«Закон – в помощь бизнесу»

Заместитель председателя Агентства по защите конкуренции РК Жанат Кожахметов считает, что добросовестная конкуренция предпринимателям выгодна.

«Закон – в помощь бизнесу»

– Жанат Муратович, почему возникла необходимость в новом законе о конкуренции, ведь в Казахстане в настоящее время действуют сразу два закона, регулирующих эту сферу?

– Именно наличие двух законов – «О недобросовестной конкуренции» и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» – в какой-то мере обусловило потребность в новом законе. Положения действующих документов во многом дублируют друг друга. Но несмотря на дублирование норм, двумя законами предусматривались различные санкции за одни и те же правонарушения, это привело к путанице в правоприменительной практике. Кроме того, первый закон – о недобросовестной конкуренции был принят еще в 1998 году, и за 10 лет многие его положения морально устарели, другие перерабатывались. За это время появились новые формы недобросовестной конкуренции. Что-то осталось за рамками этого закона, а какие-то статьи не стимулировали бизнес к развитию. В нем нашли отражение процессы переходного периода, например ценообразование. До 2006 года функцией ценового регулирования был наделен антимонопольный орган, с созданием отраслевых регуляторов функции ушли, а в законах они остались.

– Какие основные положения вы могли бы выделить в проекте нового закона?

– При его разработке мы постарались устранить недостатки предыдущих, приблизили его к нынешним экономическим реалиям и мировым требованиям по конкурентному праву. Учли и рекомендации международных экспертов – Всемирного банка, ЕБРР, ЮСАИД, коллег по СНГ (закон обсуждался в рамках Межгоссовета по антимонопольной политике), но согласуясь с нашими реалиями.

Например, мы отказались наделить АЗК функциями оперативно-разыскной работы, чтобы не плодить лишние надзорные органы, и хотим апробировать взаимодействие с силовыми ведомствами. Для этого прописали в законе целую главу о взаимодействии с правоохранительными органами, регуляторами. Стимулируя добросовестную конкуренцию, закон должен благотворно сказаться на интересах потребителей. Однако он не подменяет собой закон «О защите прав потребителей». Более того, в новом законе даже допускаются согласованные действия между субъектами рынка, а также слияния и поглощения, если они приводят к увеличению конкурентоспособности на внутреннем и на мировом рынках и не ущемляют права потребителей. Еще одно новшество закона – положение, используемое в мировой практике, которое позволяет субъектам рынка избежать наказания при деятельном раскаянии и условии добровольного возмещения ущерба потребителям.

– Что, на ваш взгляд, тормозит развитие конкуренции в Казахстане? Снимет ли новый закон существующие проблемы?

– Тормозят конкуренцию, конечно, монополии. Анализ подтверждает, что из года в год они усиливаются, их число растет, особенно это касается экономикообразующих отраслей. Те программы, которые были приняты правительством по вопросам реструктуризации, либерализации каких-либо монопольных структур, либо плохо исполняются, либо встает вопрос о возврате к монопольному положению после якобы неудачной реструктуризации. Здесь можно привести в пример железную дорогу и «Казахтелеком»: недавно появились мнения об их обратной монополизации. Каждый год подтверждается отсутствие конкуренции на КТЖ, когда-то выделенные в конкурентное поле объекты сегодня опять возвращаются в структуру этой нацкомпании. КТЖ предлагает пересмотреть действующую программу по реструктуризации и демонополизации в сторону усиления монопольного положения. Это обосновывается и технологическими аспектами, заботой о правах потребителей, которые вроде не выиграли от реструктуризации. Что касается малого и среднего бизнеса, тоже существуют монополии на некоторых товарных рынках.

Снимет ли этот закон существующие проблемы? Конечно, нет, нельзя ждать, что вот примем закон и сразу все проблемы исчезнут. Закон многие вещи упрощает с точки зрения антимонопольного администрирования, либерализирует какие-то санкции. Прежде всего он направлен на защиту добросовестного предпринимательства. Одна из новых функций – адвокатирование конкуренции, то есть пропаганда добросовестной конкуренции. Многие предприниматели пока не понимают, насколько больше выгод можно получить при добросовестной конкуренции.

– Несколько лет назад было принято решение передать непрофильные активы национальных компаний в конкурентную среду, как предполагалось, малому бизнесу. Как на деле выполнено это решение правительства?

– У «КазМунайГаза» 190 предприятий, которые должны находиться в конкурентной среде, существуют в виде госпредприятий в разных формах. Оправдывают это тем, что некому активы передавать, бизнес не готов, будут тормозиться производственные процессы… Сейчас мы проводим анализ по непрофильным активам, в частности, исследуем рынок зерна на предмет влияния крупных игроков на конкуренцию в этом секторе.

Госпредприятий становится меньше, но лишь по форме: было ГКП, стало ТОО с госучастием, было РГП, стало АО с госучастием. Мы хотим изменить эту ситуацию, чему будет способствовать глава, посвященная государственному предпринимательству. Там ограничивается возможность госструктур участвовать посредством создания ТОО, АО в конкурентной среде. Будет три четких основания, по которым возможно создание госпредприятия. Но, конечно, это согласовывается с действующим законодательством. И если оно предусматривает обязательное создание госпредприятия в той или иной сфере, мы не можем это отменить. В ходе приятия новых законов будем вносить свои рекомендации по подобным вопросам. Кроме того, АЗК наделен особыми полномочиями. В частности, мы можем пресекать антиконкурентные действия государственных органов, налагать административные взыскания на должностных лиц госорганов в случае принятия антиконкурентного акта, обращаться в суд. Создание любого госпредприятия, где государство имеет контрольный пакет, за исключением оговоренных действующим законодательством или созданных актом правительства, должно быть предварительно согласовано с антимонопольным органом.

– В Казахстане многие сферы деятельности, особенно такие социально значимые, как обеспечение водой, газом, электроэнергией, железнодорожные перевозки, связь, входят в сферу деятельности компаний, являющихся монополистами или доминантами рынка. О конкуренции в таком случае не может быть и речи.

– В сфере обеспечения газом, связью предпосылки для конкуренции достаточно хорошие. Об этом мы неоднократно говорили и правительству, и «Самруку». Но у «Самрука», как у холдинговой компании, цель – получить большую прибыль. Доходы действительно увеличиваются, но и от установления монопольно высоких цен субъектами, входящими в холдинг. Мы сейчас проводим ряд расследований по некоторым компаниям «Самрука», в том числе работающим в сфере реализации нефтепродуктов.

В коммунальной сфере жестко регулируются тарифы. Но пока не соблюдается баланс интересов между потребителями и поставщиками услуг, субъектами естественных монополий, конкуренция там развиваться не будет. За границей потребитель по Интернету может выбрать энергоснабжающую организацию, у нас об этом не может быть и речи. Сегодня все энергоснабжающие предприятия связаны между собой, что, естественно, отражается на конкуренции. На железной дороге появляется конкуренция в сфере грузовых перевозок, но опять-таки отмечается неравный доступ к инфраструктуре. Это не та конкуренция, в ней нет системных признаков.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики