Парад несбывшихся надежд

Политические риски в Грузии привели к свертыванию инвестиционной деятельности Казахстана в этой стране

Парад несбывшихся надежд

В конце сентября стало известно, что нефтегазовая компания «КазМунайГаз» (КМГ) отказалась от строительства НПЗ в грузинском порту Батуми. Затем госкомпания «Продкорпорация» дезавуировала свое намерение построить в Поти зерновой терминал и элеватор емкостью 24 тыс. тонн. Не исключено, что их примеру могут последовать и другие казахстанские инвесторы.

Кот в мешке

В последние годы Казахстан стал одним из крупнейших инвесторов, вкладывавших в экономику Грузии, оказавшись по этому показателю на втором месте после США. Так, если в 2003 году товарооборот между странами едва достигал 10 млн долларов, то к концу 2006-го приблизился к миллиарду долларов. Аналитиками вложения казахстанских инвесторов в энергетический, банковский, строительный и туристический секторы Грузии оцениваются не менее чем в два миллиарда долларов. Еще в марте 2005 года «БТА Банк» (тогда называвшийся Банк «ТуранАлем») выкупил 49% грузинского банка Silk Road Bank, объявил себя проводником грузинского бизнеса в Казахстан и, наоборот, казахстанского бизнеса в Грузию. Казахстанские инвесторы приобрели более 20 гостиниц и пансионатов на побережье Аджарии. Только в недвижимость в Тбилиси БТА вложил, по разным оценкам, от 150 до 250 млн долларов. Кроме того, в мае 2006 года банк за 90 млн долларов приобрел крупнейшую в стране телекоммуникационную сеть «Электросвязь Грузии».

Не намного отстала от БТА в приобретении активов в Грузии национальная компания «КазМунайГаз». По данным департамента приватизации Минэкономики Грузии, «дочка» КМГ АО «КазМунайСервис» весной 2006 года за 10 млн долларов купила известный оздоровительный комплекс «Ликани-Боржоми», находящийся на территории правительственной резиденции (обычно там отдыхают президент Грузии и его семья). Нацкомпанией был также приобретен контрольный (а в феврале 2008 года выкуплен полностью) пакет акций нефтяного терминала в Батуми. Планировалось и строительство вблизи Батуми нефтеперерабатывающего завода мощностью пять-семь миллионов тонн сырья в год и стоимостью около миллиарда долларов. Основной целью приобретения данных активов была диверсификация экспортных маршрутов казахстанской нефти и обеспечение прямого выхода казахстанским товарам на мировые рынки.

Активно развивая сотрудничество с Грузией, «КазМунайГаз» в мае 2006 года за 12,5 млн долларов стал владельцем газораспределительной компании АО «Тбилгази» (ныне ООО «КазТрансГаз-Тбилиси»). Низкая стоимость сделки объясняется тем, что «Тбилгази» был признан банкротом: задолжал кредиторам (среди которых были тбилисская мэрия и грузинский Минфин, российские компании «Газэкспорт» – дочка «Газпрома» – и «Итера») почти 140 млн долларов.

Следует отметить, что ранее грузинские власти неоднократно пытались продать «Тбилгази». Однако на владение газораспределительной сетью, пригодной к использованию менее чем на 15%, претендентов не находилось. В частности, проявившая было в июле 2002 года интерес израильская компания Tahal Conculting Engineering, просчитав затраты на проект, признала его нерентабельным и отказалась от этой затеи.

Таким образом, до тех пор пока по указанию Астаны ее не купил казахстанский инвестор в лице «КазТрансГаза», компания была совершенно безнадежна не только в смысле изношенных производственных активов, но и сбора платежей за текущие поставки «голубого топлива». По информации ВВС, компания «Тбилгази» ежегодно теряла до 60% газа из-за банального воровства. Приняв политическое решение протянуть Тбилиси руку помощи, Астана попыталась вытащить страну победившей «революции роз» из «газовой петли».

Какой тут был разыгран политический пасьянс, сказать трудно. Купив кота в мешке, казахстанская сторона получила проблемы с нахождением газа для Тбилиси и сбора платежей за текущие поставки газа. Объем инвестиций в развитие газораспределительной сети грузинской столицы (при крайней сомнительности окупаемости вложений) был увеличен с первоначальных 82 млн до 150 млн долларов. Отметим, что тогда же руководство «КазТрансГаза» признавалось: для приведения газового хозяйства Алматы в безупречное состояние требуется 600 млн тенге (5 млн долларов) ежегодных вливаний и 10 лет неустанной работы. Однако деньги пошли в Грузию.

Каспийское спокойствие

Сильные политические риски в Грузии, проявившиеся во время ее вооруженного конфликта с Южной Осетией, привели к тому, что вектор бурного развития двусторонних казахстанско-грузинских отношений сменился на обратный. Казахстан дезавуировал ряд объявленных в прошлом году крупных инвестиционных решений. Первым был отказ АО «НК “КазМунайГаз”» от строительства нефтеперерабатывающего завода в Батуми, затем госкомпании «Продкорпорация» – от планов возведения зернового терминала в Поти стоимостью порядка 10 млн долларов.

Министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев честно признал, что отказ связан «с международными проблемами, с ситуацией в Грузии». Представители «КазМунайГаза» опровергли слухи о политической подоплеке своего решения. «В выборе руководствуемся только экономической целесообразностью. Здесь политику за уши не надо притягивать», – цитирует агентство Reuters слова одного из представителей компании, назвавшего реальной причиной отказа недостаток территории, выделенной под строительство НПЗ. Правда, тогда непонятно, чем руководствовалась компания, выкупая в прошлом году за 27 млн долларов участок площадью 80 га именно под проект строительства НПЗ.

Очередным объектом, который пополнит парад несбывшихся надежд, может стать газораспределительная компания ООО «КазТрансГаз-Тбилиси». Вопрос о ее продаже (случайно или нет) совпал с призывом грузинской оппозиции изгнать из страны ее владельца – газовую компанию «КазТрансГаз». «Без всякого объявления “КазТрансГаз” с 1 августа повысил тариф на кубометр газа с 50 тетри (35 центов) до 70 тетри, причем не только для юридических, но и для определенной категории физических лиц, поэтому мы требуем выдворения этой компании из Грузии и национализации ее активов… “КазТрансГаз” грабит население Грузии с помощью сегодняшнего грузинского правительства, которое фактически находится в доле этого грабежа», – заявил на прошлой неделе один из лидеров Лейбористской партии Грузии Паата Джибладзе. Обращает на себя внимание не столько повод (повышение тарифов), сколько значительная задержка с реакцией. Между тем эксперты еще при приобретении «Тбилгази» предупреждали, что высокие (для Грузии) тарифы на газ могут привести к конфликтам с грузинскими потребителями.

Таким образом, если ранее заявлялось о хороших условиях в Грузии для ведения бизнеса, то сегодня Казахстан подсчитывает убытки. Впрочем, возможно, вложения Казахстана в Грузии были продиктованы не столько экономическими, сколько политически конъюнктурными соображениями. Теперь ситуация изменилась, и госкомпании приняли решение дистанцироваться от непредсказуемого режима.

Политический пасьянс

Приобретение нефтяного терминала в Батуми привело к принятию Казахстаном ответственности за поставки нефти по смешанному танкерно-железнодорожному маршруту Актау–Баку–Батуми (часть Казахстанской каспийской системы транспортировки, ККСТ) и обеспечение порта Батуми наливным транзитным экспортным грузом. Отметим, что в рамках ККСТ предусматривалось создание инфраструктуры на сумму 1,6 млрд долларов.

Однако использование терминала в Батуми даже для загрузки сырьем двух НПЗ румынской энергетической компании «Ромпетрол» (контролируются КМГ) представляется экономически невыгодным. В этом случае неоднократные перевалки (использование железной дороги и перевозки по морю) увеличивают срок и стоимость транспортировки груза по сравнению с транзитом через Россию. И все ради того, чтобы поддержать Грузию и обойти Россию?

 С началом войны на Кавказе Астана резко утратила интерес к этому маршруту, и прозвучало предложение переориентации нефтеэкспортных потоков на собственные нужды. Тем не менее пока «КазТрансОйл» не отказывается от намерений инвестировать в Батумский порт и нефтяной терминал. «В Батумском нефтяном терминале и Батумском морском порту действует инвестиционная программа, которая предусматривает дальнейшее развитие мощностей и техническое перевооружение этих предприятий в соответствии со стандартами АО «КазТранcОйл». Компания ставит своей целью достижение запланированных на 2008 год основных производственно-финансовых показателей работы своих транспортных активов в Грузии, порта и терминала, на уровне перевалки 9,2 млн тонн грузов», – заявили в пресс-службе госкомпании.

 Таким образом, можно констатировать повторение украинского сценария в Грузии. Как известно, ранее Украина была выбрана ключевым партнером для экспансии в Восточную Европу. Однако затем пришлось сворачивать такие некогда перспективные проекты, как строительство НПЗ в Одесской области, развитие транзита казахстанской нефти из порта «Южный» через Украину и Белоруссию в страны Балтии.

Не надо печалиться?

Несмотря на то что США и Евросоюз пообещали Грузии оказать ей значительную финансовую помощь, вооруженный конфликт в Южной Осетии будет иметь весьма серьезные и долгосрочные последствия не только для Грузии, но и для мировой политики и экономики. Начало формированию ее новой модели уже положено.

До событий на Кавказе Астана и ее партнеры отдавали предпочтение ККСТ, но теперь в казахстанских планах могут произойти изменения. В частности, Ак орда ищет нового партнера для своих нефтяных и зерновых проектов. И им может стать Иран. Астана и Тегеран начали переговоры по строительству НПЗ на севере Ирана вблизи берегов Каспия. Обсуждается возможность строительства казахстанско-туркменско-иранского трубопровода мощностью от 25 млн тонн в год, который начнется в Атырау и завершится в Неке. В перспективе труба может быть продолжена от Неки до порта Джанавех на берегу Персидского залива, а пропускная способность удвоена.

«Иранский маршрут является потенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволит нам выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам», – заявил телекомпании «Астана» президент НК «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин. По мнению экспертов, единственной серьезной проблемой в реализации этого плана являются сложные отношения Ирана с Западом. Однако, отмечают они, Казахстан, развивая по мере возможности иранское направление, может переориентировать нефтяные потоки в Китай.

После проигранной в августе войны ни отельный, ни курортный, ни банковский бизнес в Грузии скорой отдачи не обещает. И это понятно. Политическая история страны в течение всего постсоветского времени была в основном исключительно насильственной. Высокая вероятность смены руководства, массовых волнений, передела собственности в обозримом будущем не делают Грузию привлекательной ни для отдыха, ни для инвестиций.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее