Интернационализация конфликта

Редакционная статья

Интернационализация конфликта

В конце 90-х, когда южнокорейский президент Ким Дэ Чжун объявил о начале «солнечной политики» в отношении КНДР, Сеул начал активно продвигать идею о создании организации региональной безопасности в Северо-Восточной Азии. На одной из международных конференций, посвященных этой теме, представитель США высказался примерно так: мы приветствуем создание международных организаций, направленных на решение вопросов безопасности, но решительно против появления новых многосторонних структур в этой сфере. На вопрос, в чем Вашингтон видит разницу между международной организацией и многосторонней структурой, американец внятно ответить не смог. Но на уточнение южнокорейского председателя, надо ли понимать эту позицию так, что США считают возможным существование только таких организаций, в которых они сами участвуют, он ответил утвердительно.

Примерно то же самое мы наблюдаем сегодня в связи с вопросом о посреднических услугах конфликтующим сторонам и интернационализацией конфликта.

Под интернационализацией конфликта понимается участие третьих стран (или организаций) в его разрешении. Иногда такое участие приветствуется прямыми участниками конфликта – так обстоит дело на Ближнем Востоке и в Африке. Иногда оно отвергается, но с определенными исключениями – как в случае с Индией и Пакистаном, лидеры которых согласились встретиться с Владимиром Путиным в Алматы во время первого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Китай, имеющий территориальные споры практически со всеми своими соседями на южной и восточной границе, вообще считает подключение в любой форме региональных структур вмешательством в свои дела и ведет переговоры исключительно на двусторонней основе. Это не какая-то универсальная тенденция. От степени угрозы региональной безопасности или числа жертв прямой зависимости нет. Но обычно позиция конфликтующих сторон в отношении международного посредничества зависит от их способности самостоятельно решить спор в свою пользу.

За несколько месяцев до нападения Грузии на Цхинвали российский министр иностранных дел упрекал Грузию в стремлении к интернационализации конфликта (речь шла о международной конференции с участием ЕС и США). «Вместо того чтобы работать в созданных с общего согласия механизмах и выполнять свои собственные обязательства, достигнутые в рамках переговорного процесса, предпринимаются попытки интернационализации югоосетинского и абхазского конфликтов», – сказал в мае этого года Сергей Лавров.

Сегодня по вопросу о двух новых государствах на Южном Кавказе Россия снова выступает против интернационализации конфликта. Потому что появление новых участников переговоров, особенно таких серьезных, как Евросоюз, может незаметно отодвинуть саму Россию на второй, а то и на третий план, а пока что она практически единолично решает все вопросы безопасности на Кавказе. И потому независимость Южной Осетии и Абхазии Москва сочла нужным признать до того, как начались сами переговоры о возможности такого признания. Всем западным наблюдателям из Евросоюза и ОБСЕ предложено разместиться на грузинской территории, а на абхазскую и югоосетинскую им путь заказан, потому что там уже будут действовать структуры, «созданные с общего согласия», то есть российские военные базы, а все прочее будет уже интернационализацией конфликта.

Предложение президента Назарбаева о посредничестве Казахстана в разрешении кавказского конфликта – частный случай интернационализации. В глазах России, по крайней мере. Поэтому оно будет с благодарностью принято к сведению, не более. Ведь для честной работы уже созданы СНГ, ЕврАзЭС, Организации договора о коллективной безопасности или то же СВМДА. Вот и абхазский президент Сергей Багапш это понимает, потому готовится к подаче заявки о приеме Абхазии в члены структур, «созданных с общего согласия». А интернационализация конфликта ему совсем не нужна.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее