, гражданских, из других служб полиции.

Растонируй себя сам

– Изменения на дорогах видны невооруженным взглядом – водители начали пристегиваться ремнями безопасности, просить об этом пассажиров. Можно сказать, что авто-владельцев приучили ездить пристегнувшись?

– Пункт о ремне безопасности в ПДД был, но до определенного времени полицейские не обращали внимания на это нарушение. Сложилась такая ситуация в обществе, что рядовые граждане пристегивались ремнями автоматически, а блатные и чины не пристегивались вообще. Причем непристегнутость ремнем безопасности как раз стала отличительной чертой, по которой определялся социальный статус человека.

Мы начали работу с центральных органов власти. Написали письмо в администрацию президента, силовые структуры, Министерство иностранных дел. МИД попросили, чтобы послы других государств ездили, соблюдая казахстанские законы. В ведомстве сначала возмущались, но потом согласились с нашими доводами. Приведу такие цифры: если водитель пристегнут, то риск плачевного исхода при ДТП снижается в 2,2 раза, пристегнут пассажир – в 3,5 раза.

Когда вводили ремни безопасности, сначала думали, что пойдем по пути России. Но там требования к ремням безопасности поначалу ввели, а через полгода отменили. И с блатными номерами борьба в России почти затухла. У нас же сразу решили, что спецномера будут иметь исключительно полицейские машины.

Перед законом все равны. К примеру, первым растонировал машину наш министр, потом я. Чтобы потом не тыкали, не говорили, мол, с себя надо было начинать. Затем в Шымкенте выявили среди своих сотрудников машины с тонировкой. Тогда возле МВД пятерых наказали, из них четыре полковника. Теперь по нашему внутреннему положению они полгода не будут получать премию.

– Кстати, как идет борьба с тонировкой?

– Сегодня еще рано утверждать, что проблема решена. Каждые сутки по Астане дорожные полицейские составляют в среднем 10–12 протоколов за тонировку. Люди надеются, что кампания прошла и теперь можно опять ездить с затемненными стеклами, хотя, скажу честно, зря надеются.

Сейчас штраф за тонировку составляет 5 МРП – почти шесть тысяч тенге. Казалось, участники движения должны подумать о финансовых издержках езды по дорогам с тонированными стеклами. Но инициативу и выдумку проявил бизнес. В Астане предприимчивые люди открыли несколько точек, где придумали легкую тонировку стекол. Но в ПДД четко прописано, что на передних и боковых стеклах автомобилей не допускается даже прозрачная пленка. Поэтому мы добились закрытия этих точек.

Дело в людях

– Омурзак Толеуович, можно ли лишь ужесточением наказаний кардинально изменить ситуацию на дорогах?

– Думаю, надо менять самого человека. Многие нарушают правила дорожного движения по незнанию. Но вместе с тем 15–20% нарушителей – автохулиганы, которые сознательно это делают.

В процессе разъяснения новых требований мы столкнулись с фактами незнания со стороны автолюбителей правил дорожного движения. Бывали случаи, когда человек знает правила, но не знает, какое наказание его ждет в том или ином случае.

С целью повышения требований к обучению в 2007 году мы ввели лицензирование и разработали соответствующие требования к учебным центрам. На момент лицензирования в стране работало около тысячи таких центров, а после 1 сентября 2007 года их осталось всего 320. Надо полагать, многие из закрывшихся учебных центров занимались лишь формальной подготовкой автолюбителей, а на самом деле были передаточным звеном в коррупционных схемах.

Как только ввели лицензирование данной деятельности, аварийность на дорогах по вине водителей, имеющих стаж вождения до одного года, снизилась сразу на 17%.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом