«Акцент – на роли государства»

Новые инвестпроекты в области добычи и переработки углеводороводов помогут нацкомпании «КазМунайГаз» (КМГ) стать серьезным игроком мирового уровня, – уверен глава КМГ Каиргельды Кабылдин

«Акцент – на роли государства»

Главная тенденция последних лет в казахстанской «нефтянке» – увеличение влияния государства. Меняется законодательная база, дающая властям больше возможностей влиять на поведение участников рынка. Нацкомпания «КазМунайГаз» (НК КМГ) приобретает новые активы как в сегменте добычи, так и переработки «черного золота». По мнению президента КМГ Каиргельды Кабылдина, это позитивные процессы, дающие возможность развивать нефтяную отрасль в национальных интересах.

Международная форма, отечественное содержание

– Каиргельды Максутович, стратегическая задача Казахстана – вхождение в десятку мировых производителей углеводородов. Насколько успешно в отрасли в целом и в вашей компании в частности решается эта задача?

– Для начала я хотел бы сделать акцент на возросшей роли государства в нефтегазовых проектах, реализуемых на территории Казахстана. «КазМунайГаз» как национальная компания стремится в полной мере обеспечивать эффективную реализацию этой стратегии. Использование государством приоритетного права прироста запасов дает нам возможность для более быстрого развития, что в конечном итоге ведет к увеличению отчислений в государственную казну.

Реализация международного вектора развития ясно демонстрирует намерения национальной компании по вхождению в мировой рынок. Уже сегодня «КазМунайГаз» активно осуществляет совместные проекты с мировыми лидерами нефтегазовой отрасли и успешно конкурирует с ними на внутреннем рынке. Для того чтобы стать по-настоящему транснациональной компанией, КМГ стремится соответствовать многим параметрам, включая масштабы бизнеса, капитализацию компании и страны присутствия. «КазМунайГаз» перенимает лучший мировой опыт и готов выйти на новый уровень, позволяющий стать серьезным игроком в мировом масштабе.

Своей первостепенной задачей «КазМунайГаз» ставит улучшение качества принятия решений, создание более эффективной операторской модели, применение лучших стандартов проектного управления, технической целостности, внутреннего контроля. Тем не менее стремление выйти на международный уровень в большей степени связывается не столько с амбициями стать крупной транснациональной компанией, сколько с обеспечением интересов государства и ростом стоимости компании. «КазМунайГаз» позиционирует себя как компания международного уровня, поэтому наша задача – состояться как компания, уровень управления, технологии и другие показатели которой соответствуют мировым стандартам.

В рамках обеспечения интересов государства «КазМунайГаз» ратует за увеличение отечественного содержания в нефтегазовых проектах, при этом огромное значение придается увеличению роли казахстанских специалистов. Вкупе с другими направлениями успешного развития национального сектора реализация такой установки, безусловно, поднимет нефтегазовую отрасль страны на новый уровень.

Мосты в Европу и Китай

– Что делается компанией для динамичного развития нефтегазотранспортной инфраструктуры и диверсификации экспортных поставок нефти?

– «КазМунайГаз» практически завершил создание первоочередных объектов сервисной инфраструктуры, которые будут заниматься обслуживанием сектора разведки и добычи на море. За последние три года в порту Баутино завершено строительство причального комплекса по отгрузке каменной породы мощностью 250 тысяч тонн в месяц, базы поддержки морских операций, полигона для утилизации отходов и захоронения шлама, станции заправки морских судов мощностью 140 тысяч кубометров в год. В дальнейшем предусматривается строительство Северо-Каспийской базы реагирования на разливы нефти, сооружение объектов нефтегазовой инфраструктуры в поселке Курык в соответствии с разработанными генеральным планом и концепцией развития морского порта Курык.

Развитие ресурсного потенциала осуществляется в комплексе с расширением уже существующих маршрутов транспортировки углеводородов и формированием новых направлений, что является залогом стабильности работы всего нефтегазового комплекса. Если раньше казахстанская нефть экспортировалась только по одному трубопроводу Атырау–Самара, то сегодня мировая экономическая ситуация ставит новые вызовы, на которые «КазМунайГаз» отвечает диверсификацией транспортных маршрутов.

Наряду с расширением пропускной способности существующих маршрутов КМГ работает и над созданием новых направлений транспортировки углеводородов. Для реализации восточного направления экспорта полтора года назад компания приступила к эксплуатации нефтепровода Атасу–Алашанькоу – первого этапа масштабного трубопроводного проекта «Казахстан – Китай». В прошлом году была завершена разработка обоснования инвестиций по заключительному этапу проекта – участку от Кенкияка до Кумколя протяженностью 761 километр. Ввод в строй всего нефтепровода до Китая запланирован на конец 2009 года.

Еще одним перспективным направлением является проект создания Казахстанской каспийской системы транспортировки, которая позволит экспортировать нефть с месторождений Кашаган и Тенгиз танкерами через Каспий и далее по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан и по железной дороге по маршруту Баку–Батуми. В рамках реализации этого проекта в 2006 году «КазМунайГаз» и Государственная нефтяная компания Азербайджана подписали меморандум о сотрудничестве по проекту системы, ввод в строй которой запланирован на 2012 год.

Однако новые маршруты поставок нефти – не единственное направление работы компании по реализации принципа многовекторности поставок казахстанских углеводородов. Восточный сосед – Китай, чьи потребности в энергоресурсах растут стремительными темпами, проявляет интерес к получению газа с территории Средней Азии и Казахстана. «КазМунайГаз» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация планируют строительство газопровода Казахстан–Китай, пропускная способность которого составит 40 миллиардов кубометров в год.

В перспективе увеличение объемов транскаспийских поставок нефти даст возможность осуществлять экспорт казахстанской нефти в Европу, в том числе для переработки на заводах румынской компании «Ромпетрол», 75% акций которой «КазМунайГаз» купил в прошлом году. С приобретением «Ромпетрола» нацкомпания получила доступ к двум румынским нефтеперерабатывающим заводам, а также обширной розничной сети из 630 автозаправочных станций в Европе, которые расположены в Испании, Франции, Румынии, Болгарии, Албании, Молдове, Украине и Грузии.

Казахстанское участие в «Ромпетроле» создает мост между Центральной Азией и европейским рынком, заинтересованным в получении казахстанской нефти. В свете этой сделки считающийся альтернативным маршрут поставок казахстанской нефти через каспийские порты и далее по железной дороге или трубопроводами до Черного моря с последующей переправкой танкерами в румынскую Констанцу приобретает для компании особую актуальность.

– Как вы оцениваете современное состояние и перспективы сотрудничества «КазМунайГаза» с Россией?

– Между Казахстаном и Россией складываются динамичные двусторонние связи в различных отраслях экономики. Не стали исключениями и наши отношения в нефтегазовой отрасли, в том числе в области транспортировки нефти, что подкрепляется различными соглашениями как на уровне государств, так и хозяйствующих субъектов. Важнейшим из них является Соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о транзите нефти, подписанное в 2002 году.

Для нашей страны традиционным направлением экспорта углеводородного сырья является европейское направление, что, естественно, связано с транзитом через территорию Российской Федерации. Этот маршрут и в долгосрочной перспективе будет оставаться одним из основных направлений для поставки нефти на экспорт.

В настоящее время казахстанская нефть транспортируется по трубопроводным системам АК «Транснефть» и КТК. В 2007 году объем прокачанной по нефтепроводам Атырау–Самара и КТК казахстанской нефти составил 16,0 и 25,6 миллиона тонн, а за первое полугодие этого года – 8 и 13,6 миллиона тонн соответственно.

Казахстанско-российское сотрудничество в области транспортировки нефти охватывает транзит казахстанской нефти по территории Российской Федерации, импорт российской нефти на НПЗ Казахстана, транзит российской нефти по территории Казахстана в Китай, а также реализацию проекта расширения «Каспийского трубопроводного консорциума».

Зона особой переработки

– В последние годы в мире заметно выросло внимание к переработке углеводородного сырья. Как идет развитие нефтеперерабатывающих мощностей и создание новых нефтехимических производств?

– Развитие нефтехимического производства является еще одним важным синергетическим элементом деятельности национальной компании. Сегодня «КазМунайГаз» путем участия дочерней компании «Разведка Добыча “КазМунайГаз”» в ТОО Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI) начал переход к стадии непосредственной реализации проекта по строительству первого интегрированного газохимического комплекса в поселке Карабатан Атырауской области. Согласно планам производительность комплекса составит 800 тысяч тонн полиэтилена и 400 тысяч тонн полипропилена в год. Стоимость проекта на сегодня оценивается в 5,3 миллиарда долларов, проект планируется завершить к 2013 году.

Для реализации столь значимого проекта «КазМунайГаз» привлекает лучший мировой опыт. Значительное внимание к участию в этом грандиозном проекте проявляют ведущие мировые компании нефтехимической отрасли. Так, «КазМунайГаз» подписал меморандум о взаимопонимании с известной в области нефтехимии арабской компанией International Petroleum Investment Company, который предусматривает обмен опытом и технологиями.

На месте строительства комплекса планируется создание специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», целью которой является привлечение инвестиций в строительство и комплексное развитие нефтехимических производств по глубокой переработке углеводородов. Проект первого интегрированного газохимического комплекса, так же как и другие крупные проекты строительства нефтехимических объектов, реализуемые «КазМунайГазом», включая завод дорожных битумов, комплекс по производству ароматических углеводородов, нефтехимический комплекс на базе бензола, является частью Государственной программы развития нефтехимической отрасли.

– С приобретением АО «Мангистаумунайгаз» под контроль национальной компании перешли все три имеющиеся в Казахстане НПЗ. Насколько это улучшит ситуацию с ГСМ в стране? Можем ли мы рассчитывать на изменение ситуации на отечественном рынке ГСМ, особенно в отношении качества нефтепродуктов?

– Переговорный процесс по приобретению активов «Мангистаумунайгаза» еще ведется. На данный момент мы изучаем возможности для финансирования столь значительного приобретения. Развитие собственной нефтепереработки, безусловно, является важным аспектом деятельности национальной компании. В целях повышения качества производимого топлива завершен первый этап реконструкции Атырауского НПЗ. Это, в частности, позволило нам повысить качество выпускаемого дизтоплива до уровня стандартов Евро-3 и Евро-4 и привести производство в соответствие с международными экологическими требованиями.

Что касается ситуации на рынке ГСМ, то мы работаем над этим. Для расширения доступа к нефтепродуктам по стабильным ценам «КазМунайГаз» осуществляет проект по развитию сети автозаправочных станций под своим, ставшим уже хорошо известным брендом. Так, если в 2004 году компания имела лишь 24 заправки, то на конец 2007-го их число достигло 156. К 2010 году компания планирует расширить сеть до 330 заправочных станций и восьми нефтебаз, с тем чтобы увеличить свою долю на рынке до 15%. При этом «КазМунайГаз» впервые в республике приступил к строительству заправочных станций эксклюзивного дизайна с применением новейших технологий и строительных материалов, соответствующих международным стандартам. К слову, в сентябре прошлого года наши АЗС стали победителями конкурса среди стран СНГ на звание лучшей автозаправочной станции.

Учитывая тенденции роста стоимости топлива, по заданию правительства «КазМунайГаз» регулярно осуществляет для сельхозпроизводителей поставки ГСМ по сниженным ценам. В 2007 году для нужд сельского хозяйства было поставлено 176 тысяч тонн дизельного топлива, в планах на этот год – 240 тысяч тонн. Таким образом, наша компания оказывает существенную поддержку отечественного агрокомплекса, что также можно расценивать как меры по стабилизации рынка ГСМ.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики