В лабиринте «Пусто» не растет капуста

Посетив выставку молодой художницы Ады Ю, не переродишься, но новые ощущения испытаешь

В лабиринте «Пусто» не растет капуста

Алматы не балует горожан насыщенностью культурных событий. Можно сказать, они довольно редки для южной столицы. К тому же малочисленные выставочные галереи города ограничиваются, как правило, классическим репертуаром – живописью, графикой и скульптурой. Поэтому неудивительно, что алматинцы, особенно молодежь, на ура воспринимают новые события, тем более если это современное экспериментальное искусство. В такой небогатой обстановке и представила свою выставку под названием «Пусто» выпускница Лондонского колледжа искусств Ада Ю.

Клаустрофобам вход воспрещен

Выставка – громко сказано, скорее это экспозиция, включающая в себя лабиринт, сделанный под малой сценой когда-то бывшего здесь Театра юного зрителя (ныне это частная галерея «Тенгри-Умай»), и картину, увидеть которую смогли далеко не все посетители, так как расположена она крайне неудачно, как будто бы ее пытались скрыть от любопытных глаз. Как оказалось, это не полностью личное творение художницы, ей помогали подруги – Александра Шегай, ставшая куратором проекта, и актриса Екатерина Дзвоник. Перед входом в лабиринт висит одновременно устрашающая и интригующая инструкция по его использованию, предупреждающая, что входить (а точнее, вползать на четвереньках – сцена возвышается над полом не более метра) лицам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, клаустрофобией и другими расстройствами психики, не рекомендуется. Также не рекомендуется использовать сотовые телефоны в качестве фонариков, поскольку это нечестно. При входе выдаются наколенники, видимо, чтобы не стереть колени, ведь ползти придется 50 метров. На открытии выстроилась очередь, пропускные способности помещения ограничены – три-четыре человека. Вокруг сцены собрались желающие попасть в лабиринт и уже побывавшие там. «Темно, пусто и сильно пахнет краской», – делится впечатлениями журналист местного телеканала. «Вышел другим человеком», – шутит один мой знакомый. «Культурная ситуация у нас такая, есть что-то – уже хорошо, изголодавшейся публике радость», – поясняет он.

Бабочки, скорпионы и Шопенгауэр

В лабиринте, и правда, пусто, ничего, кроме пары бабочек и светящихся в темноте скорпионов из китайского силикона. Темно, пробираться надо медленно, лучше нащупывая путь рукой, – много поворотов и острых углов. Поэтому двигаться на четвереньках, вперед головой – небезопасно. Где-то на середине пути слышишь запись текстов, но как-то не до них. Вспоминается читающее Упанишады зеркало из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Как сказано в пресс-релизе, их авторы Дж. М. Кутзее, Саша Соколов и даже Артур Шопенгауэр. Выбором авторов и подбором цитат занимались Александра Шегай и Екатерина Дзвоник, в исполнении которой они и звучат. Последний проход лабиринта, занавешенный тканью, похож в темноте на бесхозное запыленное помещение. «Недоделали экспозицию, забыли убрать паутину и мусор», – приходит на ум прозаическое объяснение. При более внимательном взгляде и решительном прикосновении чувствуешь, что это особым образом, складками, уложенный мех. Название «Пусто» имеет и метафорический смысл. Оно призвано олицетворять одиночество, поиск нового, страх перед ним и, наконец, свет в конце туннеля. Лабиринт символизирует смерть и рождение. По задумке Ады, он должен ассоциироваться с материнской утробой.

В материнской утробе

[inc pk='1851' service='media']

– Сколько времени вам понадобилось, чтобы создать лабиринт?

– Идея выставки появилась еще в середине июня, но мы никак не могли найти место для ее реализации. Работать над проектом начали в июле. На его воплощение ушло почти два месяца.

– Чего вы хотели добиться, используя сначала оптические, а затем тактильные ощущения от меха?

– Я думала о комфорте, комфортном уединении, и тогда у меня появилась мысль создать утробу матери, что-то мягкое и теплое.

– Вы не думали, что может возникнуть обратный эффект? Например, девушка, шедшая впереди меня, сильно испугалась.

– Да, я предполагала. У разных людей разные эмоции. Люди входят в лабиринт в разных душевных состояниях.

– Для чего нужен звучащий текст, в него должны вслушиваться и размышлять?

– Нет необходимости слышать каждое слово текста. Важна атмосфера, которую он создает. Хотя вслушиваться в текст тоже было бы неплохо – ведь это отдельная работа.

[inc pk='1852' service='media']

– «Пусто» – плод коллективного труда?

– Я описала свою идею, переживания лабиринта, а девушки помогли ее воплотить, подобрали тексты.

– Чем вас привлекла идея лабиринта?

– Это путь преодоления, когда не знаешь, что будет дальше.

– В вашем лабиринте можно заблудиться?

– Думаю, нет.

Поиск – это одиночество

[inc pk='1853' service='media']

– Девушки, почему вы отобрали именно эти тексты?

Катя Дзвоник: Очень просто, эти авторы говорят об одиночестве и непонимании.

Саша Шегай: Там, например, есть цитата из Соколова о том, что календари и череда дней – это чепуха, которая говорит о течении времени и его восприятии. Одиночество – единственное, что есть в нашей жизни. Книга Кутзее «Железный век» – об одинокой женщине, живущей в ЮАР и переписывающейся с дочерью, уехавшей в США. Круг интересов всегда чем-то ограничен – мы выбрали произведения, знакомые нам.

– Как сочетаются идеи лабиринта и одиночества?

– Лабиринт – преодоление пустоты и страхов, и в нем есть свет в конце туннеля.

Катя: Когда ты что-то ищешь, то чувствуешь себя одиноким.

[inc pk='1854' service='media']

– Выбранные вами тексты хорошо воспринимаются на слух? Не мешает ли прочувствовать одиночество шум толпы вокруг сцены?

Шум – дополнительный аспект концепции. Человек в лабиринте концентрируется на внутренних ощущениях. Шум добавляет отстраненности, ты остаешься наедине с собой. Саундтрек звучит в замкнутом пространстве. Через некоторое время начинается погружение в текст.

Фото: Лианы Бахаловой

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики