Непродажная «Белавиа»

Белорусская приватизация откладывается. Местные власти не торопятся продавать России лакомые куски госсобственности, несмотря на постоянно растущее давление союзника

Непродажная «Белавиа»

Еще в прошлом году СМИ и некоторые российские чиновники активно обсуждали возможность приватизации российским бизнесом "Белавиа" - единственного в Белоруссии авиаперевозчика. У «Белавиа» были проблемы с рентабельностью, "Аэрофлотом" и эффективностью менеджмента. Но за минувшие полгода в направлении акционирования и приватизации РУП "Национальная авиакомпания "Белавиа" дело не двинулось. Белорусские власти не торопятся сбывать с рук пусть убыточный, но стратегически важный актив.

"Решение о приватизации принимается государством. Но на сегодня в этом направлении никаких шагов не сделано", – констатировал заместитель генерального директора по маркетингу и ВЭД авиакомпании Игорь Чергинец. При этом он подчеркнул, что акционирование и последующая продажа компании не могут быть для нее самоцелью: инвестор, если он хочет работать в Белоруссии, должен гарантировать стране выполнение всех ее условий и иметь в наличии сумму, которая с точки зрения белорусского государства была бы справедливой.

Г-н Чергинец на минувшей пресс-конференции по этому поводу всячески подчеркивал, что "Белавиа" - одна из немногих авиакомпаний в Европе, которая умеет работать прибыльно. "Многие крупнейшие перевозчики убыточны и вынужденно идут на сокращение штата, флота. "Белавиа" по итогам 2012 года сработала с небольшой прибылью, причем по сравнению с 2011 годом прибыль выросла в два раза", – отметил г-н Чергинец. При этом топ-менеджер авиаперевозчика не стал уточнять, о какой прибыли идет речь. Известно лишь, что компания работает с минимальной рентабельностью - порядка 0,5%.

Он такой один

Белорусские власти умалчивают о том, за счет чего компании удается не скатиться в долги и убытки. "Белавиа" сегодня - единственный авиаперевозчик в стране, который устанавливает цены на перевозки значительно выше рыночных. Поэтому многие белорусские туристы, отправляясь в Европу или более отдаленные от них уголки планеты, зачастую пользуются услугами авиаперевозчиков Москвы, Киева, Варшавы. Но частный бизнес на этот рынок не пускают, а "Белавиа" компенсирует сравнительно низкий пассажиропоток драконовскими ценами на авиаперелеты.

В итоге масштабы бизнеса компании довольно неутешительны. За 2012 год "Белавиа" увеличила число регулярных рейсов на 1,6% – до 11,5 тыс. - и число чартерных рейсов на 6,9% – до 2,7 тыс. За прошлый год авиакомпанией было перевезено более 1,2 млн пассажиров, что на четверть больше, чем в 2011 году. На рынке пассажирских перевозок ее доля составляет 62,3%, у ближайшего конкурента, «Аэрофлота» - 11,2% (см. график). 

Дайте хорошую цену

Как бы то ни было, высокие цены на билеты проблем компании не решают. У "Белавиа" сегодня нет достаточных сумм на счетах, которые позволили бы относительно быстро обновить флот и приобрести современные самолеты. Конкурентоспособность ее на зачищенном от альтернативных компаний пространстве внутри страны сильно страдает от наличия лоу-костеров в России, Польше и Украине. Чтобы сделать из «Белавиа» эффективную компанию, инвестору нужны серьезные деньги.

Они, например, есть у российского "Аэрофлота", который в прошлом году начал спорить с "Белавиа" о частоте рейсов Минск - Москва. Российская компания хотела увеличить их количество с целью повышения прибыли. "Белавиа", спрос на услуги которой значительно ниже, боялась, что ей придется отправлять в Москву полупустые самолеты. Разразился конфликт: российская сторона отказывалась от сотрудничества, а белорусская обвинила партнеров в попытке "рейдерского" давления на ее госкомпанию.

Следом появились слухи о том, что "Аэрофлот" готов приобрести "Белавиа" по вменяемой цене, инвестировать средства в обновление ее авиафлота, провести ребрендинг. Все это для белорусов было бы выгодным делом, если бы не одно “но”: местное правительство никак не хочет терять контроль над значимыми объектами собственной экономики.

Аналогичная ситуация и в других сферах. Белоруссия, несмотря на серьезное давление со стороны России, за полтора года не продала ни "Беларуськалий", ни Минский автомобильный завод, ни один крупный банк, ни госдолю в операторе мобильной связи "МТС", ни один завод по производству телевизоров. Власти говорят, что всему виной скупость потенциальных инвесторов. Россия не хочет платить за "Беларуськалий" 30 млрд долларов, а за половину белорусского филиала МТС - один миллиард. В Кремле и близких к нему кругах считают запросы белорусского руководства неадекватными, а цены - далекими от рыночных.

В действительности же нежелание белорусского руководства избавляться от госактивов может быть продиктовано не жадностью, а банальной боязнью утратить контроль над тем, что происходит в стране. Прецеденты уже имеются: сразу после продажи "Белтрансгаза" "Газпрому" российский собственник увеличил здесь зарплаты персонала в два-три раза. А это - широкий жест в сторону Лукашенко: белорусов пытаются убедить, что если народ избавится от собственной власти, он начнет жить богаче. Батька, разумеется, сопротивляется натиску восточного соседа так, как умеет.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?