Полный цикл избирательных процедур

Несмотря на декларированное стремление к многопартийности в парламенте, «Нур Отан» будет не просто главным, но и едва ли не единственным действующим лицом на очередных выборах в сенат

Полный цикл избирательных процедур

Повышения градуса общественно-политической жизни в Казахстане в связи с выборами в сенат не наблюдается. Отчасти потому, что выборы в верхнюю палату казахстанского парламента простых граждан страны напрямую не коснутся. Они являются косвенными, то есть сенаторов будут выбирать депутаты маслихатов всех уровней из 14 областей, а также двух системообразующих городов – Алматы (финансовая система) и Астаны (государственная).

Кроме того, все оппозиционные партии отказались от участия в этих выборах, объявив их политическим фарсом, игрой с заранее известным результатом. На предыдущих выборах в сенат в августе 2005 года кандидатов от оппозиции также не было. Весь партийный спектр был представлен «Отаном», «Асаром» и Гражданской партией, которые в 2006 году сформировали «Нур Отан».

Аристотель в своей «Политике» применительно к похожей ситуации писал, что «спокойствие народа, лишенного участия в управлении, никоим образом не служит доказательством правильности такого порядка». Но в реальности закон отнюдь не запрещает народу самым активным образом участвовать даже в косвенных выборах.

Предполагается, что кандидат в сенаторы будет проводить некую агитационную кампанию. То есть воздействовать на умы и сердца депутатов маслихатов. Например, в ходе личных встреч с будущими выборщиками. Но при этом он может прибегать и к помощи средств массовой информации, а именно: заказать пятнадцатиминутное выступление на телевидении, десятиминутное на радио и две статьи в газете. В этом случае он, пусть даже невольно, расширит свою аудиторию до уровня всех жителей своей области. И его земляки имеют право как-то отреагировать на это – поддержать или, наоборот, отвергнуть. В голосовании они не участвуют, но закон не запрещает гражданам воздействовать на выборщиков, подталкивая их к выбору кандидата, милого сердцу граждан. Можно, наверное, воздействовать в индивидуальном порядке, хотя эффективнее создавать специальные группы давления на базе уже имеющихся общественных организаций. Но до сих пор о такого рода политической активности граждан ничего не было слышно. Общество в целом демонстрирует глубокое безразличие к политическому институту с огромными полномочиями и возможностями (председатель сената – второе лицо во властной иерархии, а сам сенат может при необходимости работать и за нижнюю палату – мажилис, что уже было прошлым летом). Впрочем, и Центризбирком, и партия «Нур Отан», которой предстоит победить и на этих выборах тоже, относятся к ним крайне серьезно. Отчасти из-за того, что ожидается присутствие большого числа международных наблюдателей, отчасти по причине действительно высокой ответственности.

Призрак коррупции

Сенатор Оралбай Абдыкаримов, возглавляющий общественный совет по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан», сделал тревожное заявление о возможности массового подкупа депутатов в маслихаты. Такое может произойти, по его информации, в Южно-Казахстанской области. Бывший спикер сената призвал депутатов маслихатов к ответственности и предостерег от продажи своих голосов за деньги. При этом он, очевидно, исходя из имеющейся у него информации, не стал апеллировать к честности и неподкупности своих коллег по представительной ветви власти, а предпочел указать на особую ответственность сената в решении государственных дел.

Можно было бы ограничиться констатацией неизменности человеческой природы, сославшись на слова Аристотеля о геронтах в Лакедемоне: «Люди, занимающие эту должность, оказывается, бывают доступны подкупу и часто приносят в жертву государственные дела ради угождения».

Однако следует признать, что основания для подозрений в отношении депутатов двух регионов – ЮКО и Алматы – имелись. В случае если бы все 10 кандидатов, выдвинутых в этих регионах, были зарегистрированы, это означало бы, что голоса выборщиков были с ювелирной точностью поделены ровно на 10 частей (см. «Все оттенки смысла»). То есть каждый из претендентов на сенатское кресло не просто смог набрать положенные по закону голоса 10% выборщиков, но и удержался от того, чтобы не забрать себе одиннадцатый процент. Слово «сговор» тут, возможно, не совсем уместно, поскольку имеет криминальный оттенок, но высокая согласованность действий депутатов и кандидатов в сенаторы была бы несомненна.

А если исходить из того, что большинство депутатов маслихатов хранят на груди нуротановский партбилет, а также из того, что партийная дисциплина в президентской партии если не железная, то и не пластилиновая, то остается предположить, что за согласованностью процесса выдвижения кандидатов стоят воля и ра-зум «Нур Отана».

Видимо, именно этим объясняется то, что в конце концов ни в одном из регионов максимально возможное число кандидатов не было зарегистрировано. В Южном Казахстане и Алматы их число сократилось до пяти. Всего же по стране из 88 выдвиженцев было зарегистрировано 50 кандидатов в сенаторы.

Вопрос о власти

Многие склонны рассматривать эти выборы как очередной акт политической пьесы, автором и режиссером которой является президент. И впереди нас ждет действие под девизом «устранение недостатков». Под недостатком понимается однопартийность парламента, и устраняется она через прохождение в верхнюю палату парламента представителя «Адилета» или «Ак жола». Возможно, даже представителей обеих этих партий, пусть не слишком оппозиционных, но в любом случае альтернативных «Нур Отану».

Такой взгляд на события не лишен логики, но не учитывает того, что, реализуя такой сценарий, Нурсултан Назарбаев должен публично проиграть как лидер правящей партии. Ведь избрание в сенат даже представителя далекого от политической фронды «Адилета» можно будет интерпретировать как снижение доверия к президентской партии. Кроме того, если «Нур Отан» попытается сыграть в поддавки, то он просто перестанет быть партией власти. Даже если в администрации президента дадут рекомендацию «пропустить» в сенат кого-то из альтернативщиков, весь партийный аппарат будет настроен только на победу.

Президент, выступая на открытии парламентской сессии, объявил о том, что «необходимо создать правовой механизм, позволяющий формировать парламент с участием не менее двух партий, даже если вторая партия не проходит семипроцентный барьер». Некоторые склонны толковать такое поручение расширительно – мол, президент поручил сделать парламент многопартийным в ближайшее время. На самом деле возможность многопартийности важнее самой многопартийности. Да и ситуацию в парламенте президент отнюдь не воспринимает как ненормальную: «Доминирование партии “Нур Отан” в парламенте – это решение народа». В конце концов, как писал тот же Аристотель, «доказательством слаженности государственного устройства служит уже то, что сам народ добровольно поддерживает существующие порядки».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?