Интернационализация конфликта

Редакционная статья

Интернационализация конфликта

В конце 90-х, когда южнокорейский президент Ким Дэ Чжун объявил о начале «солнечной политики» в отношении КНДР, Сеул начал активно продвигать идею о создании организации региональной безопасности в Северо-Восточной Азии. На одной из международных конференций, посвященных этой теме, представитель США высказался примерно так: мы приветствуем создание международных организаций, направленных на решение вопросов безопасности, но решительно против появления новых многосторонних структур в этой сфере. На вопрос, в чем Вашингтон видит разницу между международной организацией и многосторонней структурой, американец внятно ответить не смог. Но на уточнение южнокорейского председателя, надо ли понимать эту позицию так, что США считают возможным существование только таких организаций, в которых они сами участвуют, он ответил утвердительно.

Примерно то же самое мы наблюдаем сегодня в связи с вопросом о посреднических услугах конфликтующим сторонам и интернационализацией конфликта.

Под интернационализацией конфликта понимается участие третьих стран (или организаций) в его разрешении. Иногда такое участие приветствуется прямыми участниками конфликта – так обстоит дело на Ближнем Востоке и в Африке. Иногда оно отвергается, но с определенными исключениями – как в случае с Индией и Пакистаном, лидеры которых согласились встретиться с Владимиром Путиным в Алматы во время первого саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Китай, имеющий территориальные споры практически со всеми своими соседями на южной и восточной границе, вообще считает подключение в любой форме региональных структур вмешательством в свои дела и ведет переговоры исключительно на двусторонней основе. Это не какая-то универсальная тенденция. От степени угрозы региональной безопасности или числа жертв прямой зависимости нет. Но обычно позиция конфликтующих сторон в отношении международного посредничества зависит от их способности самостоятельно решить спор в свою пользу.

За несколько месяцев до нападения Грузии на Цхинвали российский министр иностранных дел упрекал Грузию в стремлении к интернационализации конфликта (речь шла о международной конференции с участием ЕС и США). «Вместо того чтобы работать в созданных с общего согласия механизмах и выполнять свои собственные обязательства, достигнутые в рамках переговорного процесса, предпринимаются попытки интернационализации югоосетинского и абхазского конфликтов», – сказал в мае этого года Сергей Лавров.

Сегодня по вопросу о двух новых государствах на Южном Кавказе Россия снова выступает против интернационализации конфликта. Потому что появление новых участников переговоров, особенно таких серьезных, как Евросоюз, может незаметно отодвинуть саму Россию на второй, а то и на третий план, а пока что она практически единолично решает все вопросы безопасности на Кавказе. И потому независимость Южной Осетии и Абхазии Москва сочла нужным признать до того, как начались сами переговоры о возможности такого признания. Всем западным наблюдателям из Евросоюза и ОБСЕ предложено разместиться на грузинской территории, а на абхазскую и югоосетинскую им путь заказан, потому что там уже будут действовать структуры, «созданные с общего согласия», то есть российские военные базы, а все прочее будет уже интернационализацией конфликта.

Предложение президента Назарбаева о посредничестве Казахстана в разрешении кавказского конфликта – частный случай интернационализации. В глазах России, по крайней мере. Поэтому оно будет с благодарностью принято к сведению, не более. Ведь для честной работы уже созданы СНГ, ЕврАзЭС, Организации договора о коллективной безопасности или то же СВМДА. Вот и абхазский президент Сергей Багапш это понимает, потому готовится к подаче заявки о приеме Абхазии в члены структур, «созданных с общего согласия». А интернационализация конфликта ему совсем не нужна.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?