Недостающее звено

Приобретение крупным российским инжиниринговым холдингом двух профильных казахстанских предприятий позволит россиянам решить кадровый вопрос и выйти в лидеры отрасли, казахстанцам – получить конкурентные преимущества на рынках РФ и РК

Недостающее звено

В конце августа ЗАО «ПромСтрой Груп» (ПСГ, входит в группу компаний «Промстрой») завершило сделки по приобретению специализированных подрядных компаний в Казахстане: ТОО «Казмеханомонтаж» (КММ) и АО «Автоматика». Их покупка позволила ПСГ войти в первую пятерку механомонтажных организаций и в первую тройку организаций по монтажу и наладке систем автоматизации в СНГ.

КММ и «Автоматика» – первые зарубежные активы холдинга. Вхождение в состав группы позволит им выйти на российский рынок. В свою очередь использование мощностей казахстанских предприятий, которые нуждаются в новых рынках сбыта, позволит группе усилить свои позиции в секторе инжиниринговых услуг на постсоветском пространстве.

Первым делом – нефтегаз

Инжиниринговые компании (ИК) способны оказывать услуги одновременно в нескольких областях. Они обычно имеют холдинговую структуру (как ПСГ) и могут не заниматься непосредственно производственной деятельностью, а привлекать для этого сторонние организации. Однако в группе компаний «Промстрой» предпочитают, чтобы такие подрядные компании входили в ее состав. Так произошло и с казахстанскими предприятиями, вошедшими в структуру ПСГ.

По словам регионального вице-президента ЗАО «ПромСтрой Груп» по Казахстану и Средней Азии Валерия Безюкевича, ПСГ начало примериваться к КММ и «Автоматике» еще в октябре-ноябре 2007 года. В этом году российская компания решила выйти на казахстанский рынок: «Целью приобретения данных активов является выход на рынок Казахстана, а именно на рынок профильной деятельности компании ПСГ – нефтегазовый сектор. Приобретение нацелено прежде всего на работу в Казахстане, в перспективе планируется выход на российский и среднеазиатский рынок».

По словам представителей ПСГ, помимо нефтегазового направления на приобретенных предприятиях сохранятся нынешние виды работ – в основном заказчиков металлургической отрасли, в том числе из Казахстана. «Безусловно, те заказчики казахстанских предприятий, с которыми налажены отношения, останутся, более того, сотрудничество с ними будет укрепляться и в дальнейшем. Здесь я говорю о непрофильных заказах, то есть не из отрасли нефти и газа, а металлургических предприятий, компании легкой промышленности и продовольственных корпораций. Конечно, приоритетным для нас как холдинга останется именно нефтегазовый сектор. Надо понимать, что прибыли в нем все же выше», – поясняет президент ПСГ по стратегии и маркетингу Андрей Первов.

Учитывая значительную изношенность основных фондов на приобретенных предприятиях, а также сложившуюся систему менеджмента, покупателю, по всей видимости, придется заняться техническим перевооружением купленных активов. Однако, по словам г-на Безюкевича, пока сложно говорить о величине инвестиций, так как идет оценка рынка. Ситуация прояснится в 2009 году. При этом покупатель заверяет, что не планирует сокращения кадров, в том числе среди менеджеров: «Напротив, к каждому руководителю мы будем находить свой подход, принимая во внимание, что у существующего руководства налажены отношения со многими заказчиками на местном рынке. Тогда как у ПСГ здесь такие связи только на стадии зарождения. И надо подчеркнуть, что мы хотим сохранить 100% коллектива, так как здесь квалифицированный трудовой персонал. Принимая во внимание некоторую разницу в казахстанской и российской зарплатах, мы можем говорить о значительном повышении оплаты труда».

Аналитик компании Branan Павел Аблязов отмечает, что в последние годы многие российские инжиниринговые компании сталкиваются с дефицитом кадров – следствие оттока специалистов из-за сокращения спроса в период экономического кризиса. «Уже в 2008 году потребность в проектировщиках и монтажниках удовлетворена только на 50%, а руководителей проектов и того меньше – на 30%. Причем многие организации сохранили устаревшие подходы к работе, что не позволяет им эффективно адаптироваться к потребностям рынка как по объему, так и по качеству оказываемых услуг», – говорит аналитик.

Дорога к дому

Представители казахстанской стороны считают, что вхождение в состав ПСГ позволит им снять ограничения роста, накладываемые из-за небольшой емкости казахстанского рынка. «Выгода очевидна. Во-первых, в последние годы наша прибыль стабильно росла из года в год и в 2007 году составила более четырех миллиардов тенге. По прибыли мы подошли к своему потолку. Ведь надо учитывать небольшой объем казахстанского рынка. Заказов мало, дальнейшие перспективы при нынешнем развитии рынка отсутствуют. Пути дальнейшего роста исчерпаны, и если не будет роста, это однозначно деградация. Приход такого крупного инвестора, как ПСГ, позволяет нам выйти и на российский, и на среднеазиатский рынки, возможно, и рынки дальнего зарубежья. К примеру, у нас в планах на следующий год выйти в Туркмению, проводим переговоры в Нижневартовске.

Во-вторых, и это не менее важно, мы таким образом выигрываем и в Казахстане. Раньше, например, на крупных объектах наподобие Кашагана, Карачаганака при проведении тендеров на профильные нам услуги предпочтение, как вы понимаете, отдавалось зарубежным компаниям. Теперь же у нас появился реальный шанс на участие не только в тендерах, но и в работах на объектах», – пояснил в разговоре с «Экспертом Казахстан» исполняющий обязанности генерального директора АО «Автоматика» Тыныбек Оразымбетов.

Получить комментарии генерального директора КММ Юрия Мальцева, к сожалению, не удалось. Но уже очевидно, что перемены коснутся и этой компании. «Надо видоизменять существующую финансово-экономическую систему предприятий, приводить ее в соответствие с системой холдинга, ориентируясь на положения международной финансовой отчетности», – замечает г-н Безюкевич.

По мнению г-на Оразымбетова: «Изменение существующей системы менеджмента, о котором говорил господин Безюкевич, скорее всего, связано с планами ЗАО «Промстройгруп» провести в Лондоне IPO в недалеком будущем. Ведь для этого необходимо будет привести в соответствие с биржевыми требованиями не только свою, но и наши системы управления». Хотя это замечание сам г-н Безюкевич расценивает как преждевременное: «По поводу IPO говорить что-либо пока рано, во всяком случае не в ближайшей перспективе. Разумеется, каждая уважающая себя компания желала бы разместить свои акции на большой бирже. Однако сейчас мы ввиду непростой экономической и политической ситуации пока никаких планов по выходу на определенную биржу не строим».

Back to USSR

Сделка между акционерами ПСГ и владельцами казахстанских компаний позволит обеим сторонам восстановить связи, разрушенные после распада СССР. «В данной ситуации (приобретение российским холдингом. – «ЭК») налаживаются некогда нарушенные связи союзных подразделений монтажно-наладочных организаций. Методы проведения работ у нас примерно одинаковы, оборудование тоже отличается не принципиально. Так что, предполагаю, мы сможем догнать и перегнать все прежние объемы и заказы», – подчеркивает г-н Оразымбетов. При этом увеличится доля операций, выполняемых внутри холдинга. «В этом плане мы уже достигли уровня охвата производства 90%. То есть почти весь заказ исполняем своими силами. Так стараемся работать и в России, так планируем работать и в Казахстане», – говорит Андрей Первов.

По мнению Павла Аблязова, именно такая стратегия сегодня является наиболее выигрышной для компаний, оказывающих инжиниринговые услуги. Наиболее успешными будут те из них, кто сможет консолидировать в своей структуре немногие оставшиеся с советских времен функциональные инжиниринговые центры и внедрить коммерчески ориентированные модели работы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее