Вокзал для своих

«Казахстанские железные дороги» обвиняют крупнейшего российского железнодорожного перевозчика РЖД в агрессивной демпинговой политике и просят вмешаться в спор премьер-министра Серика Ахметова. Представители российской стороны рассказали «Эксперту Казахстан», что никакого намеренного занижения цен со стороны РЖД не производилось, но комментировать претензии из Казахстана не стали. Тем временем ряд российских операторов указывают на усложнение процедуры погрузки в Казахстане

Вокзал для своих

Обращение  представителей компании «Казахстан Темир жолы» (КТЖ) к премьер-министру Серику Ахметову с просьбой предотвратить «агрессивную демпинговую политику российских компаний» и создать преференции местным железнодорожным операторам наделало много шума.

Своими руками

По информации РБК, КТЖ хочет запретить грузовладельцам сотрудничать со всеми компаниями, за исключением своей дочерней структуры— «Казтранссервиса».  Вице-президент КТЖ Ермек Кизатов обратился в Мин­транском РК с призывом  «принять меры для поддержки казахстанских операторов от экспансии иностранных владельцев подвижного состава».

В КТЖ считают, что крупнейший российский перевозчик, госкомпания “Российские железные дороги” (РЖД) проводит агрессивную дем­пинговую политику.  Железнодорожные компании Казахстана просят разрешить им самим, в обход норм Таможенного союза и договоренностей в рамках Единого экономического пространства,  определять плату за предоставление подвижного состава грузоотправителю. При этом всего 6 % парка РЖД используется в системе грузоперевозок в Казахстан.  Письмо с претензиями от КТЖ, адресованное Серику Ахметову было поддержано Казахстанской ассоциацией перевозчиков операторов вагонов (КазАПО). Однако комментировать эту часть проблемы в КазАПО отказались.

Строгое поручение

Тем временем стало известно, что  ассоциация предлагает предпринять антидемпинговые меры, а также разработать систему льгот и преференций, стимулирующих использование казахстанского парка. КТЖ  в свою очередь  хочет запретить внутренним операторам перевозить грузы в вагонах всех операторов, кроме собственной дочерней структуры — «Казтемиртранса». 9 января на специальном совещании дирекция управления компании вынесла поручение начальникам отделений дороги рассматривать заявки на погрузку лишь от «Казтемиртранса», а самому КТТ — привлечь к сотрудничеству грузоотправителей, работающих с его конкурентами.

В представительстве АО «НК «КТЖ» в Российской Федерации нам подтвердили, что центральное руководство в Казахстане обеспокоено демпинговой политикой РЖД,  сейчас изучается этот вопрос и готовятся ответные меры, однако дать расширенный комментарий также отказались.

Исполнительный директор Ассоциации национальных экспедиторов Республики Казахстан Илья Сегал  отметил, что на уровне регуляции ценовой политики и вопросов грузоперевозок внутри каждой из стран ТС никаких проблем нет, но межгосударственные перевозки не отрегулированы, что приводит к обозначенным проблемам.

«Нужно понимать: даже у самой маленькой железнодорожной компании России грузовой состав составляет 300 тысяч, а у нас на всю республику приходится 100 тысяч. То есть мы не можем конкурировать даже с одной российской компанией, не говоря уже об РЖД. Мы не говорим, что нужно кого-то изгонять, лишь просим, чтобы на уровне Евразийской экономической комиссии эти вопросы стали решаться», - подчеркивает г-н Сегал.

Единый тариф

По словам г-на Сегала, с российской стороны есть демпинг и элементы недобросовестной конкуренции. Россияне предлагают услуги, стоимость которых на 800-1000 долларов с каждого вагона дешевле, чем могут предложить казахстанские железнодорожники. Он напоминает, что с этого года ни одного государственного вагона не будет, только частные, и если государство не станет защищать национального перевозчика, то при желании россияне могут захватить местный рынок грузоперевозок, и если они это сделают, то на казахстанском перевозчике можно ставить крест.  «Нужно установить единые тарифы, и тогда правила игры будут понятными и честными», - сказал Илья Сегал. 

В Евразийской экономической комиссии «Эксперту Казахстан» не смогли прокомментировать ситуацию, ссылаясь на отсутствие компетентных по поставленному вопросу лиц в течение ближайших дней на своих рабочих местах.    

А вот как Михаил Кузьминов, представитель пресс-службы компании РЖД, описал нашему изданию происходящее. «Снижение тарифов на привлечение вагонов российских операторских компаний вызвано переизбытком парка железнодорожного подвижного состава в России. По оценкам РЖД, профицит составляет порядка 250-300 тысяч единиц. В связи с этим операторы вынуждены искать для своих вагонов грузовую базу, в том числе и за границей. Плата за предоставление грузовых вагонов российскими компаниями сформирована рыночными условиями и является средневзвешенной. Таким образом, о демпинге, то есть искусственно заниженных ценах, речи не идет», - отметили в пресс-службе Российских железных дорог. 

Без диалога

Как отмечают в РЖД, уменьшение ставки привлечения грузового подвижного состава оказывает существенное положительное влияние на транспортную составляющую в цене перевозимых товаров. Конкретные вопросы, связанные с проблемами КТЖ и казахстанских грузоперевозчиков остались без ответа и были проигнорированы российской стороной.

Заметим, что тариф россиян за один тоннокилометр провозки груза в среднем составляет 5 рублей (25 тенге). В КТЖ расценки почти в полтора раза дороже - на уровне 30-33 тенге. Попытки добиться комментария в офисе КТЖ в Казахстане не принесли результата, представители компании отказались от общения с журналистами.

В РЖД на условиях анонимности отметили, что ряд российских операторов уже испытывает на себе ужесточение политики КТЖ. «Погрузка в Казахстан крайне затруднена. Оформить необходимые документы на нее  стало почти невозможно. То есть, казахстанская сторона не дает добро, создавая волокиту с бумагами. Мы не находим логического объяснения этому: есть союзные соглашения, предусматривающие процедуры транспортировки грузов, взаимодействие железнодорожных операторов. Ту политику, которую сейчас проводит КТЖ, нельзя назвать иначе, как подрыв двухсторонних договоренностей», - резюмировал наш собеседник из РЖД.

Представитель КазАПО Салтанат Адалбаева выразила сомнение в объективности версии РЖД. «Все, что они говорят, это же неправда», - резюмировала наша собеседница. Свою «правду» в КазАПО рассказывать отказались.

Свои виноваты

Надо заметить, что казахстанские бизнесмены адресуют претензии не только российским железнодорожникам, но и казахстанским. И чаще всего предпринимателей не устраивает стоимость услуги. Недавно исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горнометаллургических предприятий РК Николай Радостовец заметил, что естественный рост тарифов сегодня ставит некоторые субъекты бизнеса в сложное положение. По его словам, казахстанские перевозчики практически не применяют скидки к действующим тарифам в отличие от российских. В частности он упомянул ENRC: “У них нет ни роста объемов, ни увеличения поступлений в бюджет, но критическая ситуация по сбыту продукции, просто цены такие, что может им останавливаться”, - приводит слова г-на Радостовца Bnews.kz.

“Может быть, на какой-то период времени, когда субъектам рынка тяжело, какие-то компенсационные понижающие тарифы можно было бы вводить, надо просто анализировать последствия: если при таких тарифах субъект не может продавать свою продукцию, то может на какой-то период давать ему возможность более низких тарифов, а потом пусть компенсирует, хотя бы на такой возвратной основе, но что-то надо делать», - отметил г-н Радостовец, фактически призвав АРЕМ подумать о вводе скидок на железнодорожные перевозки и исключительных тарифов. 

Два брата - госкомпании

Напомним: КТЖ оперирует одной из самых больших железнодорожных сетей в мире протяженностью более 14 тыc. километров, играет  значительную роль в национальном транспортном секторе, осуществляя около 58% всех грузовых перевозок и 50% пассажирских перевозок. По данным Агентства РК по статистике,  по итогам 2011 года Казахстан располагал почти 56 тысячами грузовых вагонов, принадлежащих КТЖ; у частных компаний скопилось 52 тыс. При этом, по оценкам «Казтемиртранса», дефицит грузовых вагонов в Казахстане - порядка 50 тысяч вагонов, что составляет половину от действующего состава грузовых вагонов страны. 

На сегодняшний день РЖД является крупнейшей транспортной компанией России и входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира. На долю РЖД приходится около 40% совокупного грузооборота и около 40% пассажироперевозок в стране. 

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?