Дорогая нищая школа

Решить проблемы сельских школ – аварийное состояние зданий, недостаток материальной базы, нехватка учителей – мешают непрозрачность и неэффективность механизмов финансирования образовательных учреждений

Дорогая нищая школа

81-летний житель аула Акжол в Жамбылской области Жахан Абжапаров пожертвовал на ремонт местной школы пять миллионов тенге, которые копил долгие годы. Свой поступок пожилой человек объясняет тем, что в построенной 40 лет назад аульной школе ни разу не делали капитального ремонта, а смотреть, как здание разваливается, он уже не мог.

Ученикам аула Акжол повезло: ремонт их школы профинансировали из частного кармана. Но это уникальный случай. У сельских школ гораздо меньше шансов получить средства благотворителей, чем у городских. Не имея возможности обратиться за спонсорской помощью, сельские преподаватели тратят средства из своего кармана. Учителя за свой счет покупают школьный инвентарь, учебные материалы и методлитературу, средства для оформления кабинетов. Каждый из сельских педагогов тратит в год примерно 62 тыс. тенге. И это при зарплате в среднем 30 тыс. в месяц! Всего, по данным центра исследований «Сандж», из своих личных средств за год они расходуют 11 млрд тенге, что равняется 4% от бюджета среднего образования!

Но проблемы сельских школ, составляющих более половины от общего количества средних образовательных учреждений в стране (4,5 тыс. из 8 тыс.), таким образом, конечно же, не решить. Слишком велик масштаб проблем. Но средства, выделяемые на образование из республиканского и местного бюджетов, тратятся неэффективно. А подчас вообще непонятно, на что идут эти деньги и доходят ли до образовательных учреждений.

Диспропорция в бюджете

Совокупные расходы государства на среднее образование, заложенные в бюджет этого года, составляют 266 млрд тенге. По мировым стандартам расходы на образование не должны быть ниже 6–8% от ВВП. В Казахстане на образование тратится только 3% от ВВП. Из этой суммы 2/3 поступает из местных бюджетов акиматов, 1/3 – из республиканского. Средствами из последнего источника распоряжаются Министерство образования и Министерство сельского хозяйства по программе развития сельских территорий. Но при этом, как утверждает менеджер программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» фонда «Сорос-Казахстан» Жанибек Хасан, трудно определить, какая именно сумма выделяется на сельское среднее образование. Неправительственные организации (НПО) пробовали прояснить этот вопрос, но не все департаменты образования предоставляют такую информацию. Известно лишь, что расходы из местных бюджетов идут на заработную плату и оплату коммунальных услуг сельских школ, а из республиканского – на повышение квалификации учителей, техническое оснащение школы, компьютеризацию, учебную литературу и т.д. Причем в развитых странах на развитие образовательного потенциала (новые программы, компьютеризация, повышение квалификации преподавателей, совершенстовование инфраструктуры учебных заведений и т.д.) расходуется больше, чем на зарплату. У нас ситуация обратная. Но учителя все равно сидят на полуголодном пайке. А школы нуждаются в срочном ремонте. Как показал мониторинг, проведенный фондом «Сорос-Казахстан», исследовательским центром «Сандж» и рядом других организаций, только в четырех регионах страны – Карагандинской, Актюбинской, Петропавловской и Алматинской областях – более двух тысяч школ на селе нуждаются в капитальном ремонте, а 256 находятся в аварийном состоянии. По данным мониторинга, половина школ в сельской местности располагается в пристройках к зданиям, каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов. И это несмотря на то, что на строительство и реконструкцию школ в целом по стране в 2007 году из госбюджета затрачено 23,6 млрд тенге, а на капитальный ремонт дополнительно выделено еще 5,2 млрд.

В условиях отсутствия достоверной информации непонятно, как решать многие вопросы

Даже когда деньги доходят до школ, механизм их расходования часто оказывается неэффективным и непрозрачным. По словам самих учителей, участвовавших в опросе, проведенном НПО, большая часть технического инвентаря (например, интерактивные доски или компьютеры) списывается на село из городских школ. Так происходит потому, что бюджеты на местном уровне недостаточно прозрачны и детализированы, а директора школ не интересуются ими. Во время опроса ни один из них не дал исчерпывающего ответа по выделенным на его школу и расходуемым средствам. Хотя областные акиматы предоставили НПО, проводившим мониторинг, общий отчет о финансировании местных школ, но о том, сколько и на что конкретно расходуются средства в самих школах, рассказать не смогли. Учителя тоже не знают, какие пункты и статьи включает бюджет и на что должны тратиться деньги школы. Родительские комитеты неактивны и не интересуются бюджетом своих школ. Как рассказывает Жанибек Хасан, например, школа получает компьютеры, но зачастую ни директор, ни учителя не знают, по какой программе или статье их им поставили и каковы были расходы.

Малокомплектные проблемы

Для сельских школ проблема эффективного расходования средств стоит особенно остро. Ведь расходы на одного школьника на селе заметно больше, чем на его сверстника из города – по подсчетам центра «Сандж», разница достигает трех раз, а если речь идет о сельских малокомплектных школах – 3,5 раза.

Более высокие расходы на селе объясняются малой укомплектованностью школ. В Казахстане к малокомплектным (МКШ) относят 55,4% школ, 90% из них расположено в сельской местности. По словам регионального координатора проектов «Сандж» Айсулу Жакеновой, на селе немало учебных заведений, рассчитанных на 100 учеников, а учатся в них в два-три раза меньше.

МКШ сталкиваются с наибольшими трудностями. Если в городских школах проблем с отоплением практически нет, то в сельских и МКШ эти проблемы связаны с низким качеством топлива, в частности угля – на это указывают 87% респондентов сельских школ. Топливо закупается на тендерной основе, и основополагающим фактором является его низкая цена, но при этом не учитывается его способность к горению. Поэтому не случайно 79,9% респондентов-директоров, родителей МКШ пожаловались на низкую температуру в зданиях школ зимой.

Более 46% сельских школ и 45% МКШ не имеют возможности обеспечить учащихся горячей пищей в связи с тем, что не обеспечены водой. Родители детей из МКШ и сельских школ обращают внимание на то, что им приходится обеспечивать ребенка сухим завтраком и питьем.

Метод научного тыка

Решить проблемы образовательных учреждений должны были госпрограмма развития образования Республики Казахстан на 2005–2010 годы и программа «Ауыл мектебi 2003–2005 гг.». Однако мониторинг, проведенный фондом «Сорос Казахстан», показал, что Минобразования не имеет четкой информации о ее реализации. Минобразования ссылается на Минсельхоз, реализующий программу развития сельских территорий, а также отсылает к местным исполнительным органам. Получается, что профильное министерство не владеет информацией о результатах, мероприятиях и финансировании шагов по реформированию сельского образования. Специалисты, проводившие мониторинг, столкнулись и с тем, что их неверно информировали в такой серьезной и единственной организации в Казахстане, ведущей масштабные статистические расчеты, как Агентство РК по статистике. Обнаружилось, что далеко не все школы, обозначенные в списках, поданных Минобразованием как малокомплектные, оказались таковыми в действительности.

При отсутствии достоверной информации непонятно, как решать многие вопросы. Например, по мнению Жанибека Хасана, возникают сомнения, что строительство школ в сельской местности соответствует реальным потребностям региона, например, действительному количеству учащихся, ожидаемому приросту населения в регионе и перспективам его развития. Чтобы прояснить ситуацию, нужны грамотные социологические исследования и статистические расчеты. Пока же школы в сельской местности строятся с долгосрочной перспективой на 1–1,5 тыс. мест, без учета усиливающейся миграции сельского населения в города. Со временем классы опустеют, а школы на селе придут в упадок.

Что касается бюджетных расходов, то Министерство финансов могло бы предоставить данные, сколько средств тратится по отдельности на городские и сельские школы и сколько из них на малокомплектные, это бы помогло планировать затраты и расходовать средства более эффективно. Если бы акимат делал доступной информацию по бюджетным расходам на местном уровне, обнародуя данные на интернет-сайтах или в печатных СМИ, это внесло бы дополнительную ясность, сделало траты из бюджета более эффективными и адресными, предоставило возможность потребителям услуг участвовать в формировании бюджета. Прозрачный бюджет легче модифицировать, включать новые бюджетные статьи или увидеть, по каким из них средства расходовались нецелевым образом.

По мнению Айсулу Жакеновой, в целом необходимо наладить более эффективное распределение средств, выделяемых на школу. Возможно, в каких-то регионах государству будет дешевле обеспечивать доставку учеников на автобусах в школы соседних поселков. Или открыть круглосуточные школы-интернаты, где будут учиться дети из ближайших аулов. Но для этого нужно знать обстановку в регионе и иметь корректные статистические данные и исследования. Но прежде необходимо законодательно прописать статус школы-интерната и, естественно, поинтересоваться мнением родителей потенциальных учащихся. Для составления более объективной картины о ситуации с образованием на селе требуется регулярный мониторинг общественного мнения. И лучше, если он будет проводиться НПО.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности