Когда не хватает статистики

В Независимом автомобильном союзе уверены, что в условиях отсутствия объективной государственной статистики говорить об эффективной комплексной программе безопасности дорожного движения не имеет смысла

Когда не хватает статистики

Месяц назад в Казахстане вступили в силу новые нормы Кодекса РК «Об административных правонарушениях», согласно которым ужесточена система наказаний за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Например, если раньше штраф за непристегнутый ремень безопасности составлял 0,5 месячного расчетного показателя (МРП, 1168 тенге), то теперь – 5 МРП. Еще в середине лета за вождение машины в нетрезвом виде на первый раз можно было лишиться прав на восемь месяцев, заплатив штраф в 10–15 МРП, на второй раз права отбирали на два года. Отныне любители выпить, попавшиеся сотрудникам дорожной полиции, сразу лишатся прав на два года. Повторное нарушение карается лишением прав на пять лет, на третий раз от руля отлучат на десятилетие.

Результат ужесточения наказаний налицо – участники дорожного движения стали пристегиваться ремнем безопасности. Причем это коснулось и самой недисциплинированной части водителей – частных извозчиков. Судя по общению с ними, создается впечатление, что даже они поддерживают ужесточение ответственности за нарушение ПДД. Профессионалы в целом тоже приветствуют их. Но полагают, что одних карательных мер мало – необходима разработка комплексной программы безопасности дорожного движения. Как отмечает председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков: «Можно за некоторые нарушения ПДД предусмотреть даже расстрел, и результат будет заметен – количество нарушений заметно снизится. Однако это еще не повод говорить об эффективности ужесточения мер наказания». Слишком много проблем лежит отнюдь не на совести водителей.

Карать надо. Вопрос: кого и как?

– Эдуард Александрович, дорожная полиция (ДП) убеждена в эффективности ужесточения наказаний. С вашей точки зрения, насколько эффективен пересмотр карательных мер?

– Давайте попробуем проанализировать аргументы дорожной полиции. Она часто ссылается на то, какие суммы штрафов практикуются в западных странах. Это однозначно ложный посыл. Штрафы на Западе соотносимы с доходами граждан. У нас более низкая платежеспособность населения, поэтому увеличение размеров штрафов будет стимулировать коррупцию на дорогах.

Прежде чем повышать штрафы, необходимо грамотно организовать работу дорожных полицейских, минимизировав коррупционный фактор. Ужесточая наказания, ДП фактически перекладывает вину за безопасность на дорогах на водителей.

Можно посмотреть на вопрос и с другой стороны. Например, никто и никогда не исключал из ПДД норму о ремне безопасности. Но полицейские до последнего времени смотрели на это нарушение сквозь пальцы. Теперь требуют. Возникает закономерный вопрос: почему этого не было сделано раньше?

Принятию новых норм, ужесточающих ответственность участников дорожного движения, предшествовала практическая бездеятельность дорожной полиции в течение последних 10–12 лет. Удостоверение на право вождения автомобиля можно купить, о чем неоднократно писали казахстанские СМИ. Выкинув на дороги большое количество водителей, абсолютно не готовых к практическому вождению, мы получили увеличение травматизма, смертности, количества дорожно-транспортных происшествий. Это вывод, который можно сделать по данным, имеющимся у дорожной полиции.

Вместо того чтобы подойти к вопросу безопасности на дорогах системно, дорожная полиция берет лишь часть проблемы и стремится за счет ужесточения наказаний добиться положительных результатов.

– Судя по тому, что за вождение в состоянии алкогольного опьянения предусмотрены очень жесткие меры, вплоть до десятилетнего лишения прав, складывается впечатление, что большая часть автолюбителей есть хронические алкоголики, так и норовящие пропустить стаканчик-другой спиртного, прежде чем сесть за руль.

– Что касается ужесточения мер в отношении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, то на первый взгляд все делается правильно. Их нужно наказывать строже. Но, с другой стороны, давайте подумаем, какую долю в статистике ДТП занимают факты с участием пьяных водителей. Согласно данным дорожной полиции, 80% ДТП совершается по причине нарушения ПДД. Причем количество ДТП по вине пьяных водителей ничтожное.

– Но все же ужесточение ответственности водителей приведет к положительным результатам?

– Все зависит от того, с какого угла смотреть на проблему. Думаю, главной целью ужесточения наказаний является стремление дорожной полиции во что бы то ни стало уменьшить количество машин на дорогах. Аргумент понятен: большое количество автотранспорта создает большие проблемы для мегаполисов. Полицейские, например, также говорят о необходимости обновления парка автотранспорта, считая, что старые машины стали основным фактором увеличения ДТП. Скажу так: судя по имеющейся у той же дорожной полиции информации, менее 1% ДТП происходит в силу технической неисправности автомобилей.

Других проблем тоже хватает. Это слабая подготовка водителей (покупка прав уже давно никого не удивляет), вседозволенность на дорогах и сознательное несоблюдение ПДД со стороны так называемых крутых, взяточничество. А также плохие дороги, проблемы с дорожной разметкой, знаками, тяжелое техническое состояние казахстанского автопарка. Ну и, естественно, общая низкая культура вождения.

Учиться, учиться, и еще раз…

– Дорожная полиция предлагает возродить практику выдачи водительских удостоверений выпускникам средних школ и колледжей. Безусловно, это облегчит доступ к правам. Но будет ли это способствовать безопасности дорожного движения?

– Чем раньше наши дети начнут изучать ПДД, тем лучше. В первую очередь необходимо учесть три важных момента: уровень преподавания и преподавателей, наличие хорошего оборудования в учебных помещениях, достаточная практика вождения будущих автолюбителей.

Нельзя допустить, чтобы эти уроки стали очередной «халявой» для наших детей, и, во вторую очередь, необходимо максимально жестко проверять качество полученных знаний. Сдача экзамена должна быть хорошо отработанной и объективной. Если мы учтем перечисленные мною обстоятельства, то сможем избежать печального опыта некогда существовавших учебно-производственных комплексов (во времена СССР в УПК школьников обучали основным рабочим профессиям и давали возможность получить водительские удостоверения).

– По новым нормам лишенный прав водитель в течение двух месяцев может пересдать экзамен. Насколько отработан механизм пересдачи?

– У нас механизм пересдачи «отлично» отработан. Если серьезно, можно не ограничивать пересдачу двумя месяцами – пусть водитель хоть год пересдает, лучше будет знать правила. Всем ясно, что без прав он за руль не сядет.

Можно предложить и другой вариант решения проблемы. Допустим, в течение двух первых месяцев автолюбитель может пересдать экзамен бесплатно, а потом, возможно, брать оплату за каждую дополнительную сдачу экзамена.

Все дело в цифрах

– Что нужно сделать для обеспечения безопасности на дорогах, помимо повышения культуры вождения?

– Чтобы выйти на серьезный уровень комплексной программы безопасности дорожного движения, необходимо заняться повышением уровня подготовки водителей, улучшением дорожной сети, светофоров, дорожной разметки и так далее. Я перечислил только часть первостепенных задач.

Разработкой такой программы должны заниматься профильные научно-исследовательские институты. Такое учреждение в стране имеется – это НИИ транспорта и коммуникаций. Там есть специалисты, профессионально разбирающиеся в вопросах безопасности движения. Они поддерживают тесные контакты с российскими коллегами, экспертами и учеными из других стран.

В 2007 году начальник Комитета дорожной полиции МВД РК господин Тусумов подтвердил информацию о разработке комплексной программы безопасности движения. Однако до сих пор нет никаких свидетельств, что она разрабатывается на практике.

Но прежде чем браться за разработку программы, важно иметь на руках государственную статистику по ДТП, а не удобную ведомственную информацию.

– Вы не верите официальной статистике?

– Параллельно с введением новых норм по инициативе дорожной полиции из закона «О безопасности дорожного движения» убрали пункт 2 статьи 10. Он требовал внедрения в стране государственной статистики. Данные, которые сейчас дает Комитет дорожной полиции, – это даже не статистика, а скорее внутриведомственные наблюдения. Весь этот процесс никем не отслеживается и не контролируется. Поэтому комитет может корректировать статистику как угодно и зачастую для аргументации тех или иных действий, а иногда – бездействия.

В качестве примера можно привести ситуацию с попытками запретить не только ввоз, но и эксплуатацию в стране праворульных машин. Если помните, полицейские, аргументируя необходимость такой меры, приводили «статистику», согласно которой владельцы праворульных машин стали основными виновниками большинства ДТП. Наш союз провел собственную проверку озвученных данных и выяснил, что многие из указанных полицейскими водителей имеют на руках решения судов, по ним они не виновны в совершении ДТП. И это, к сожалению, не единичный случай.

Наверное, Комитет дорожной полиции хочет и в дальнейшем оставаться структурой, в плане объективных данных никому не подконтрольной. Такая позиция весьма выгодна, ибо априори закрывает доступ к объективной статистике рядовых участников движения.

В мировой практике статистика ДТП проходит через государственные статистические органы. При этом Комитет дорожной полиции должен статистику вести и подавать в Агентство по статистике. А лица, такую статистику предоставляющие, должны отдавать себе отчет в том, что за ее искажение предусмотрена строгая ответственность.

– Многие водители считают, что новые нормы лишь приведут к росту коррупции на дорогах. Насколько часто автолюбителям приходится сталкиваться с вымогательством со стороны сотрудников дорожной полиции?

– Мне сложно сказать, я практически всегда стараюсь соблюдать правила и редко сталкиваюсь с вымогательством на дорогах. Из-за ужесточения ответственности и увеличения штрафов водители, думаю, стали строже соблюдать ПДД, тем самым не давая лишнего повода для выяснения отношений с сотрудниками дорожной полиции. Хотелось бы, чтобы это стало постоянной тенденцией.

Но, по мнению знакомых автолюбителей, очень часто инспекторы дорожной полиции ведут себя некорректно при фиксации и разборе ДТП. По этому поводу вспоминается известный анекдот: «Мерседес въезжает сзади в каток. Из машины вылезает “крутой” и начинает звонить своему гаишнику. Через некоторое время подъезжает патрульная машина, из нее выходит гаишник, подходит к водителю катка, отводит его в сторону и задушевно шепчет: “Ну рассказывай, как обгонял... как подрезал...”»

Можно сколько угодно говорить о безопасности дорожного движения, жестче карать за нарушения ПДД, ничего путного из этого не получится. Можно поступить по-другому, к примеру, научиться работать эффективно. Вот, например, стала дорожная полиция утром и вечером отключать светофоры и ставить регулировщиков на ключевых перекрестках Алматы, «пробок» сразу стало меньше. Это еще раз говорит о том, что у дорожной полиции неисчерпаемый потенциал в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности