METRO ищет себе место в Казахстане

Поддержка со стороны административного ресурса поможет немецкому ретейлеру закрепиться на казахстанском рынке

METRO ищет себе место в Казахстане

В начале сентября немецкая METRO Cash & Carry (входит в Metro Group) и правительство Казахстана объявили о подписании инвестиционного соглашения. Таким образом, на казахстанский рынок выходит один из влиятельнейших игроков в мировом ретейле. Вряд ли процесс освоения рынка будет беcпроблемным: как и в других странах СНГ, компанию может встретить противодействие местных игроков, на которое наложится падение спроса со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ) – целевой аудитории зарубежного ретейлера. Но если METRO удастся заручиться поддержкой административного ресурса на высшем уровне, то вхождение на рынок может пройти менее болезненно, чем это было в других странах СНГ.

Drang nah Osten

К движению на Восток METRO подталкивает экономическая конъюнктура. Торговые центры группы работают в 29 странах. Выручка METRO Group за первое полугодие 2007 года выросла на 7% и составила 31,7 млрд евро. При этом в Восточной Европе рост составил 14,4%, достигнув отметки в 6 млрд евро.

Соответственно компания уделяет особое внимание развитию бизнеса в этом регионе. В Россию она вышла еще в 2001 году, в Украину – в 2003-м.

Теперь пришел черед Казахстана. «Стремительная динамика экономического роста, особенно динамика развития гостиничного сектора, бизнеса предприятий общественного питания и сферы услуг, продемонстрировали нам гигантский потенциал Казахстана для развития бизнеса мелкооптовой торговли… Именно развитие предприятий малого и среднего бизнеса в Казахстане явилось для компании ключевым фактором при принятии решения о выходе на рынок республики», – пояснила «Эксперту Казахстан» руководитель отдела правительственных и внешних связей российского ООО «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева.

В планах METRO – открытие в Казахстане 10–15 торговых центров (ТЦ). Ожидается, что первый из них начнет работу летом следующего года в Астане, затем компания выйдет на рынок Алматы. Как пояснила г-жа Токарева, в среднем в каждый ТЦ компания инвестирует 15–20 млн евро, торговая площадь каждого ТЦ составит около 7 тыс. кв. м, на которых будут продаваться до 30 тыс. наименований продовольственных и промышленных товаров. Как и в других странах, в Казахстане METRO будет работать только с юридическими лицами.

Для начала ретейлер займется получением необходимых лицензий и подбором земельных участков. По словам г-жи Токаревой: «Мы уже начали тщательный анализ предложений на казахстанском рынке и проводим анализ бизнеса наших потенциальных поставщиков». При этом она заметила, что компания предпочитает закупать товары у местных производителей и надеется, что более чем 90% продовольственных товаров на их полках будет поступать от казахстанских производителей.

«Мы видим ряд трудностей»

Как сложатся отношения METRO с местными игроками – вопрос сложный. Во-первых, большинство казахстанских участников рынка отмечают в условиях кризиса снижение покупательского спроса, особенно со стороны МСБ. Во-вторых, опыт работы METRO на территории бывшего СССР показывает, что местные игроки обычно воспринимают немецкую группу как мощного конкурента и активно используют административный ресурс для борьбы с ним. METRO не раз приходилось сталкиваться с тем, что уже после объявления о запуске проектов региональные власти пытались заблокировать их – как правило, отбирая выделенную землю. Например, минувшим летом районная прокуратура в Тольятти оштрафовала на 500 тыс. рублей застройщика оптово-торгового комплекса (ОТК) METRO Cash & Carry ЗАО «Автозаводстрой», который якобы вел строительство без соответствующего разрешения. Примерно в то же время METRO отказалась от проекта в Кирове – оказалось, что предложенная городскими властями земля находится в собственности агрофирмы, договориться с которой не удалось. Не получилось реализовать проект и в Челябинске.

В METRO отдают себе отчет в том, что процесс вхождения в Казахстан не будет гладким. «Мы видим ряд трудностей, с которыми столкнется METRO Cash & Carry при выходе в Казахстан. Прежде всего нам необходимо будет выстроить тщательно налаженную систему логистики, что нам видится достаточно непростой задачей ввиду территориального разброса месторасположения наших потенциальных поставщиков и мест производства. Также достаточно непростым аспектом обладает процесс подбора земельных участков с выгодным для нас месторасположением и по приемлемым ценам. Тем не менее мы знали об этих сложностях, когда принимали решение о выходе на рынок республики, и мы уверены, что справимся с поставленной задачей», – заверила Оксана Токарева. В компании рассчитывают, что концепция бизнеса мелкооптовой торговли METRO «не имеет сколько-нибудь организованной конкуренции на рынке, и не конкурирует с существующими оптовыми торговыми предприятиями».

Действительно, размеры группы и размах ее бизнеса вполне позволят поддержать казахстанские подразделения на наиболее трудном первоначальном этапе. Что касается проблем с местными властями, то тут у METRO есть шанс избежать больших сложностей. В отличие от России и Украины в Казахстане местные администрации не отделены от системы госорганов власти, акимы городов назначаются Ак ордой. Таким образом, контроль над главами городских администраций со стороны центра значительно сильнее, и все будет зависеть от того, сумеет ли METRO договориться о поддержке на республиканском уровне. Пока правительство заявило о поддержке проекта. «Мы отнеслись с воодушевлением к решению METRO Cash & Carry начать свой бизнес в Казахстане», – заявил министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник.

 В подготовке материала принимал участие Василий Калабин

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики