Держать руку на пульсе времени

Общественную деятельность Умберто Эко можно считать ответом на вопрос: в чем предназначение интеллектуала в современном мире?

Держать руку на пульсе времени

После того как на русский язык перевели практически все художественные и научные произведения итальянского писателя и ученого, подошел черед публицистики. Издательство «Симпозиум» выпустило сборник статей, написанных Эко для журнала «Эспрессо». Автор дал ему своеобразное название «Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках», подразумевая, что публицистическая периодика имеет пространственные и временные ограничения (небольшой объем материалов, частота выхода издания, требующая быстроты реакции) и не обязывает к обстоятельности и концептуальности. И в самом деле, как бы автор шутливо ни относился к своим заметкам, он верен себе и не расстается с ролью мыслителя-интеллектуала, когда занимается научными исследованиями или пишет романы, или ведет колонку в журнале, или дает интервью газетам. При этом несерьезное отношение мэтра философской мысли к публицистике не исключает глубины и свежести взгляда.

Когда-то Гегель сказал, что «философия – это схваченная в мысли эпоха». По крайней мере в этом роль философа (или шире – интеллектуала) остается прежней. Хотя взгляды на философию, истину и их предназначение менялись на протяжении истории. Во времена Платона считалось, что постижение истины – занятие избранных. Да и стремление к ней, как и любовь к мудрости, доступна не всем. Так, Платон предпочитал излагать мысли о высшей истине устно в узком кругу последователей. А его ученик Аристотель оставил после себя два типа произведений: эзотерические (для посвященных) и экзотерические (для широкой аудитории). Последние, правда, были утеряны.

Сейчас, в эпоху развития коммуникаций и быстро меняющейся информации, нельзя оставаться книжным червем, архивариусом мировой библиотеки, ученым, занятым в стенах института вдали от информационных войн. Когда реальность фрагментируется все больше, миф об универсуме, романтическая мечта об истине могут вновь обрести значение. И здесь возрождается вера в умного, эрудированного человека, интеллектуала. Общество всегда нуждалось в интеллектуалах как в социальной группе людей (их количество зависит от политической, культурной ситуации в стране), которые способны анализировать происходящие процессы, вникать в суть явлений. Но, с другой стороны, как отмечает Эко в одной из своих «картонок», интеллектуал – не мифологический герой-спаситель, к которому взывают в сложных ситуациях. Если обществу нужны герои, то это скорее свидетельство того, что ему не хватает профессионалов, знающих и делающих свое дело.

Умберто Эко – персона публичная. Он приобрел известность не только как автор увлекательных романов, ставших бестселлерами (один из них, «Имя розы», был экранизирован Жан-Жаком Анно), или как ученый философ, создавший серьезные теоретические труды по семиотике, истории и литературе, но в большей степени как интеллектуал-знаменитость, у которого часто берут интервью. Его мнение по тем или иным вопросам политики (в 90-х он даже участвовал в избирательной кампании и организовывал идеологические конгрессы) и социально-культурной жизни (вел и до сих пор ведет публичные дискуссии) спешат услышать, а главное – к нему прислушиваются. Да и сам мэтр, по собственной инициативе, не преминет его высказать, не мысля своего существования без активной гражданской позиции. Во многом такой популярности философ обязан своей журналистской деятельностью. Его карьера на этом поприще сложилась довольно удачно, если не считать телевидения, откуда его уволили в начале его журналистской карьеры и где он, будучи знаменитостью, выступал всего два раза. Кстати, в своих «Спичечных коробках» этой форме коммуникации он посвящает немало нелестных строк. Об этом можно догадаться уже по названию статей «Повешенье в прямом эфире, за ужином», «Стоит ли убиваться из-за телевидения?», «Судебный процесс по телевидению – покушение на конституцию». Главная мысль – телевидение преследует не социально значимые цели, дать объективную информацию или добиться справедливости, а стремится привлечь на свою сторону как можно больше зрителей, играя на их низменных чувствах, не брезгуя средствами, извращая суть фактов. Критикует интеллектуал и коллег по перу – журналистов, которые в погоне за сенсацией занимаются, говоря языком логики, умножением пустых сущностей: переписыванием и перетиранием одной и той же информации. Перещеголять друг друга по частоте упоминания одного и того же имени и события становится даже предметом состязательности, выражением духа (или, скорее, бездуховности) современной журналистики. Соревнующиеся между собой многочисленные периодические издания стремятся в очередной раз взять интервью у мультимедийных персон, в то время как те, кто не имел возможности публично высказаться, по-прежнему вынуждены молчать. В качестве примера, иллюстрирующего нелепость сложившейся ситуации, Эко приводит самого себя, человека и без того регулярно обращающегося к обществу и как писатель, и как философ, и как журналист, но при этом все равно пользующегося повышенным вниманием прессы. Другая форма коммуникации, захватившая помыслы философа – Интернет и компьютерные технологии, которые, по мысли автора, хотя и приносят в жизнь человечества фантастические перспективы, но по сути это такой же инструмент, как и печатный станок Гуттенберга, радио или телевидение. Многие из его статей, несмотря на их давность (со времени публикации некоторых из них прошло почти 15 лет), и сегодня не теряют своей актуальности.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом