Непродажная «Белавиа»

Белорусская приватизация откладывается. Местные власти не торопятся продавать России лакомые куски госсобственности, несмотря на постоянно растущее давление союзника

Непродажная «Белавиа»

Еще в прошлом году СМИ и некоторые российские чиновники активно обсуждали возможность приватизации российским бизнесом "Белавиа" - единственного в Белоруссии авиаперевозчика. У «Белавиа» были проблемы с рентабельностью, "Аэрофлотом" и эффективностью менеджмента. Но за минувшие полгода в направлении акционирования и приватизации РУП "Национальная авиакомпания "Белавиа" дело не двинулось. Белорусские власти не торопятся сбывать с рук пусть убыточный, но стратегически важный актив.

"Решение о приватизации принимается государством. Но на сегодня в этом направлении никаких шагов не сделано", – констатировал заместитель генерального директора по маркетингу и ВЭД авиакомпании Игорь Чергинец. При этом он подчеркнул, что акционирование и последующая продажа компании не могут быть для нее самоцелью: инвестор, если он хочет работать в Белоруссии, должен гарантировать стране выполнение всех ее условий и иметь в наличии сумму, которая с точки зрения белорусского государства была бы справедливой.

Г-н Чергинец на минувшей пресс-конференции по этому поводу всячески подчеркивал, что "Белавиа" - одна из немногих авиакомпаний в Европе, которая умеет работать прибыльно. "Многие крупнейшие перевозчики убыточны и вынужденно идут на сокращение штата, флота. "Белавиа" по итогам 2012 года сработала с небольшой прибылью, причем по сравнению с 2011 годом прибыль выросла в два раза", – отметил г-н Чергинец. При этом топ-менеджер авиаперевозчика не стал уточнять, о какой прибыли идет речь. Известно лишь, что компания работает с минимальной рентабельностью - порядка 0,5%.

Он такой один

Белорусские власти умалчивают о том, за счет чего компании удается не скатиться в долги и убытки. "Белавиа" сегодня - единственный авиаперевозчик в стране, который устанавливает цены на перевозки значительно выше рыночных. Поэтому многие белорусские туристы, отправляясь в Европу или более отдаленные от них уголки планеты, зачастую пользуются услугами авиаперевозчиков Москвы, Киева, Варшавы. Но частный бизнес на этот рынок не пускают, а "Белавиа" компенсирует сравнительно низкий пассажиропоток драконовскими ценами на авиаперелеты.

В итоге масштабы бизнеса компании довольно неутешительны. За 2012 год "Белавиа" увеличила число регулярных рейсов на 1,6% – до 11,5 тыс. - и число чартерных рейсов на 6,9% – до 2,7 тыс. За прошлый год авиакомпанией было перевезено более 1,2 млн пассажиров, что на четверть больше, чем в 2011 году. На рынке пассажирских перевозок ее доля составляет 62,3%, у ближайшего конкурента, «Аэрофлота» - 11,2% (см. график). 

Дайте хорошую цену

Как бы то ни было, высокие цены на билеты проблем компании не решают. У "Белавиа" сегодня нет достаточных сумм на счетах, которые позволили бы относительно быстро обновить флот и приобрести современные самолеты. Конкурентоспособность ее на зачищенном от альтернативных компаний пространстве внутри страны сильно страдает от наличия лоу-костеров в России, Польше и Украине. Чтобы сделать из «Белавиа» эффективную компанию, инвестору нужны серьезные деньги.

Они, например, есть у российского "Аэрофлота", который в прошлом году начал спорить с "Белавиа" о частоте рейсов Минск - Москва. Российская компания хотела увеличить их количество с целью повышения прибыли. "Белавиа", спрос на услуги которой значительно ниже, боялась, что ей придется отправлять в Москву полупустые самолеты. Разразился конфликт: российская сторона отказывалась от сотрудничества, а белорусская обвинила партнеров в попытке "рейдерского" давления на ее госкомпанию.

Следом появились слухи о том, что "Аэрофлот" готов приобрести "Белавиа" по вменяемой цене, инвестировать средства в обновление ее авиафлота, провести ребрендинг. Все это для белорусов было бы выгодным делом, если бы не одно “но”: местное правительство никак не хочет терять контроль над значимыми объектами собственной экономики.

Аналогичная ситуация и в других сферах. Белоруссия, несмотря на серьезное давление со стороны России, за полтора года не продала ни "Беларуськалий", ни Минский автомобильный завод, ни один крупный банк, ни госдолю в операторе мобильной связи "МТС", ни один завод по производству телевизоров. Власти говорят, что всему виной скупость потенциальных инвесторов. Россия не хочет платить за "Беларуськалий" 30 млрд долларов, а за половину белорусского филиала МТС - один миллиард. В Кремле и близких к нему кругах считают запросы белорусского руководства неадекватными, а цены - далекими от рыночных.

В действительности же нежелание белорусского руководства избавляться от госактивов может быть продиктовано не жадностью, а банальной боязнью утратить контроль над тем, что происходит в стране. Прецеденты уже имеются: сразу после продажи "Белтрансгаза" "Газпрому" российский собственник увеличил здесь зарплаты персонала в два-три раза. А это - широкий жест в сторону Лукашенко: белорусов пытаются убедить, что если народ избавится от собственной власти, он начнет жить богаче. Батька, разумеется, сопротивляется натиску восточного соседа так, как умеет.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее