Игра на пошлинах

Игра на пошлинах

На прошлой неделе в Актобе в ходе казахстанско-российского форума были анонсированы крупные инвестпроекты российских компаний на территории Казахстана. Группа «Мечел» объявила о планах по строительству двух ферросплавных заводов. Как пояснил «Эксперту Казахстан» исполнительный директор компании Алексей Иванушкин, первый из них – завод по выпуску феррохрома в Актюбинской области на базе месторождения хромитов «Восток» (запасы – 19,5 млн тонн руды). Его разработкой занимается ТОО «Восход-Oriel», контролируемый «Мечелом» через купленную им британскую компанию Oriel Resources Plc. Торжественный запуск горно-обогатительного комбината (ГОК) на месторождении состоялся на прошлой неделе. Ожидается, что с 2009 года ГОК будет производить 950 тыс. тонн хромового концентрата в год. Пока что треть объема его продукции будет поставляться на принадлежащий «Мечелу» Тихвинский ферросплавный завод в Ленинградской области. Но в дальнейшем группа рассматривает возможность строительства в 2012–2013 годах ферросплавного производства мощностью 240–250 тыс. тонн продукции в год. Инвестиционную емкость этого проекта г-н Иванушкин оценил в 500–800 млн долларов. Топ-менеджер признал, что к такому решению компанию подталкивают высокие пошлины на экспорт хромовой руды из Казахстана (30%). Второй завод на базе никелевого месторождения «Шевченко» (Костанайская обл.) будет выпускать до 20 тыс. тонн ферроникеля в год. Аналогичное предприятие планируется построить и в Оренбургской области – на это понадобится примерно 600 млн долларов. «Мечел», в частности, выпускает нержавеющую сталь и спецстали, для производства которых нужны ферросплавы.

Также в ходе форума было подписано соглашение между «АвтоВАЗом», «Азия-Авто» (контролируется группой «Бипек Авто») и Евразийским банком развития (ЕАБР) о сотрудничестве. Оно предусматривает выкуп «АвтоВАЗом» 25%+1 акции автосборочного завода «Азия-Авто». Сумма сделки неофициально оценивается в 25 млн долларов. Как уже писал «Эксперт Казахстан», россияне дают казахстанскому предприятию исключительное право на сборку автомобилей Lada из поставляемых автокомплектов – до 120 тыс. штук в год (мощность завода – 45 тыс. машин, в прошлом году было собрано 4,4 тыс. машин). При этом, как подтвердил глава совета директоров «Азия-Авто» Анатолий Балушкин, в Казахстане будут введены новые пошлины на ввоз иномарок б/у. «Создание барьеров для ввоза подержанных иномарок снизит риски проекта в первые годы его существования, создав практически гарантированный рынок сбыта», – отмечает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин.

В финансировании обеих сделок участвует ЕАБР (разработку месторождения хрома софинансируют банки WestLB AG и Bayerische Hypo–und Vereinsbank AG). По словам председателя правления банка Игоря Финогенова, общая сумма сделки по финансированию разработки хромовых залежей составила 120 млн долларов, из них на долю ЕАБР пришлось 60 млн. Срок кредита – 10 лет. Решение о возможном финансировании строительства ферросплавного завода будет приниматься, по словам г-на Финогенова, «исходя из конкретной ситуации: наличия заявки и соответствия условий сделки требованиям банка». На модернизацию и расширение производственных мощностей «Азия-Авто» ЕАБР готов выделить до 150 млн долларов, срок соглашения – также 10 лет.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности