Китайский синдром

Российские автодилеры, продвигающие китайские машины, намерены выйти на рынок Казахстана. Им придется убедить казахстанцев в качестве китайских машин, но для этого не понадобится много времени

Китайский синдром

Автопроизводители из Китайской Народной Республики начинали свою деятельность с прямого копирования иностранных моделей. Они в совершенстве овладели этим методом проникновения на рынок, ранее апробировав его на электронике, одежде, игрушках и других товарах народного потребления. Не случайно почти все китайские автомобили напоминают лучшие образцы мирового автопрома. К примеру, производитель недорогих внедорожников, компания Baoding Dadi, представила обновленную модель BDD6492E City Leading с новым передом, который напоминает Jeep Grand Cherokee китайской сборки.

Ничего криминального в этом способе производства нет: используются лицензированные узлы и агрегаты, придумываются или копируются кузов и внутренняя отделка салона. Сомнение вызывает только качество сборки китайских автомобилей, где иностранцы не контролируют производственные процессы.

Неплохо заработав в РК на автобусах, грузовых машинах и спецтехнике, китайцы хотят двигаться дальше – получить долю на рынке продаж новых легковых авто. Для этого нашим соседям необходимо убедить казахстанцев выбирать вместо подержанных японских и немецких автомобилей новые китайские Geely и Chery.

Сделать это будет нелегко: сейчас из четырех продаваемых в Казахстане машин три относятся к сегменту second hand. Но в случае ожидаемого введения 25-процентной пошлины на ввоз в страну подержанных машин с начала 2009 года китайцы получат неплохие шансы побороться за 75-процентную долю авторынка. Ведь сразу возрастет спрос на новые дешевые авто: по данным компании «Азия Авто», в сегменте новых машин 60,72% от всего объема продаж приходится на автомобили по цене от 1 до 20 тыс. долларов. Именно в этом ценовом диапазоне работают дилеры, представляющие продукцию из КНР. Их прямыми конкурентами станут «АвтоВАЗ», производители из Узбекистана и Кореи – репутация этих машин не намного лучше, чем у «китайцев». Ситуацией на нашем рынке могут воспользоваться российские дилеры китайских заводов – по данным «Эксперта Казахстан», российская компания Red Dragon (дистрибьютор машин под китайской маркой Geely) ведет переговоры со своими китайскими партнерами о перспективах продвижения их продукции в Казахстане.

Серые пятна рынка

Сегодня на отечественном рынке работают три крупных дилера китайских автомобилей: компания «Восток Авто» (Chery Automobile Co Ltd), FAWORIT AVTO (FAW), ТОО «Техмашцентр», специализирующееся на продаже грузовых машин, автобусов и спецтехники. Китайская компания Great Wall активно продает внедорожники, но официального дилера не имеет. Остальное – «серый» рынок и небольшие дилерские компании.

Как правило, продавцы китайских автопроизводителей в РК работают в виде автосалонов и не имеют полной сервисной оболочки. Заместитель коммерческого директора компании «Toyota Центр Жетысу» Евгений Кузнецов считает такую форму работы недостаточной, чтобы завоевать доверие потребителей. «У китайских производителей в нашей стране нет ни сервисной сети, ни сети по поставке запасных частей, – продолжает г-н Кузнецов, – ни четкой и понятной гарантийной политики».

На сегодняшний день более-менее упорядоченно организацией сети автосалонов в РК занимается Chery Automobile Co Ltd. Через своего дилера «Восток Авто» китайцы развивают данную сеть в Усть-Каменогорске, Караганде, Костанае и Алматы. «Но опять же сеть автосалонов, – уточняет г-н Кузнецов, – а не полноценных сервисных станций. Человек, покупая китайский автомобиль, рискует стать обладателем машины, ремонтировать которую окажется делом весьма сложным по причине отсутствия необходимых запасных частей».

Сомнение вызывает только качество сборки китайских автомобилей, где иностранцы не контролируют производственные процессы

Данное обстоятельство можно объяснить спецификой китайского автопрома. В Поднебесной множество производителей выпускают одну и ту же модель двигателя, и каждый из них считает своим долгом внести в него новшества. «Поэтому модель двигателя на китайских автомобилях, – уверяет менеджер ТОО “Техмашцентр” Сергей Ретивых, – мало о чем говорит. Официальный дистрибьютор тем и хорош, что вместе с продажей машины берет на себя поставку комплектующих и запасных частей. “Серые” дилеры этим заниматься просто не будут».

Между тем бал на рынке китайских машин пока правят именно «серые» компании. «Официально работать с заводом довольно сложно, – поясняет г-н Ретивых, – это длительная процедура, причем покупать нужно единовременно достаточно большую партию товара». Гораздо проще поехать и купить технику со стоянки в приграничном Урумчи. Но никто не даст гарантию на проданное транспортное средство, и обязательно возникнут проблемы с запасными частями.

Наука убеждать

Тем не менее именно «серые» компании сформировали казахстанский парк городских и междугородних автобусов – это гремучая смесь китайских, корейских и других брендов. «Доля продаж китайских грузовых и спецмашин в Казахстане высока, – отмечает г-н Ретивых. – По некоторым данным, более половины всей продаваемой в РК техники (грузовые машины и спецтехника) составляет продукция китайских производителей». Сегодня в Казахстане активно продается грузовая и спецтехника марок Foton, Forland, Dong Feng. При этом китайский автомобиль грузоподъемностью до одной тонны можно приобрести по цене от 800–900 тыс. тенге. За эту же цену можно купить экземпляр европейского производителя возрастом около 10 лет. Специалисты ТОО «Техмашцентр» заверяют, что продукцию этих марок отличает достаточно высокое качество сборки. Чуть хуже, хотя и ненамного, реализуется в РК продукция китайского завода FAW.

Со своей стороны потребители – строительные компании, коммунальные службы и другие – преодолели недоверие к китайским производителям. Они предпочитают новый китайский грузовой автомобиль подержанному европейскому. «При относительно невысокой цене, – продолжает Сергей Ретивых, – получаете новый автомобиль с приличными техническими характеристиками. Причем по характеристикам они не только не уступают аналогичной российской технике, но по некоторым параметрам ее превосходят».

Как и мировые автоконцерны, китайцы меняют модельный ряд в течение нескольких месяцев. «Мы только продали, к примеру, китайский автокран, – говорит г-н Ретивых, – пробуем заказать еще несколько, а китайцы нас извещают, что модель снята с производства и они освоили другую».

Мы выбираем или… нас выбирают

Продажи легковых машин из КНР пока идут менее успешно. «Восток Авто» в 2007 году продал в РК 224 автомашины марки Chery, показав динамику роста продаж по сравнению с 2006 годом (106 машин) более чем в два раза. Но на фоне рынка это совсем немного – в Казахстане в прошлом году было продано 79,4 тыс. новых машин, преимущественно японского и корейского производства.

Казахстанцы привыкли доверять японским производителям, поставляющим на рынок недорогие, но очень качественные автомобили. С «китайцами» хуже, но дилеры рассчитывают, что ситуация вскоре изменится. «Наверное, здесь можно говорить об инерции популярности тех или иных марок автомобилей. Китайские бренды еще не знакомы местному потребителю, но, принимая во внимание мобильность китайцев, можно с уверенностью сказать, что совсем скоро темпы продаж легковых авто заметно увеличатся», – считает Сергей Ретивых.

Основным конкурентным преимуществом китайцев является приемлемое ценовое предложение. В частности, согласно прайс-листу компании «Восток Авто» она предлагает казахстанцам серию из восьми моделей автомобилей под маркой Chery по цене от 6,9 тыс. до 16,3 тыс. долларов.

Немаловажным фактором роста может стать приход в РК российских дилеров. «Эксперту Казахстан» стало известно о переговорах, ведущихся российской компанией Red Dragon (дистрибьютор машин под китайской маркой Geely) с его китайскими партнерами. Основной предмет переговоров – возможный выход россиян на казахстанский рынок. «В принципе, такое вхождение планируется с 1 января 2009 года, – сказал нам исполнительный директор компании Red Dragon Артем Марчук. – Признавая наличие таких планов, добавим, что они находятся в стадии обсуждения». Россияне сейчас ждут финального подтверждения от китайской стороны.

До весны текущего года Chery чувствовал себя на российском рынке вполне комфортно. В 2007 году здесь продали 36 тыс. машин. Из-за закрытия сборочной линии на калининградском заводе «Автотор» (стороны не сошлись по квоте сборки машин) в 2008 году автомобилей Chery в РФ будет продано почти в два раза меньше – порядка 15–20 тыс.

По данным Red Dragon, Chery занимала 70% продаж всех легковых «китайцев» в России, и потому удар по этой марке существенно скажется на динамике продаж.

Марка Geely появилась на российском рынке сравнительно недавно, в мае 2008 года, когда начал работу Red Dragon. По прогнозам россиян, рынок продаж новых машин в РФ составит около двух миллионов автомашин, из них 50 тыс. будут китайского производства. Поэтому доля легковых «китайцев» на российском рынке составит 2,5–3%. «Что касается качества сборки китайских автомашин, – уверяет г-н Марчук, – то китайский автопром уже давно не выпускает так называемые одноразовые автомобили. В России введена сертификация продаваемых на рынке автомашин по 33–35 позициям на уровне европейских стандартов. Geely ее прошла, и по параметрам мало чем отличается от автомобилей Volkswagen».

Перспективы Red Dragon на казахстанском рынке менеджмент-компании оценивают оптимистично. Россияне хотят активно внедряться в сегмент малобюджетных автомобилей в ценовом промежутке между продукцией российского АвтоВАЗа и корейских производителей. «Если вопрос выхода на казахстанский рынок будет решен положительно, – предполагает г-н Марчук, – мы предложим цену на Geely класса С на уровне 11 тысяч долларов».

В Red Dragon трезво оценивают технологические возможности китайского автопрома. По мнению Артема Марчука, нынешние китайские легковые автомобили находятся по своим параметрам на уровне пяти-, семилетней давности по отношению к продукции корейского производителя Hyundai. Лет семь назад в той же России отношение к Hyundai было таким же, как к сегодняшним китайским автомобилям. Учитывая темпы развития китайского автопрома, путь от полного скепсиса к активным продажам китайцы должны пройти быстрее, чем это получилось у корейцев.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом