Хуже не будет

В Комитете дорожной полиции (ДП) считают, что ужесточение наказаний за нарушение ПДД оправдало себя – на дорогах стало спокойнее. Но, как обещают в ДП, дальнейшего усиления репрессивных мер не будет

Хуже не будет

По данным Комитета дорожной полиции МВД РК, со дня вступления в силу новых требований Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (КоАП) количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) заметно снизилось: с 1 августа по 20 августа 2008 года на территории республики совершено 734 ДТП, за тот же период годом ранее – 1036.

Исключение из законодательства альтернативных размеров штрафов, а также увеличение сроков лишения права управления автотранспортным средством в дорожной полиции считают факторами, дисциплинирующими автолюбителей. Многие водители опасаются, что дорожная полиция пойдет дальше – в частности, будет настаивать на введении бессрочного лишения прав на вождение автомобилей за ряд правонарушений. Председатель Комитета дорожной полиции Омурзак Тусумов отрицает это:

– Согласно части пятой статьи 467 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в настоящее время максимальный срок лишения права управления транспортным средством составляет 10 лет. Бессрочное лишение прав на управление транспортным средством в новом законодательстве не предусмотрено.

Вместо введения новых репрессивных мер по отношению к водителям дорожная полиция обещает сосредоточиться на борьбе с коррупцией в собственных рядах и усилить контроль за качеством подготовки начинающих автолюбителей.

Больше всего беспокоит хамство…

– Омурзак Толеуович, в каком режиме работает ДП после введения новых норм КоАП?

– С 9 июля 2008 года мы работали в усиленном режиме: в два с лишним раза увеличили число сотрудников дорожной полиции, отменили отпуска в строевых подразделениях, подключили городские и районные подразделения к осуществлению надзора на дорогах. В результате выявляемость нарушений повысилась на 52,8%: нарушений скоростного режима – почти в два раза, за управление в нетрезвом состоянии – на 18,2%.

Особое внимание уделили городам Астане и Алматы. В Астане задержано за управление в нетрезвом состоянии 1052 человека, 1298 из них лишены прав, 49 подвергнуто административному аресту. В Алматы за управление в нетрезвом виде задержано 2049 человек, две тысячи из них лишены прав и 66 подвергнуты административному аресту. В это же время мы проводили широкую разъяснительную работу среди населения о предстоящих изменениях в законодательстве РК, вступающих в силу с 1 августа 2008 года.

– А что говорит статистика – водители стали ездить осторожнее?

– В целом по республике ни в одном регионе нет роста аварийности. Только по количеству погибших имеем рост в Атырауской области на девять человек. Всего же по стране количество ДТП (с начала года) по состоянию на 27 августа 2008 года к аналогичной дате 2007-го снизилось на 16,6% (с 9962 до 8062 случаев), число погибших – на 22,7% (с 2683 до 2073 человек) и раненых – на 15,6% (с 11471 до 9681 человека).

Правда, есть регионы, в которых должного порядка еще нет. К примеру, Южно-Казахстанская область. Чтобы навести там порядок, мы создали бригаду из 18 человек, в которую вошли сотрудники дорожной полиции, комитета криминальной полиции, спеподразделения «Сункар», ДВД Алматы и Алматинской области.

Бригада уже выявила 249 нарушений, из них 22 – вождение без прав, 17 – неподчинение сотрудникам дорожной полиции, задержала 38 пьяных водителей, поставила на штраф-стоянку 60 автомобилей. Ко всему прочему попались также два бывших сотрудника полиции – один с тонировкой, другой – пьяный.

Больше всего беспокоит хамство на дорогах ЮКО, крайне низкая культура вождения, безответственность и правовой нигилизм. К примеру, в ночь с 21 на 22 августа в Сарыагаше водитель Мамыров на «Мерседесе» дважды не подчинился требованиям сотрудников Комитета дорожной полиции, пытался сбить сункаровца с автоматом. Потом попытался сбежать, но впоследствии был задержан сотрудниками отдела криминальной и дорожной полиции при попытке перехода границы с Узбекистаном. По данному факту возбуждено уголовное дело.

Отказался от взятки – премия!

– Многие водители опасаются, что ужесточение ответственности приведет к росту коррупции, и уверены, что среди инспекторов нет людей, не берущих взятки.

– Люди могут верить только фактам. Поэтому их и приведу. Недавно в Астане инспектор поймал пьяного водителя. И тот на месте предложил инспектору 100 тыс. тенге в качестве взятки. Когда же инспектор отказался от предложения, в его адрес со стороны нарушителя последовали угрозы. Водитель обещал сделать все для того, чтобы инспектора уволили из органов. Инспектор не поддался шантажу и оформил документы по всем правилам: составил протокол и написал служебный рапорт. Начальник ДВД Астаны его в тот же день премировал двухмесячным окладом. Фактически инспектор получил в виде вознаграждения больше, чем предлагали взять в качестве взятки.

Еще один случай произошел в Актобе. Там инспектор отказался от взятки в три тысячи тенге, за что приказом по ДВД ему дали премию в 15 тысяч.

– Бороться с коррупцией будете только премиями? Или есть более действенные меры?

– Премьер Карим Масимов поручил вплотную заняться профилактикой коррупции в ДВД. Руководством МВД подписан приказ о создании аттестационной комиссии, установлен перечень нормативно-правовых актов, обязательных для включения в программы тестирования. Определены пороговые значения для сотрудников, подлежащих аттестации, составлен график проведения – с 20 сентября 2008 года.

Нельзя оставить в стороне и вопрос материального стимулирования полицейских. Правительством рассматривается вопрос о повышении заработной платы рядовых сотрудников. В настоящее время средняя заработная плата рядового инспектора дорожной полиции составляет 27,7 тысячи тенге, и в подразделениях дорожной полиции образовалось более 200 вакансий на данные должности по 15–20 в каждом регионе страны.

Повышение зарплаты и проведение аттестации полицейских в комплексе позволят нам ужесточить требования к полицейским, очиститься от нерадивых, нечистых на руку, имеющих низкий профессиональный и моральный уровень сотрудников.

– Можете привести конкретные примеры борьбы с нечистыми на руку сотрудниками ДП?

– В период с 1 августа 2008 года мы зафиксировали два коррупционных факта. К примеру, дорожный полицейский в Павлодарской области задержал водителя в состоянии алкогольного опьянения. Он не оформил данный факт, не освидетельствовал и, забрав права, потребовал привезти 20 тысяч тенге в качестве взятки.

Нарушитель ПДД привез требуемую сумму, заранее предупредив об этом финансовую полицию. Мздоимца арестовали и ему грозит минимум пять лет лишения свободы. Со стороны Комитета дорожной полиции также приняты профилактические меры. В частности, готовим материалы на освобождение от должности одного из руководителей УДП ДВД области. Надо отметить, что в прошлом году за аналогичный период времени было девять случаев коррупции, в этом – семь. Еще одна цель аттестации – избавиться от людей, пришедших в органы по звонку сверху. Кроме того, вносим изменения в квалификационные требования для проведения конкурсного отбора, как это уже было в 2005 году. Будем брать людей с высшим образованием, гражданских, из других служб полиции.

Растонируй себя сам

– Изменения на дорогах видны невооруженным взглядом – водители начали пристегиваться ремнями безопасности, просить об этом пассажиров. Можно сказать, что авто-владельцев приучили ездить пристегнувшись?

– Пункт о ремне безопасности в ПДД был, но до определенного времени полицейские не обращали внимания на это нарушение. Сложилась такая ситуация в обществе, что рядовые граждане пристегивались ремнями автоматически, а блатные и чины не пристегивались вообще. Причем непристегнутость ремнем безопасности как раз стала отличительной чертой, по которой определялся социальный статус человека.

Мы начали работу с центральных органов власти. Написали письмо в администрацию президента, силовые структуры, Министерство иностранных дел. МИД попросили, чтобы послы других государств ездили, соблюдая казахстанские законы. В ведомстве сначала возмущались, но потом согласились с нашими доводами. Приведу такие цифры: если водитель пристегнут, то риск плачевного исхода при ДТП снижается в 2,2 раза, пристегнут пассажир – в 3,5 раза.

Когда вводили ремни безопасности, сначала думали, что пойдем по пути России. Но там требования к ремням безопасности поначалу ввели, а через полгода отменили. И с блатными номерами борьба в России почти затухла. У нас же сразу решили, что спецномера будут иметь исключительно полицейские машины.

Перед законом все равны. К примеру, первым растонировал машину наш министр, потом я. Чтобы потом не тыкали, не говорили, мол, с себя надо было начинать. Затем в Шымкенте выявили среди своих сотрудников машины с тонировкой. Тогда возле МВД пятерых наказали, из них четыре полковника. Теперь по нашему внутреннему положению они полгода не будут получать премию.

– Кстати, как идет борьба с тонировкой?

– Сегодня еще рано утверждать, что проблема решена. Каждые сутки по Астане дорожные полицейские составляют в среднем 10–12 протоколов за тонировку. Люди надеются, что кампания прошла и теперь можно опять ездить с затемненными стеклами, хотя, скажу честно, зря надеются.

Сейчас штраф за тонировку составляет 5 МРП – почти шесть тысяч тенге. Казалось, участники движения должны подумать о финансовых издержках езды по дорогам с тонированными стеклами. Но инициативу и выдумку проявил бизнес. В Астане предприимчивые люди открыли несколько точек, где придумали легкую тонировку стекол. Но в ПДД четко прописано, что на передних и боковых стеклах автомобилей не допускается даже прозрачная пленка. Поэтому мы добились закрытия этих точек.

Дело в людях

– Омурзак Толеуович, можно ли лишь ужесточением наказаний кардинально изменить ситуацию на дорогах?

– Думаю, надо менять самого человека. Многие нарушают правила дорожного движения по незнанию. Но вместе с тем 15–20% нарушителей – автохулиганы, которые сознательно это делают.

В процессе разъяснения новых требований мы столкнулись с фактами незнания со стороны автолюбителей правил дорожного движения. Бывали случаи, когда человек знает правила, но не знает, какое наказание его ждет в том или ином случае.

С целью повышения требований к обучению в 2007 году мы ввели лицензирование и разработали соответствующие требования к учебным центрам. На момент лицензирования в стране работало около тысячи таких центров, а после 1 сентября 2007 года их осталось всего 320. Надо полагать, многие из закрывшихся учебных центров занимались лишь формальной подготовкой автолюбителей, а на самом деле были передаточным звеном в коррупционных схемах.

Как только ввели лицензирование данной деятельности, аварийность на дорогах по вине водителей, имеющих стаж вождения до одного года, снизилась сразу на 17%.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее