Олимпийское счастье

Oбщая стоимость Олимпиады в Пекине-2008 составила около 43 млрд долларов. Это небольшая цена за тот переворот в восприятии бренда «Сделано в Китае», который Игры произвели в умах и сердцах зарубежных и китайских потребителей

Олимпийское счастье

Китайская экономика получила от Олимпиады гораздо больше, чем в нее вложила. Не остались в накладе и спонсоры Игр – как официальные, так и неофициальные; телевизионные компании, вещавшие со стадионов Пекина, также доложили о рекордных доходах от продажи рекламного времени. Но самое главное – Китаю, скорее всего, удастся избежать синдрома «постолимпийского снижения деловой активности».

Игра и экономика

Согласно расчетам, предоставленным в 2001 году в китайской заявке на проведение Олимпиады, оперативные расходы планировались в размере 1,609 млрд, поступления в бюджет ожидались в объеме 1,625 млрд долларов. После того, как некоторая часть доходов была бы передана Международному олимпийскому комитету (МОК), китайские власти рассчитывали на пусть небольшую, но прибыль. Прошедшие годы внесли свои коррективы – по словам исполнительного директора Ассоциации по исследованию влияния Олимпиады в Пекине на экономику Чен Цзяня: «Объем оперативных расходов был сильно недооценен».

Как заявил вице-президент оргкомитета Пекинской Олимпиады Цзян Сяоюй: «Общие оперативные расходы не превысят того уровня, который потратила на свою Олимпиаду греческая столица четыре года назад – 2,4 млрд долларов». С учетом того, что первые постолимпийские оценки оперативных расходов, понесенных Китаем на организацию, колеблются в районе двух миллиардов долларов, можно согласиться с мнением Чен Цзяня, что Пекинские Игры, возможно, не станут «выгодной сделкой» в прямом смысле этого выражения.

Участники рынка понесли издержки еще до начала Игр. Так, ужесточение мер безопасности привело к тому, что на рейсах крупнейшего китайского авиаперевозчика Air Chin в июле-августе 2008 года было перевезено почти на 20% меньше иностранных пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Коэффициент занятости многих гостиниц в Пекине составлял от 40 до 80%, что, по словам их собственников, ниже, чем обычно в это время года. Но этот негативный эффект, как ожидается, будет частично перекрыт увеличением потока внутренних туристов уже в сентябре – начале октября этого года, а также ростом числа иностранных туристов, желающих своими глазами взглянуть на тот Китай, который они видели на экранах своих телевизоров во время трансляции спортивных соревнований.

По подсчетам некоторых китайских экспертов, непрямые доходы всех отраслей экономики Китая, так или иначе оказавшихся связанными с Пекином-2008 в течение последних семи лет, могут составить почти 72 млрд долларов.

Пустовать не будут

Одна из проблем, с которой сталкиваются страны, принимающие у себя Олимпиады, – использование сооружений после завершения Игр. Практически все спортивные арены, построенные в Афинах к 2004 году, сегодня пустуют, поглощая ежегодно миллионы бюджетных денег на поддержание инфраструктуры. Во время Игр в Пекине было использовано 31 спортивное сооружение, но только 12 из них были построены с нуля. Всего на реконструкцию и строительство спортивных сооружений власти Пекина потратили 1,9 млрд долларов. Как заявил Ду Вей, вице-президент Ассоциации по исследованию влияния Олимпиады в Пекине на экономику: «Мы уверены, что и после Олимпиады эти сооружения будут использованы с максимальной отдачей. Компании, которые управляют этими объектами, немедленно откроют их для широкой публики».

Жилье, специально построенное для проживания спортсменов и журналистов, было распродано практически еще до начала Олимпиады, говорят городские власти. Как ожидают специалисты, проблемы с полноценным послеолимпийским использованием могут возникнуть только у трех олимпийских сооружений – национального стадиона «Гнездо птицы» (ему требуется около семи миллионов долларов ежегодно только для поддержания инфраструктуры), национального аквацентра «Водный куб» и водного парка в городе Шунъи, где проводились соревнования по гребле.

Время делать деньги

Эксперты сходятся во мнении, что Олимпиада в Пекине стала для международных и китайских компаний «раз-в-сто-лет» возможностью по выходу на миллиардный китайский рынок. Некоторые из аналитиков даже заявляют, что прошедшая Олимпиада была не столько фестивалем спорта, сколько корпоративной золотой лихорадкой. «Пекин снял последний фиговый листок с олимпийского идеала и поместил его среди лавровых листов в венках победителя», – считает эксперт агентства Bloomberg Джон Хельяр.

С такой оценкой категорически не согласен Ду Вей: «Мы должны не отвергать коммерцию, а искать возможность компромисса с ней».

За право быть олимпийскими спонсорами на Олимпиаде в Пекине заплатило рекордное количество компаний – 63, из них 12 компаний, в том числе Coca Cola, Samsung, Adidas, Johnson&Johnson, выложили в среднем по 72 млн долларов за право называться глобальными олимпийскими партнерами и использовать олимпийскую символику на своей продукции и в своих рекламных материалах. Для официальных китайских спонсоров Олимпиада обошлась дешевле – в сумме они заплатили чуть более 20 млн долларов.

Ряд игроков потратили дополнительные средства, например Samsung – 100 млн долл. Специалисты убеждены, что это очень выгодное вложение капитала. Согласно опросам китайского рекламного агентства CTR, 54% городских жителей Китая заявили, что они с большим доверием относятся к товарам, произведенным компаниями, поддерживающими олимпийское движение.

Не остались без прибыли и телекомпании, которым принадлежали эксклюзивные права на трансляцию Олимпиады-2008. Так, американская корпорация NBC Universal заплатила 894 млн долларов за право трансляции спортивных мероприятий на территории США, а доходы составили 1 млрд долл., или около 100 млн чистой прибыли. Китайский общенациональный канал CCTV-1 за 17 млн долларов приобрел эксклюзивные права на освещение Игр на территории Китая. По оценке агентства GroupM, доходы канала от олимпийской рекламы составили 394 млн долларов. Nielsen Media Research подсчитали, что за олимпийскими сражениями наблюдали по телевизору почти 500 млн китайцев и 214 млн американцев.

Полный вперед?

Синдром «постолимпийского снижения темпов роста экономики» эксперты считают едва ли не неизбежным последствием проведения олимпиад. Это явление наблюдалось в восьми из 11 стран, в которых проходили последние Игры. Например, темпы роста экономики Австралии, с успехом проведшей Олимпийские игры 2000 года, в 2001-м составили 2,15%, что в два раза ниже предолимпийских 4,36% 1999-го. Монреаль, проведший зимние Игры 30 лет назад, только в 2006-м полностью рассчитался по всем кредитам.

Но, по мнению профессора Пекинского университета Ли Фунина, постолимпийский синдром не будет головной болью для Китая. «Ситуация с Китаем в экономическом смысле схожа с ситуацией в США после проведения Игр в Атланте в 1996 году – обе экономики имеют громадную базу, которую невозможно раскачать единовременными, пусть даже и многомиллиардными, затратами». ВВП Китая, по оценке экспертов JP Morgan, в 2007 году составлял 4,5 трлн долларов, что в 11 раз больше ВВП Австралии в 2000-м.

Олимпиада в Пекине стала для международных и китайских компаний «раз-в-сто-лет» возможностью по выходу на миллиардный китайский рынок

По мнению ведущего экономиста китайского отделения Азиатского банка развития Цзянь Чжуаня, влияние Игр в Пекине на ВВП страны не превысит 0,2–0,4% и, следовательно, будет иметь очень небольшой эффект на национальную экономику. Экономист напоминает, что Олимпийские игры – это случайный фактор, а огромный спрос на улучшение инфраструктуры существует постоянно. Чен Цзянь, в свою очередь, считает, что такие индустрии, как туризм и финансы, будут «еще долго греться в отблесках Пекинской Олимпиады и испытают период мощного роста. Некоторым отраслям, таким как строительство и торговля недвижимостью, может понадобиться некоторая коррекция курса, но и они будут продолжать устойчиво развиваться».

Увидеть лес глобального успеха за деревьями локальных расходов – такой подход должен использоваться при анализе влияния Игр на Китай, убеждены эксперты. «Оценка единовременного воздействия – далеко не самое важное», – утверждает Дэниел Чуи, возглавляющий подразделения по связи с инвесторами агентства JF Asset Management. «В августе 2008 года мы стали очевидцами события эпохального масштаба. Олимпиада в Пекине стала очередной вехой, отмечающей трансформацию Китая в страну с эффективной, ориентированной на рынок и финансово продвинутой экономикой и более открытым гражданским обществом».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности