Больше топлива по новым трубам

Чтобы успеть подготовить транспортную инфраструктуру для перевалки нефти к началу коммерческой добычи, Казахстану придется ускорить темпы строительства новых трубопроводов, приложить максимум вспомогательных усилий для расширения имеющихся

Больше топлива по новым трубам

Если предположить, что перенос сроков коммерческой добычи нефти на Кашагане на 2014 год окончательный и пересматриваться больше не будет, Казахстану надо усилить темпы по созданию гарантированной, безопасной и надежной системы транспортировок энергоносителей. Об этом говорилось на III Евразийском энергетическом форуме KazEnergy, который прошел на прошлой неделе в Астане. Не был забыт и газовый вопрос: по мнению руководителей казахстанских компаний, занятых добычей углеводородов, в ближайшие годы отрасли придется заняться разработкой новых газоносных территорий и добычей «голубого топлива» из угольных пластов.

Шахтеры дают газу

Судя по общей тональности участников форума, можно констатировать: Казахстан не был готов к вдруг возросшему на мировых рынках спросу на газ. И теперь ускоренными темпами пытается решить вопрос наращивания коммерческих объемов добычи газа (см. график 1). «Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится природный газ, разведанные и оценочные запасы которого с учетом новых месторождений – около 3,3 трлн кубометров, а потенциальные ресурсы достигают 6–8 трлн кубометров, это 1,7% мирового запаса. Основная часть запасов сосредоточена на крупных разрабатываемых или подготовленных к разработке месторождениях, таких как Тенгиз, Кашаган, «Королевское», нефтегазокондесатных месторождениях Карачаганак, Жанажол и других», – проинформировал министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. Но это лишь небольшая часть газоносных территорий. Имеются малоизученные запасы в восточной, центральной и северной частях страны.

По информации председателя комитета геологии и недропользования Булата Ужкенова, сегодня уже представляет коммерческий интерес добыча метана из угольных пластов. Компания Schlumberger, анализировавшая результаты бурений в Карагандинском и Экибастузском бассейнах, подтвердила солидные запасы газа, превосходящие по характеристикам известное американское месторождение Сан-Хуан. Из двух участков с метаном, выставленных на тендер, на одном уже ведутся работы казахстанской частной фирмой. После подбора технологии опыт будет распространен на весь Карагандинский бассейн. «Арселор Миттал Темиртау» изъявил желание закупать этот газ. А представители из Южной Кореи проявили заинтересованность в участии в любых проектах, в том числе в Карагандинском бассейне или Восточно-Казахстанской области.

Но пока новые месторождения осваиваются, снабжение газом энергодефицитных регионов будет решаться за счет строительства магистральных трубопроводов, в перспективе направленных на внешние рынки. К 2014 году должен быть пущен магистральный газопровод Бейнеу–Бозой–Акбулак. Параллельно будут отрабатываться и другие направления. Не менее значимым станет направление на Турцию. К тому же представители ЕС настаивают на скорейшей реализации проекта «Набукко».

Террористы – не помеха

По мнению участников конференции, не менее актуальный вопрос – дальнейшая диверсификация поставок нефти. Ведь, несмотря на попытки властей усилить долю нефти, перерабатываемой в Казахстане, в обозримом будущем основная часть «черного золота» все равно будет идти на экспорт (см. график 2).

Взрыв состава с тысячей тонн казахстанской нефти в Грузии не расценивается как сигнал к сворачиванию транзита по направлению Баку–Батуми. Более того, президент национальной компании «КазМунайГаз» (НК КМГ) Каиргельды Кабылдин отметил: «Я считаю, что увеличение транзита нефти в направлении Каспийское море – Черное море, Азербайджан – Грузия, в том числе нефти, которая принадлежит международным компаниям, может, наоборот, стать фактором стабильности в этом регионе». Возможно, так и будет, однако Казахстан вынужден оценивать величину рисков, как политических, так и экономических, на всех направлениях. И с учетом этого выстраивать стратегию расширения экспортных потоков.

Большая часть транспортировки казахстанской нефти проходит по территории России. И вопросы увеличения объемов прокачки зависят от степени стратегического партнерства. По мнению аналитика агентства «Аргус» Рауфа Гусейнова, проблема расширения на 10 млн тонн трубопровода Атырау–Самара не решается из-за отсутствия банка качества в системе «Транснефти», а также из-за формирования направлений поставок российской компанией.

Бесконечные переговоры по расширению мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – вопрос, лоббируемый Россией, – обещают выйти на финишную прямую. С девятью из одиннадцати акционеров договоренности достигнуты. Вице-президент НК КМГ Данияр Берлибаев считает необходимым подписать меморандум о расширении КТК до конца текущего года, чтобы успеть обновить мощности к 2013 году. «Если перенесем подписание, тендер на проектирование на следующий год, то из-за особенностей проведения разрешительных процедур пуск затянется не на год, а больше», – отметил г-н Берлибаев.

Кроме споров акционеров КТК по доступу к мощностям проблемным является и прохождение турецких проливов нефтеналивными танкерами, доставляющими зарубежным потребителям нефть, идущую по трубопроводу. Обходными маршрутами называются Бургас–Александруполис и Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ). Риски использования этих маршрутов также связаны с отношениями между их участниками, возможным квотированием и политическими инцидентами в странах транзита. Казахстан подключится к переговорам по Бургас–Александруполис после достижения положительных результатов Транснефти по этой теме. По словам Данияра Берлибаева: «По Бургас–Александруполис есть конкретная тематика переговоров, которые увязываем с расширением КТК». Любые другие проекты в обход Босфора и Констанца–Триест будут соотноситься с бургасским.

Реализация второго обходного маршрута – ККСТ, больше известного как БТД, с сегментом Ескене–Курык, связана с позицией Азербайджана по строительству совместных мощностей и опять-таки с политической ситуацией в Грузии. «КазМунайГаз» уже учредил компанию по строительству казахстанского участка, разработал техническое задание и готовит тендер на подготовку проектно-сметной документации. И хотя на начальном этапе оператором выступает нацкомпания, г-н Берлибаев проинформировал, что ведутся переговоры с рядом иностранных инвесторов по участию в строительстве трубопровода. Стоимость сегмента Ескене–Курык превысит миллиард долларов. Поскольку расширение трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан ограничено, в ожидании большой нефти придется увязывать с Азербайджаном и выход на Батуми.

На иранском направлении вряд ли можно ждать значительного увеличения поставок. Ограниченные возможности портовой инфраструктуры, ужесточение к качеству нефти, политические риски вызывают определенные сомнения о перспективе транзита.

Менее проблематичным можно считать маршрут Атасу–Алашанькоу. По мнению Рауфа Гусейнова, в техническом плане транспортировка в Китай, особенно зимой, зависит от поставок российской нефти, которую надо смешивать с кумкольской в равных долях. Кроме того, трубопровод ориентирован лишь на одного покупателя, а значит, и поставки напрямую зависят от его потребностей. На ближайшую перспективу в Китае ожидается замедление темпов роста спроса на углеводороды.

Многочисленные риски, связанные с увеличением экспорта по всем направлениям, заставят Казахстан задействовать все возможности для переговоров, чтобы к 2014 году не оказаться с дефицитом транспортных мощностей. При этом придется игнорировать советы, в частности США, о нежелательности развития каких-либо маршрутов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности